Штраф за уклонение от налогов физ лицами

Содержание

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
— два года после совершения преступления небольшой тяжести;
— десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

Ответственность руководителя:
При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

Ответственность бухгалтера:
Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. , обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. , чаще всего они отдаются в устной форме. , часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации ) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

В Письме ФНС России от № «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от «О едином учете преступлений».

В Письме ФНС России от № разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц . Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим деятельность, то есть полицией и ФСБ.

Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе деятельности.

Применительно к деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Система налогообложения граждан Российской Федерации представляет собой совокупность пошлин, акцизов и сборов, которые регламентированы федеральными, региональными и местными законами каждого субъекта РФ. Оплата происходит за счет средств юридических и физических лиц, отчисления поступают в государственный и местный бюджет. Уклонение от уплаты налогов влечет за собой как административную (пени, штрафы), так и уголовную ответственность граждан.

Структура налоговой системы в России

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями:

Налоговый Кодекс РФ

Федеральные платежи едины и подлежат уплате на территории всей Российской Федерации. Взыскание проводится в соответствии с НК РФ, который вступил в силу в январе 2001 года. Налоговая ставка и предмет налогообложения в этом случае не зависят от того, в каком городе, республике или крае РФ проживает налогоплательщик.

К федеральным сборам относятся:

  • НДС — налог на добавочную стоимость;
  • НДФЛ — налог на доходы физлиц;
  • налог на прибыль;
  • госпошлина;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых, на использование водных ресурсов и животного мира.

На заметку! Региональные сборы подлежат оплате согласно НК РФ и законам субъектов (республик, краев, областей, автономий). Такие платежи отличаются ставкой, сроками и порядком оплаты в зависимости от законодательства региона и оплачиваются только лицами, проживающими на территории субъекта.

  • имущественный налог на собственность организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

Местные сборы устанавливаются, помимо НК РФ, нормативно-правовыми актами муниципальных образований. К ним относят документы, утвержденные на уровне отдельных поселков, городов, муниципальных районов. Оплату местных начислений производят жители данных муниципалитетов.

Примеры муниципальных сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Обратите внимание! Наказание, предусмотренное в случае, когда физическое или юридическое лицо пытается уклониться от уплаты пошлины, зависит от обстоятельств, размера правонарушения и прописано в Налоговом, Административном и Уголовном кодексах РФ.

Структура налоговой системы

Ответственность налогоплательщика

Налоговые взносы являются обязательными и безвозмездными, за их счет ежегодно пополняется государственный бюджет. Однако организации, компании, ИП и физические лица пытаются снизить величину выплат, используя для этого законные и незаконные методы.

Важно! Ответственность граждан за данное правонарушение наступает по достижении 16 лет, так как, согласно статье 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, с этого возраста предоставляется право на осуществление предпринимательской деятельности.

НК РФ налагает санкции в виде штрафов за непредоставление налоговой декларации (статья 119). В этом случае сумма выплат составляет 5% от пошлины, но не менее 1000 рублей. Штраф не может быть более 30% от суммы начисленного сбора.

Ст. 122 НК РФ подразумевает ответственность за неправильно исчисленную сумму налога и умышленное занижение налоговой базы. В этом случае размер санкций составит от 20 до 40% от недостающей величины.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает наказание ответственного лица за несвоевременную подачу налоговой декларации. Согласно статье 15.5 на правонарушителя налагается штраф от 500 до 800 рублей.

Внимание! При выявлении неуплаты в крупных и особо крупных размерах возникает состав преступления, подразумевающий уголовную ответственность граждан. Уклонение от уплаты налогов в соответствии с УК РФ наказывается при причинении ущерба бюджету в сумме от 3 миллионов рублей.

Ст. 194 УК РФ предусматривает наказание за уклонение от уплаты таможенных сборов. Экономическое преступление, совершенное в крупных размерах, когда сумма ущерба составляет не менее 3 миллионов рублей, карается штрафом от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы (иного дохода) нарушителя за период от года до двух лет. Применяют в качестве наказания обязательные общественные работы на 180–240 часов или лишение свободы сроком до двух лет.

Уголовное преступление в особо крупных размерах, когда ущерб составляет не менее 36 миллионов рублей, или совершенное группой лиц, подразумевает наказание в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода гражданина за период от года до трех лет. Также возможно лишение свободы сроком от 5 лет с ограничением в последующем права заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

По истечении срока давности налогоплательщик или другое ответственное лицо освобождается от уголовной ответственности. Для преступлений, совершенных в крупных размерах, этот срок составляет 2 года, в особо крупных размерах — 6 лет.

Ст. 198 УК РФ подразумевает наказание за уклонение от уплаты пошлины физических лиц. Сюда попадает и ответственность за непредоставление налоговой декларации или предоставление заведомо ложной информации.

Нарушение в крупных размерах (ущерб более 1 800 000 рублей) предусматривает в качестве наказания штраф 100–300 тысяч рублей, или арест сроком на 6 месяцев, или лишение свободы сроком до года. В случае уголовного деяния в особо крупных размерах, когда ущерб составил от 9 миллионов рублей, сумма штрафа достигает 200–500 тысяч рублей. Возможно лишение свободы сроком на 3 года.

Срок давности по этому преступлению — 2 года, а за деяния в особо крупных размерах — 6 лет.

Наказание за уклонение от уплаты налога организацией регламентируется ст. 199 УК РФ. Наказанием за преступление в крупных размерах, когда сумма ущерба более 6 миллионов рублей, будет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или лишение свободы сроком до двух лет. Возможно ограничение на право заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Обратите внимание! Совершение правонарушения в особо крупных размерах (ущерб более 30 миллионов рублей) влечет за собой штраф 200–500 тысяч рублей, лишение свободы до 6 лет.

Срок давности составляет 2 года для преступления, совершенного в крупном размере, и 10 лет для нарушения в особо крупном размере.

Неисполнение обязанностей налогового агента влечет за собой наказание в соответствии со ст. 199.1 УК РФ. В этом случае при ущербе на 6 миллионов рублей провинившегося штрафуют на 100–300 тысяч рублей или лишают свободы сроком на 2 года. При причинении ущерба на сумму более 30 миллионов штраф составит 200–500 тысяч, а срок лишения свободы — до 6 лет. Ответственность прекращается по истечении срока давности (2 года и 10 лет соответственно).

Сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых производится уплата пошлин организацией или ИП, предусматривает наказание в соответствии со ст. 199.2 УК РФ. Размер уклонения более полутора миллиона рублей карается наложением штрафа 200–500 тысяч рублей или лишением свободы на 5 лет. Срок давности по этому преступлению 6 лет.

Важно! Определение наказания по вышеперечисленным правонарушениям осуществляет суд, который учитывает смягчающие или отягчающие обстоятельства. От них зависит мера ответственности и размер санкций.

Льготные категории граждан

В России существуют льготные категории граждан, которые освобождаются от погашения некоторых видов налогов. Так, от имущественного сбора освобождены инвалиды 1 и 2 группы, ветераны военных конфликтов, Герои СССР и РФ, отставные военные с выслугой не менее 20 лет, жертвы Чернобыля и семьи военнослужащих, потерявшие кормильца.

Льготные категории граждан освобождаются от транспортного сбора и имеют скидку на земельный налог. Лица, находящиеся на государственном обеспечении, не вносят пошлину на доходы физических лиц.

Среди организаций, имеющих право на налоговые льготы, выделяют компании, работающие с инвалидами, адвокатские бюро, религиозные сообщества. Для уменьшения налогового сбора необходимо оформление соответствующих документов.

Уклонение от уплаты налогов является серьезным правонарушением и влечет за собой как административную, так и уголовную ответственность. Пренебрегая законодательством РФ, гражданин рискует не только своим имуществом, но и свободой.

Неуплата налогов физическим лицом может произойти по незнанию гражданина или умышленно. Тем не менее, в любом случае для каждого недобросовестного налогоплательщика наступает налоговая ответственность в виде пени за просрочку платежа и штрафа за неуплату налога. С каких доходов и имущества уплачиваются взносы, и какая налоговая ставка действует в 2018 году? Как уменьшить налог и попасть под налоговую амнистию, будет рассмотрено в статье.

Налоговая система России выстроена таким образом, что граждане лично не перечисляют налоги в бюджет. Доход людей — заработок по месту трудоустройства, а необходимые расчеты и выплаты за них выполняет бухгалтерия предприятия. Это помогает гражданам избежать заполнения сложной отчетности. Отсутствие опыта не позволяет им информировать государство о полученных доходах из дополнительных источников. Такие действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов. Какая предусмотрена ответственность за неуплату налогов законодательством и какой штраф за неуплату налогов физическим лицом?

Платежи, перечисляемые в казну, расходуются на поддержание инфраструктуры, поэтому государство обеспечивает наполняемость бюджета мерами принуждения к должникам.

Налоговые агенты

Не все налоговые отчисления, например, вычеты по НДФЛ, физическое лицо делает самостоятельно. Если гражданин официально трудоустроен, то за него взносы делает налоговый агент, которым выступает работодатель. Согласно закону, налоговый агент – это лицо, уполномоченное вносить налоги за других лиц и нести ответственность перед ФНС. Агентами выступает организация или ИП. Закон предусматривает налог на доходы физических лиц.

Ставка платежа составляет 13 % от полученных сумм для резидентов России. Также налоговый резидент — это физическое лицо, которое постоянно проживает на территории других стран. Доход, полученный в РФ, облагается налогом 30 %. Эти правила действуют вне зависимости от получаемых сумм: введение прогрессивной шкалы (увеличение отчислений для крупных доходов) пока не планируются.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году составляет от 5% суммы удержания за просроченный месяц. Максимальный размер пени исчисляется 30 % при минимальном штрафе в 1000 рублей. Наказание за неуплату налогов ждет ИП за не вовремя поданную налоговую декларацию. 1000 рублей за пропущенный месячный период и 500 рублей за неверные сведения – такие цифры установлены в НК РФ. Налоговый период по НДФЛ приравнен к календарному году.

Иные доходы, облагаемые налогами

Неуплата налогов происходит из следующих источников дохода:

  • сдача жилья в аренду;
  • деятельность фрилансеров;
  • оказание разовых услуг другим лицам;
  • продажа недвижимости и транспорта;
  • земельный налог.

Чтобы не понести ответственность за уклонение от уплаты, граждане должны внимательно отслеживать получаемые платежи и перечислять 13 % своих доходов в бюджет начиная с 16-ти летнего возраста.

Способы уклонения

Неуплата налогов в основном происходит по нескольким схемам:

  • несвоевременное сообщение о доходах в налоговую
  • уменьшение размера отчисляемого налога;
  • пользование льготами, чей срок действия истек;
  • замалчивание о появление дополнительных налогооблагаемых объектов.

Сокрытие доходов и уменьшение взносов маскируются под фиктивные договора, в которых доходная часть сильно занижена. Контрагентом налогоплательщика обычно выступает фирма-«однодневка».

Дополнительно прочитайте о размерах налога на выигрыш в лотерею.

Ответственность за неуплату налогов при сдаче жилья в аренду

Приобретение инвестиционного жилья – популярный способ вложения свободных средств. Оно не теряет в цене и позволяет извлекать доход от сдачи в аренду. Собственники выбирают следующие способы взаимодействия с налоговой инспекцией:

  • уплата всех положенных сборов;
  • занижение получаемых с аренды доходов;
  • отказ перечисления налогов.

Последние 2 способа представляют риск понести ответственность за неуплату. Скептики ссылаются на то, что никто не узнает о факте сдаче жилья, но получить такую информацию несложно.

Практика работы контролирующих органов предполагает изучение сведений об имеющихся у гражданина недвижимых объектах. На протяжении нескольких лет инспекторы практикуют рассылку уведомлений собственникам более 2-х квартир о необходимости пополнить казну при их сдаче. Чтобы не быть под постоянным подозрением и избежать штрафа за неуплату налога за сдачу квартиры, нужно перечислить 13 % с дохода.

Не отчитывающийся гражданин обязательно заинтересует инспекцию, которая опросит соседей и жильцов. Результатом станет ответственность за правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов на имущество

Ряд платежей в бюджет обусловлен не фактом получения дохода, а наличием в собственности определенного имущества. К таким сборам относятся:

  • транспортный налог;
  • на имущество физических лиц.

Их расчет производится инспекторами, исходя из мощности двигателя или кадастровой стоимости недвижимости, принадлежащей гражданам. Итоговый результат направляется им в налоговом уведомлении.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Если гражданин получил платежку, он обязан перечислить рассчитанную сумму в бюджет. Сам факт направления уведомления говорит том, что налоговая инспекция обладает всей полнотой информации о собственности физлица. Она передается в этот орган регистрационными подразделениями ГИБДД и Росреестром.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Чтобы зафиксировать налоговое правонарушение, инспектору достаточно отследить неисполнение направленного гражданину документа. Уклонение от внесения денег в казну скрыть не удастся.

Земельный налог

Граждане России, имеющие в собственности землю, уплачивают земельный налог. Для этого используется код бюджетной классификации (КБК). Он состоит из цифр, по которым анализируется характер, назначение, размер платежа. Отдельный КБК присвоен начислению пеней. В 2019 году налоговая ставка составила 0,3% кадастровой стоимости для сельхозугодий, ЛПХ, участков под многоквартирные дома, землю с коммуникациями. Остальная земля требует 1,5% ежегодных взносов. Пени за подачу сведений позднее 1 декабря начисляются в размере 1/300 от ставки ЦБ. Штраф за умышленное сокрытие составит 40% к долгу, за неполное покрытие взносов – 20%.

Транспортный налог

За основу берется мощность автомобиля. Максимальная ставка для транспорта свыше 250 л.с. равна 15 рублям. Существуют несколько способов, как не платить транспортный налог. Среди них:

  • оформление заявления в налоговой, что ТС не используется;
  • оформление льгот;
  • переоформление авто на льготника;
  • отсрочка платежа на полгода, если не прислали уведомление вовремя.

Если автомобиль в угоне, то надо сразу предоставить соответствующую справку из ГИБДД. На похищенное ТС налог не начисляется.

Штраф за неуплату транспортного налога составляет 1/300 ставки за просроченный этап. Однако есть срок давности истребования долга, он составляет не более 3 пропущенных лет. Т.е., в 2019 году приставы не смогут требовать уплаты долгов до 2015 года.

Где узнать задолженность по налогам физических лиц

Чтобы не столкнуться со сложностями, рекомендуется периодически изучать данные о недоимках по обязательным платежам. Граждане часто интересуются тем, где посмотреть задолженность по налогам физических лиц. Раньше это было возможно только путем личного обращения в контролирующие уплату сборов органы. Чтобы получить представление о размере неисполненных перед бюджетом обязательств сегодня, граждане могут не посещать инспекцию лично. Налоговая задолженность физических лиц размещается на нескольких онлайн-ресурсах.

Сервис Госуслуг

Среди прочих услуг, портал предоставляет возможность получить данные о задолженности по налогам. Чтобы стать пользователем, нужно следующее:

  • зарегистрироваться на ресурсе с помощью номера мобильного телефона или СНИЛС;
  • заполнить данные своего профиля.

Когда гражданин активировал свой профиль, ему нужно нажать на вкладку «мои долги по налогам физических лиц» и узнать о недоимках. Сервис предоставляет возможность погасить долги с помощью электронной платежной системы.

Личный кабинет налогоплательщика

На сайте налоговой службы присутствует возможность зарегистрироваться в качестве пользователя-налогоплательщика. Эта процедура является более сложной, нежели использование портала Госуслуги. Закон защищает налоговую тайну, поэтому гражданину придется посетить инспекцию и получить карту доступа с временным паролем (его необходимо заменить в месячный срок).

Чтобы узнать, какова налоговая задолженность по ИНН, ваш ИНН нужно вбить в поле поиска. При отсутствии сведений об индивидуальном номере ресурс предлагает указать фамилию, а также паспортные данные для того, чтобы узнать размер недоимки

Неуплата исчисленных налогов также отражается в личном кабинете. Там же присутствует возможность оплатить недоимку, не выходя из-за компьютера.

Ресурс обладает дополнительным функционалом:

  • сдача деклараций;
  • сервис запросов в налоговую инспекцию;
  • распечатка уведомлений.

Сайт службы судебных приставов

Чтобы узнать о критических долгах без прохождения регистрации, можно использовать сайт ФССП. Гражданину придется сделать следующее:

  • открыть банк данных об исполнительных производствах;
  • выбрать регион;
  • заполнить ФИО и дату рождения.

Система выдаст информацию обо всех открытых исполнительных производствах в отношении человека. Среди сведений появятся данные об источнике задолженности (кредиты, штрафы, и т.д.).

На сайте службы судебных приставов удастся узнать только о части долгов. Если инспекция не передала исполнительные документы, то сведения о недоимке будут отсутствовать в этой базе.

Система «Яндекс-Деньги»

Неуплата начисленных налогов отслеживаются с помощью платежной системы «Яндекс-деньги». Для этого необходимо зарегистрироваться или использовать уже существующую учетную запись.

Для получения информации требуется открыть сервис с информацией о налогах. Он отличается сравнительной простотой использования. Сервисом осуществляется проверка задолженности физических лиц по ИНН. Гражданин оплачивает недоимку через эту систему.

Виды налоговых правонарушений

Любое несоблюдение норм, предписанных в налоговом законодательстве – это налоговые правонарушения. По умолчанию их можно разделить на группы:

  • Несоблюдение временных рамок для сообщения о новом объекте налогообложения;
  • Грубые нарушения при предоставлении отчетности или просрочка платежей;
  • Создание препятствий для деятельности налоговых органов;
  • Сокрытие доходов, облагаемых налогом.

Деяния могут предусматривать пени, штрафы и даже лишение свободы.

Пени по налогам в 2019 году

Если налогоплательщик делает взнос по налогам позже установленного срока, то ему будут начислять пени за каждый пропущенный день. Калькулятор пени по налогам помогает верно рассчитать сумму долга. За основу берется ставка рефинансирования ЦБ. 1/300 от этого значения и будет доплачиваться за пропущенный день. В 2019 году с марта установленная Центробанком ставка равна 7,25 %.

Ответственность, предусмотренная законом за уклонение от уплаты налогов

Вопрос о том, что грозит гражданину, не перечисляющему сборы в казну, интересует каждого плательщика. Неуплата предусмотренных налогов и неисполнение сопутствующих обязанностей грозит привлечением к ответственности по НК РФ. В ряде случаев возможно уголовное и административное наказание.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Применение тех или иных наказаний, когда неуплата совершена физическим лицом зависит от ряда факторов:

  • размер образовавшейся задолженности;
  • статус гражданина;
  • прошедший с момента образования недоимки период.

Штраф за неуплату налогов физическим лицом

Налоговая санкция – это применяемый вид наказания исходя из совокупности правонарушений.

Налоговая ответственность за образование недоимки предусмотрена ст. 122 НК. Суровость применяемых взысканий зависит от умысла нарушителя.

  • В ситуациях, когда задолженность образовалась по ошибке, штраф за неуплату составляет 20 % от суммы недоимки.
  • Наказание за умышленное уклонение от внесения сборов в казну более суровое. Штраф за неуплату физическим лицом составит 40 % от размера долга.

Многие граждане не платят налоги годами. За это время накапливается внушительная сумма долга. Налоговые преступления влекут наказание независимо от суммы скрытых перечислений. Закон устанавливает временные пределы применения взысканий. Срок давности за совершение правонарушения составляет 3 года с момента окончания налогового периода, в котором оно было допущено.

Наказание по ст. 122 НК окажется не единственной проблемой гражданина. Штраф за несвоевременную уплату не освободит его от обязанности перечислить налоговый сбор и уплатить пеню.

Статистические данные

Около 30 % всех экономических правонарушений составляют налоговые преступления. Статистика, представленная ФНС за 2017 год, указывает на 1001 уклонение от уплаты налогов, что почти в 9 раз меньше данных за 2016 год. Всего за период 2013-2017 гг. подследственность налоговых правонарушений составила 30249 дел, из них раскрыто – 14389.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Для гражданина уголовную ответственность может повлечь и неуплата налогов. Статья 198 УК РФ обозначает условия для заведения подсудного дела:

  • сумма долга за 3 предшествующих года превышает 900 тыс. рублей и составляет более 10 % от суммы всех исчисленных сборов;
  • сумма долга за этот период превышает 2 700 тыс. рублей.

Налоговые преступления, за которые сажают на срок до 3 лет, имеют более серьезные признаки. По этим критериям устанавливается уголовная ответственность за неуплату налогов в крупном размере. Наказанием может оказаться штраф до 300 тыс. рублей, или лишение свободы до 1 года.

Отдельные критерии имеет особо крупное уклонение от уплаты. УК РФ классифицирует его:

  • если долг образовался за 3 предшествующих года и превышает 4 500 тыс. рублей, а также составляет более 20 % от всех обязательных платежей;
  • если долг за это время составил более 13 500 тыс. рублей.

В любом из этих случаев наказание окажется более суровым (от штрафа в пределах 200 – 500 тыс. рублей до 3-х лет лишения свободы).

Эти действия относятся к категории небольшой тяжести, поэтому срок давности по налоговым правонарушениям составляет 2 года с момента совершения.

Административная ответственность

Закон ограничивает применение таких мер. Они используются, когда происходит неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность наступает при нарушениях соков представления отчетности. Ст. 15.5 КоАП устанавливает наказание для должностных лиц компаний, выполняющих эти функции (главный бухгалтер).

Неуплата является серьезным правонарушением. Если гражданин не отследит информацию о задолженности, он рискует получить арест на банковские счета и лишиться возможности выезда за рубеж.

Списание долгов

Налоговая амнистия в 2019 году для физических лиц позволит избавиться от некоторых долгов гражданам и ИП. Недоимки, появившиеся до 1 января 2015 года по части транспортного, земельного и имущественного налога, будут прощены. Индивидуальным предпринимателям «простят» долг по НДПИ, акцизам и перемещению товаров за границу.

Права и обязанности налоговых органов

Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:

  1. контроль за своевременной уплатой всех сборов
  2. учет всех льгот
  3. своевременное отправление уведомлений
  4. реагирование на жалобы

Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:

  • проверка;
  • изучение отчетности;
  • получение объяснений;
  • осмотр объектов собственности.

Налоговые преступления: зарубежные страны и их система

В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.

Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *