Укрытие преступления сотрудником полиции

Макаров С., судья Иркутского областного суда, кандидат юридических наук, доцент.

Уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена ст. 316 УК РФ. Если лицо участвует в преступлении, заранее обещая укрыть его, оно отвечает за пособничество. На общих основаниях ответственность за эти преступления несут как частные, так и должностные лица.

Сокрытие преступлений должностным лицом — представителем власти, в полномочия которого входит выявление, регистрация, раскрытие преступлений, возбуждение и расследование уголовного дела, не предусмотрено специальными нормами. Но может быть квалифицировано по ст. ст. 285, 286, 292 УК, а когда это сопровождается незаконным освобождением от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, — по ст. 300 УК.

В судебной практике к ответственности за должностное укрывательство преступлений чаще привлекаются сотрудники органов внутренних дел. В основном за укрывательство преступлений общеуголовной направленности: краж, грабежей, разбоев. О сложности дел об укрывательстве говорит тот факт, что по ним чаще всего выносились оправдательные приговоры (33% из числа рассмотренных) .

По результатам обобщения судебной практики в Иркутской области за 2005 — 2006 гг.

С учетом особенностей составов злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286) и служебного подлога (ст. 292) следует учитывать следующие объективные и субъективные признаки должностного укрывательства преступлений.

Объект преступления — правоохранительная деятельность в сфере борьбы с преступностью, а соответственно, права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Должностное укрывательство преступлений дезорганизует деятельность правоохранительных органов, препятствует реализации целей, задач и принципов уголовного судопроизводства, снижает защищенность граждан, государства, общества, подрывает авторитет государства и его правоохранительной системы.

Потерпевшими по таким делам признаются юридические и физические лица, защита интересов которых — основная задача правоохранительной деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

При должностном укрывательстве преступлений предмет преступления является обязательным либо факультативным признаком. В качестве предмета преступления могут признаваться: 1) поступившие для рассмотрения заявления, сообщения о преступлении; 2) полученные в ходе служебной деятельности материалы доследственной проверки, оперативно-розыскной деятельности; 3) процессуальные решения по результатам проверки, расследования: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления.

В составе служебного подлога (ст. 292 УК) предмет преступления — официальный документ. При всем разнообразии трактовок предмета служебного подлога в теории уголовного права , в судебной практике достаточно устойчивым остается признание в качестве такового процессуальных документов, содержащих юридически значимое решение должностного лица. Так, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела определяет характер и содержание уголовно-правовых отношений по поводу криминального происшествия, формально "оправдывает" бездеятельность правоохранительных органов, т.е. освобождает их от выполнения трудоемких мероприятий по раскрытию преступлений и изобличению виновных, существенно ограничивает права и законные интересы участников этих отношений.

См., напр.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 182; Клепицкий И.А. Документ как предмет подлога в уголовном праве // Государство и право. 1998. N 5. С. 69; Яни П.С. Предмет должностного подлога // Уголовное право. 2005. N 3. С. 142 — 144.

В то же время не являются официальным документом письменное заявление гражданина, сообщение организации, объяснения, взятые при рассмотрении материала. Искажение этих документов может быть признано способом злоупотребления должностными полномочиями или их превышения и свидетельствует о направленности умысла на укрытие преступления. В судебной практике не признается служебным подлогом и составление статистических карточек, книги учета преступлений, журнала учета иной информации о правонарушениях, оформление которых сопровождает, но не определяет правоохранительную деятельность в борьбе с преступностью. Наличие и достоверность заполнения указанных документов не устанавливает каких-либо юридических фактов и не влечет правовых последствий.

При должностном укрывательстве преступлений виновный может опорочить исследуемые документы и материалы, скрыть их от оценки либо внести в них недостоверные данные. В любом случае их оформление и рассмотрение должны входить в компетенцию должностного лица, а сама информация о преступлении должна быть состоятельной: поступить в производство должностному лицу надлежащим образом и с достаточной полнотой указывать на признаки преступления.

Согласно ст. 140 УПК РФ заявление о преступлении, явка с повинной, иное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, являются поводом для возбуждения уголовного дела, а основанием — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Установления всей совокупности признаков состава преступления на этой стадии не требуется. Укрытие административного либо иного (не предусмотренного уголовным законом) правонарушения не влечет уголовной ответственности.

С объективной стороны должностное укрывательство преступлений представляет собой: отказ в принятии заявления и сообщения о преступлении; их рассмотрение как иного сообщения, например жалобы; незаконную пересылку материала в иные органы; ненадлежащее разрешение материала с искажением обстоятельств и оснований для последующих решений путем составления и приобщения подложных заявлений, объяснений граждан и должностных лиц, справок, документов, должностных инструкций, актов проверок и ревизий и др.; вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В этих случаях речь идет о юридическом (уголовно-процессуальном), но не фактическом (как по ст. 316 УК) укрывательстве преступлений.

При этом следует различать должностное укрывательство преступлений как воспрепятствование надлежащему производству по конкретному факту и действия, сопровождающие это деяние или способствующие ему: составление подложной отчетности, статистических карточек, иных учетных документов, не имеющих уголовного либо уголовно-процессуального значения, что не исключает оценки таких действий как пособничества в должностном преступлении (укрывательство укрывательства преступления).

Право обжаловать незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 125 УПК, а также право прокурора устранить допущенное нарушение и возбудить уголовное дело не исключает ответственности должностного лица за принятое решение.

Ответственность за должностное укрывательство преступлений по ст. ст. 285 или 286 УК наступает в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Предусмотренные законом общественно опасные последствия могут выражаться в причинении имущественного ущерба (реального либо упущенной выгоды), а также неимущественного вреда, включая существенное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, дезорганизацию работы государственных органов и организаций. В свое время высшая судебная инстанция также предлагала учитывать такие последствия, как подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе, сокрытие крупных хищений, тяжких преступлений и т.п. .

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге".

В тех случаях, когда преступление посягает на законные права и интересы граждан, укрывательство такого преступления, наряду с причинением вреда в виде дезорганизации деятельности правоохранительного органа, также нарушает гарантированные ст. ст. 2, 17, 45, 46, 52 Конституции РФ права граждан на государственную, судебную защиту, доступ к правосудию, защиту от злоупотреблений властью.

В судебной практике авторитет органов государственной власти справедливо рассматривается в качестве дополнительного объекта посягательства, поскольку он хотя и важный, но не основной компонент охраняемых правоотношений. Кроме того, существенность вреда посредством подрыва авторитета правоохранительного органа не имеет четких критериев оценки.

Малозначительность деяния по объективным признакам — одно из достаточно распространенных оснований оправдательного приговора, когда несущественным, с уголовно-правовой точки зрения, суд признавал: дискредитацию, подрыв авторитета правоохранительного органа, несущественность нарушения прав граждан, когда потерпевшие не настаивали на возбуждении уголовного дела, причиненный вред полагали незначительным.

Учитывая, что по делам о незаконном обороте наркотиков, коррупции, экологических и некоторых других преступлениях граждане не часто признаются потерпевшими, вопрос о существенности вреда, причиненного фактом укрытия таких преступлений, особенно небольшой или средней тяжести, определяется по усмотрению правоприменителя.

Субъект должностного укрывательства преступлений — представитель власти, наделенный Законами "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", УПК РФ и иными нормативно-правовыми актами полномочиями по выявлению, регистрации, раскрытию и расследованию преступлений. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение. Из указанных лиц чаще осуждались должностные лица органа дознания: участковые и оперуполномоченные, дежурные инспекторы, начальники подразделений органов внутренних дел, что, очевидно, не в полной мере отражает состояние правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков, отнесенной к компетенции иных органов.

Совершение лицом действий, не относящихся к его компетенции, например, отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение дела неуполномоченным лицом, не влечет правовых последствий по делу, а следовательно, и ответственности за должностное укрывательство преступления.

Так, приговором суда по ч. 1 ст. 285 УК оправдан участковый уполномоченный Ф. за отсутствием в его действиях состава преступления. Органами предварительного следствия он обвинялся в том, что при разрешении материала не принял мер к надлежащей и своевременной проверке, необоснованно отказал в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения трупа К. при наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Это преступление подследственно прокуратуре (ст. 151 УПК), и сотрудник органа дознания не может принимать окончательного решения по делу.

С субъективной стороны должностное укрывательство преступлений характеризуется умыслом (прямым или косвенным — по ст. ст. 285 и 286 УК; прямым — по ст. 292 УК), а также — корыстной или иной личной заинтересованностью (ст. ст. 285 и 292 УК).

Добросовестное заблуждение в оценке фактических обстоятельств и применении уголовного закона при принятии правового решения не влечет уголовной ответственности по указанным статьям УК, но при наличии оснований может быть квалифицировано как халатность по ст. 293.

Ответственность наступает при условии, что компетентное должностное лицо достоверно знало о преступлении (при очевидности признаков преступления как повода и оснований для возбуждения уголовного дела), но с целью его сокрытия совершило указанные в диспозициях соответствующих статей УК действия.

Корыстная заинтересованность может выражаться в получении имущественной выгоды, удержании материальных средств, уклонении от расходов и др. Если должностное лицо за вознаграждение прекращает проверку по заявлению о преступлении, незаконно отказывает в возбуждении уголовного дела, виновный подлежит ответственности за получение взятки за незаконные действия (по ч. 2 ст. 290) и за должностное укрывательство преступления .

Пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Иная личная заинтересованность — это стремление извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, желание приукрасить действительное положение дел, избавиться от трудностей по раскрытию преступления и при этом избежать ответственности за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.

При должностном укрывательстве преступлений виновный может не стремиться к извлечению личной выгоды, но, опасаясь испортить отношение с руководителем и иными влиятельными лицами, действовать по мотиву угодничества с расчетом на взаимное благорасположение, что также охватывается понятием иной личной заинтересованности.

Должностное укрывательство преступлений нередко носит продолжаемый характер. Тогда содеянное квалифицируется по правилам единого продолжаемого преступления, например по ч. 1 ст. 285 УК, а при наличии признаков других преступлений — и по другим статьям УК (ст. ст. 292, 290).

Приговором суда признан виновным и осужден по ч. 1 ст. 285 УК начальник криминальной милиции К. за то, что давал указания своим подчиненным о сокрытии преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 158, 161 УК (всего 8 преступлений), утверждал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 8 месяцев.

Представляется, что поэпизодная квалификация продолжаемого злоупотребления должностными полномочиями, определяемого единством объективных и субъективных признаков, не всегда обоснованна, хотя в практике распространены случаи обвинения в укрывательстве преступлений по совокупности преступлений по каждому из укрытых преступлений.

Квалификация должностного укрывательства преступлений по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 (или ст. 286) и ст. 292 УК, оправдана при наличии к тому фактических и юридических оснований, когда служебный подлог не является основным и единственным способом злоупотребления должностными полномочиями и причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны.

К сожалению, далеко не каждое преступление удается раскрыть сразу же, а это значит, что часто преступник, совершающий противоправное деяние, на протяжении долгого периода времени остается безнаказанным.

И в течение этого периода он может совершать другие нарушения. Одной из причин такого положения дел является возможность укрывательства преступлений третьими лицами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Это определенная деятельность людей, которые не принимали непосредственного участия в преступлении, но скрывали важные факты, позволяющие раскрыть его по горячим следам, осложняя тем самым работу следственных органов.

Что такое организованное преступное сообщество? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и характеристика

Укрывательство представляет собой совершение определенной деятельности третьими лицами.

Она может быть направлена на сокрытие противоправного деяния, то есть, если человеку известно о факте совершения нарушения, но он об этом умалчивает, более того, предпринимает все возможное, чтобы о нем не стало известно сотрудникам полиции.

Также имеет место и укрывательство преступника, когда третьему лицу известно о месте нахождения нарушителя, и человек скрывает данный факт, либо сам предоставляет нарушителю убежище.

Подобное деяние также подразумевает и намеренное утаивание важных фактов, касающихся того или иного противоправного проступка. Например, если третье лицо скрывает орудие совершения правонарушения либо материальные ценности, полученные незаконным путем.

В действующем законодательстве нет четкой формулировки, которая раскрывала бы в полной мере понятие укрывательства, однако, согласно комментариям, данным к соответствующей статье Уголовного кодекса, укрывательством признаются активные действия человека, который, непосредственно, не совершал нарушения, но имеет определенную информацию о нем, и препятствует тому, чтобы эта информация стала доступна сотрудникам следствия.

Это понятие включает в себя довольно узкий перечень действий.

В частности, укрывательством, за которое предусмотрены уголовные санкции, признается только утаивание информации об особо тяжких поступках.

Причем, лицо, скрывающее данные факты, не должно являться близким родственником нарушителя.

В противном случае деятельность данного лица укрывательством не считаются.

В этом состоят определенные сложности в квалификации, так как человек считает, что, скрывая нарушения, например, средней тяжести, он останется безнаказанным, а значит его намерения дозволены.

Тем не менее, это существенно осложняет процесс раскрытия подобных правонарушений.

Классификация и виды

В зависимости от тех или иных обстоятельств, укрывательство правонарушения или важных фактов, касающихся личности и местонахождения преступника и иной информации о совершенном деянии, выделяют различные виды и способы сокрытия, такие как:

  • Утаивание значимой информации или ее носителей. Это активные или пассивные действия, направленные на то, чтобы данные факты не стали известны органам следствия.
  • Уничтожение источников информации (полное или частичное).
  • Маскировка информации — преднамеренное изменение важных данных. Это, например, перемещение вещественных доказательств (в частности, предметов, находившихся ранее в месте совершения противоправного деяния), изменение внешнего вида виновного лица (грим, парик, пластические операции, удаление или искусственное создание особых примет), создание особых эффектов для сокрытия противоправной деятельности преступника (например, искусственное создание сильного шума, который заглушает шум от взлома).
  • Фальсификация (подделка) информации. Данный пункт включает в себя целый перечень возможных способов.
  • Это может быть дача заведомо неправдивых показаний, ложные доносы и заявления, искусственное создание следов преступления и доказательств по нему, подделка документов или вещественных доказательств, изменение внешнего вида или способа использования предмета, имеющего отношение к преступлению.

  • Симуляция других преступлений. В этом случае совершается инсценировка какого-либо противоправного деяния с целью утаивания основного преступления.
  • Существуют и комбинированные способы укрывательства нарушения.

    Это, например, создание ложного алиби, когда нарушитель вводит сотрудников следствия в заблуждение относительно своего местонахождения в момент совершения противоправных поступков.

    Этот метод осуществляется 2 способами:

    1. Первый вариант предполагает, что преступник заранее договаривается с третьими лицами — свидетелями алиби о даче ими ложных показаний в данной части.
    2. Второй вариант — обман свидетелей. В этом случае они дают неправдивые показания, сами не зная об этом.

    к содержанию ↑

    Особенности и отличия

    В чем отличие от соучастия и пособничества?

    Утаивание информации является опосредованным правонарушением, то есть, лицо вроде бы не совершает прямых нарушений, направленных против интересов потерпевшего, но препятствует их своевременному раскрытию.

    А значит, его деятельность также является противозаконной. Однако, сокрытие необходимо дифференцировать с другими видами опосредованных нарушений, например, с пособничеством.

    Пособничество представляет собой данное заранее обещание скрыть местонахождение преступника, вещественные доказательства или иные важные факты по делу.

    Укрывательство же не предусматривает предварительной договоренности.

    Также важно отличать укрывательство от соучастия.

    Соучастие предполагает совершение лицом прямых действий, направленных на причинение вреда потерпевшему.

    При сокрытии правонарушения такие непосредственные действия отсутствуют.

    Отличия между данными понятиями заключаются и в их квалификации и степени ответственности. Так, соучастие и пособничество являются противоправными и уголовно-наказуемыми деяниями в любом случае, вне зависимости от тяжести совершенного преступления.

    Укрывательство признается нарушением только при условии, что преступлению присвоена особая степень тяжести. Только в этом случае сокрытие влечет за собой применение санкций.

    Скрытие информации сотрудниками полиции и должностными лицами

    В законодательстве имеются большие пробелы в части определения понятия и назначения наказания за подобную деятельность.

    Так, если утаивание улик или иных важных фактов, касающихся правонарушений легкой и средней степени тяжести, совершенное сотрудниками правоохранительных органов или иными должностными лицами, не влечет применения к ним мер ответственности.

    Единственное, что можно сделать в этом случае, это подать жалобу на сотрудника в вышестоящие инстанции.

    К ответственности должностное лицо можно привлечь только в 2 случаях:

    1. Если имела место предварительная договоренность на сокрытие правонарушения либо важной информации по делу.
    2. Если было совершено особо тяжкое противоправное деяние (вне зависимости от наличия предварительного обещания).

    Если же имеют место менее тяжкие правонарушения, утаивание информации по ним квалифицируется по другим статьям уголовного законодательства. Это, например, превышение служебных полномочий и злоупотребление ими, подлог, подделка документов.

    В этом случае подобные действия рассматриваются как уголовно-наказуемые деяния, имеющие свой состав.

    Объектом в этом случае выступает деятельность правоохранительных органов в сфере борьбы с преступлениями, а также права и интересы потерпевшего, которые были нарушены.

    Предмет нарушения может быть различным. Это:

    • заявления граждан, содержащие сведения о факте совершения правонарушения;
    • материалы о совершенном противоправном деянии, полученные в ходе следствия;
    • другие документы, относящиеся к следствию по делу.

    к содержанию ↑

    Законодательное регулирование

    Такое понятие как утаивание преступления, либо важных обстоятельств, имеющих к нему отношение, рассматривается в ст. 316 УК РФ.

    В этом документе нет четкого определения подобного нарушения, однако, описаны его особенности.

    В частности, имеется информация о том, когда действия третьего лица принято считать укрывательством, какой состав имеет это правонарушение, какие меры ответственности влечет за собой их совершение.

    Что касается состава, здесь определены объективная и субъективная стороны. Объектом признаются общественные отношения, которые складываются в процессе изобличения преступника.

    Объективная составляющая — действия, направленные на сокрытие поступков особой тяжести, вещественных доказательств, и иных важных моментов, касающихся подобного деяния.

    Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет, без признаков тяжелых психических заболеваний, совершающее действия по сокрытию правонарушения.

    Субъективная сторона всегда предполагает наличие прямого умысла, то есть, лицо, совершающее данные действия, осознает степень их вреда и последствия.

    Наказание и санкции

    При назначении наказания необходимо учитывать степень тяжести скрываемого деяния, а также иные важные обстоятельства.

    Так, не подлежат наказанию лица, находящиеся в близкой степени родства с преступником (если это не было оговорено заранее, в противном случае данные действия квалифицируются как пособничество и влекут за собой уголовное наказание), которого они скрывают.

    Близкими родственниками в данном случае признаются родители, дети, внуки, супруги преступника. Кроме того, согласно действующему законодательству, не считается нарушением сокрытие противоправных деяний, не относящихся к разряду особо тяжких.

    Таким образом, наказание за подобную деятельность назначается далеко не всегда.

    Однако, если имеются основания для привлечения виновного лица к ответственности, например, если имеет место особо тяжкое нарушение, но при этом отсутствует предварительная договоренность (заранее необещанное) на его сокрытие, в отношении лица, совершающего сокрытие, применяют различные меры.

    Это могут быть материальные взыскания в размере до 200000 рублей, трудовая повинность в пределах 2-летнего срока, либо реальное лишение свободы сроком до 6 мес. (арест) или до 2 лет (заключение).

    Сокрытие — особый вид противоправный действий, имеющих различные нюансы.

    Так, при привлечении лица, обвиняемого в сокрытии, к ответственности, необходимо установить, имел ли место предварительный сговор, а также определить мотивы совершения данных действий, квалифицировать скрываемое преступление, установить другие важные факты.

    Только после детального разбирательства можно принимать решение о том, является ли это лицо виновным.

    Укрывательство — тоже преступление:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


    Это быстро и бесплатно !

    Некоторые лица при совершении преступления другими укрывают преступников, но не спешат сообщить в полицию. Такое поведение опасно для общества, поэтому за него применяется особая ст 316 УК РФ. Она описывает виды уголовного наказания, которые используются для привлечения к закону лиц, укрывших преступников. Это поведение может даже считаться соучастием, ведь гражданин был обязан сообщить в правоохранительные органы, но не совершил такого, тем самым подверг опасности остальных граждан.

    О чем статья УК?

    В статье указано наказание за укрывательство преступлений. В ней 1 часть, которая описывает ответственность за укрывательство особо тяжких деяний.

    Примечание: лицо освобождается от ответственности за укрывательство супруга или близкого родственника.

    Изложение и основные положения

    Статья за сокрытие преступлений гласит, что за укрывательство преступлений грозят: штраф, арест, колония.

    В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

    За умышленное сокрытие преступления особо тяжкого характера грозят:

    • штраф до 200 тысяч рублей или доход за 18 месяцев;
    • принудительные работы, лишение свободы на 2 года;
    • арест на полгода.

    Комментарии к статье 316

    Объект – отношения, связанные с раскрытием преступления и изобличением лица, которое виновно в его совершении.

    • Заранее не обещанное укрывательство сходно по внешним признакам с соучастием в форме пособничества, но отличается отсутствием взаимообусловленности умыслов исполнителя и соучастников особо тяжкого деяния и лица, осуществляющего укрывательство.
    • При укрывательстве, в отличие от пособничества, отсутствует предварительное обещание совершения действий, которые не влияют на формирование и реализацию умысла при совершении преступления.
    • Объективная сторона – активные действия по сокрытию преступления, орудия, предметов, следов, виновного лица. Это уничтожение места и предметов преступления поджогом, затоплением, затиранием следов, посредством перевозки преступника на автомобиле, дачи советов по укрытию, направления органов по ложному следу.
    • Преступление окончено в момент совершения действия по сокрытию преступления или виновного лица, вне зависимости от результата.

    Закон не определяет, в течение какого срока после правонарушения может проводиться укрывательство, но по смыслу это время равно сроку давности до момента раскрытия деяния. Укрывательство завершается с окончанием активных действий без зависимости от сохранения эффекта от таковых. Например, укрывательство в форме совершения пластической операции закончено в момент окончания хирургического вмешательства, хотя преступник может еще долго скрываться.

    • Субъект – лицо старше 16 лет. Ответственности не подлежит лицо, чей супруг или близкий родственник совершил преступление, которое его укрыло. Это связано с моральной обязанностью и извинительным поведением гражданина на оказание помощи родственнику. Если укрывательство совершается лицом с использованием положения по службе, то содеянное дополнительно квалифицируется по 285 и 286 статьям.
    • Укрывательство связано только с прямым умыслом. Виновный понимает опасность деяния, своих действий, желает скрыть лицо, предметы или следы преступления от полиции. Мотив не влияет на квалификацию, но подлежит учету при определении наказания. Если лицо скрывало преступление, которое само совершило, не несет ответственность по статье.

    Дополнительным объектом служит деятельность органов по раскрытию преступлений, реализации уголовной ответственности. Преступление может выражаться в интеллектуальной или физической помощи при условии, что такие действия сами не составляют преступление. К примеру, если лицо умышленно направило сотрудников полиции по ложному следу, наказывается за укрывательство. Если же лицо дает заведомо ложные показания, чтобы выгородить преступника, это 307 статья.

    Укрывательство наказывается по статье, если совершено в отношении особо тяжких преступлений. Преследуется лишь заранее не обещанное деяние. Его окончание не совпадает с моментом завершения преступления с юридической точки зрения. Оно фактически заканчивается, когда деятельность пресечена, виновный сознался в ней.

    При злоупотреблении должностными полномочиями можно применять только 285 статью в случае сокрытия преступления, укрывательство которого не преследуется по закону, либо действия выполнены субъектом. Если должностные лица преследуют те же цели, то преступление квалифицируется не как укрывательство, а как преступление против правосудия. Укрывательство является деянием небольшой тяжести. Если деяние совершено с предварительным сговором, то ответственность по 316 статье не наступает, рассматривается вариант пособничества.

    Что показывает судебная практика по данной статье?

    При укрывательстве преступления сотрудниками полиции или другими субъектами применяется 316 статья, судебная практика по которой нередкая.

    1. Гражданин У. совершил кражу. Он знал, что его будут искать, поэтому выехал из города и попросил помощи у своего друга. Он рассказал ему о краже и попросил укрыть его, пока следы не будут заметены. Друг согласился. Г. стал жить у него, но по нему пришла ориентировка по всем городам, в один из дней он был задержан. Друг также получил повестку в суд, за укрывательство он должен был получить наказание, но так как преступление У. было не тяжким, то ему дали только штраф.
    2. Гражданин Д. убил человека, скрылся с места преступления. Чтобы его не нашли, он уехал в деревню к родителям, прятался в заброшенном доме. Но именно туда первым делом поехала полиция, чтобы найти его следы. У родителей Д. не оказалось, так что полиция провела обыски по всему населенному пункту и обнаружила Д. За укрывательство его родителей не судили, так как они были близкими родственниками.
    3. Гражданка В. была изнасилована гражданином Ш. Он был в нетрезвом состоянии, когда это делал, поэтому наутро испугался своих действий и решил спрятаться у коллеги. Тот знал, что скрывает преступника, но когда его пришли арестовывать, стал говорить, что не знал этого. Суду удалось доказать причастность коллеги к укрывательству Ш., за это он получил штраф.

    Какие решения чаще всего выносятся по статье 316?

    При несообщении о преступлении или его укрывательство чаще выносятся обвинительные решения. В 2017 по статье проходило 193 дела, по которым 33 человека были посажены в тюрьму, 31 условно лишились свободы, 107 получили штраф, по 2 – обязательные работы и принудительные меры к невменяемым.

    Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами

    В статье 316 УК РФ указаны лишь смягчающие обстоятельства – укрывательство родственника или супруга. Также уголовной ответственности не подлежат несообщения о преступлениях не тяжкого характера. Отягчающие обстоятельства могут выбираться судом из представленных в отдельной статье Уголовного кодекса.

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *