Судебный пристав какое нужно образование

Гражданский служащий, вступивший в государственную должность «судебный пристав», занимается принудительным исполнением решений и постановлений полномочных органов: судов, налоговых и правоохранительных органов.

История профессии

Упоминания об этой профессии уходят в глубь веков. На Руси приставы появились в XII веке. Само слово «пристав» имело тогда разные значения: в Новгороде они мирили вступивших в тяжбу, позже в Москве это были чины для особых поручений. Но большей частью приставам приходилось вызывать ответчиков и свидетелей на суд, проводить по его решению взыскания.

В XV-XVII веках судебных приставов называли недельщиками, поскольку те работали неделями, оповещая стороны о вызовах, доставляя их в суд и занимаясь поимкой преступников. В XVIII веке обязанности приставов стали исполнять полицейские чины, а в XIX (после судебной реформы, произошедшей в 1864 году) судебные приставы были приданы мировым судьям, окружным судам и другим судебным органам.

Обязанности приставов

По роду деятельности судебных приставов разделяют на основные группы:

  1. Приставов, следящих за порядком на судебных процессах: в их обязанности входит сопровождение документов из канцелярии в зал суда, обеспечение явки свидетелей.
  2. Приставов, которые исполняют судебные акты, ведут прием граждан по поводу оплаты или взыскания долгов и посещают должников на дому. У них ненормированный рабочий день: при необходимости приставов-исполнителей могут вызвать на работу ночью и в выходные, часто их сопровождает охрана.

Образование судебных приставов

Служить судебным приставом разрешено гражданам Российской Федерации. Им нельзя стать до наступления 21 года. Он должен иметь законченное среднее образование (общее либо среднее специальное). Старшим судебным приставом невозможно стать без высшего юридического образования, полученного в вузах, где готовят специалистов для:

  • правоохранительной деятельности;
  • юриспруденции;
  • правового обеспечения национальной безопасности.

Среднее профессиональное образование дают судебным приставам колледжи и техникумы, где есть базовая подготовка по специальности «правоохранительная деятельность».

Необходимые качества

Судебные приставы, исполняющие постановления судов, налоговых служб, органов внутренних дел, должны обладать терпением, уверенностью и полным самообладанием: они обязаны действовать по закону, не поддаваясь на часто случающиеся провокации должников и их родственников.

Судебным приставам-исполнителям необходима хорошая физическая форма, позволяющая им противостоять неадекватным поступкам должников. Приставам, обеспечивающим порядок в зале суда, нужно уметь длительное время работать с полной концентрацией внимания, позволяющей избегать процессуальных ошибок.

Карьерный рост приставов

Являясь государственными гражданскими служащими, судебные приставы получают классные чины, низшим из которых является младший юрист, а высшим – действительный государственный советник. Им положена форменная одежда, которая должна быть темно-синего либо черного цвета и иметь соответствующие классному чину знаки отличия.

Присвоение чина зависит от должности, а также стажа работы. Достичь вершины карьеры можно, возглавив службу судебных приставов, став ее руководителем.

Преимущества и недостатки профессии

Плюсы деятельности судебных приставов:

  • официальная работа, прописанная в законодательстве;
  • льготы;
  • наработка юридического опыта для дальнейшей карьеры (при наличии высшего образования можно впоследствии стать адвокатом).

Минусы работы судебных приставов:

  • необходимость изучения большого количества документов;
  • напряженность работы, вызывающая моральную и физическую усталость;
  • постоянное общение со многими людьми, испытывающими горе;
  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Зарплата судебных приставов

За тяжелый труд, во многом сходный с работой сотрудников правоохранительных органов, рядовые судебные приставы в среднем получали в 2015 году около 15 000 рублей. По новому законопроекту, до сих пор находящемуся на рассмотрении, зарплата судебного пристава должна получить надбавки, которые будут начисляться в зависимости от нагрузки и режима работы каждого. Денежное вознаграждение должно вырасти на 50–150%. К сожалению, вышеуказанный проект закона все еще не принят.

Профессия судебного пристава повсеместно востребована

Образовательными учреждениями (в том числе высшими) ежегодно выпускается много специалистов, которые могут работать судебными приставами. Однако всегда есть вакансии этой профессии, постоянно востребованной рынком труда. В них нуждаются как государственные органы, так и частные фирмы, предприятия и организации.

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебный пристав исполнитель какое нужно образование?».

Повышение требований к квалификации судебного пристава

Дифференциация статуса судебного пристава обуславливает и различие требований, предъявляемых к судебным приставам-исполнителям и их помощникам.

При установлении требований к кандидатам на должность судебного пристава-исполнителя следует учитывать следующее. Уровень требований к судебным приставам-исполнителям должен обеспечить неуклонное соблюдение закона при осуществлении исполнительного производства, гарантии защиты прав и законных интересов сторон исполнительного производства, уменьшение количества постановлений судебного пристава, обжалуемых и оспариваемых в порядке подчиненности и в суд, надлежащий уровень осуществления процессуальных полномочий судебного пристава-исполнителя, ответственность за свои действия и решения.

Так, например, в соответствии со статьей 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статьей 254 ГПК РФ в суде в рамках судебного контроля за исполнительным производством подлежит обжалованию именно постановление судебного пристава-исполнителя как самостоятельного должностного лица, а не правовой акт Федеральной службы судебных приставов как органа государственной власти. Таким образом, именно судебный пристав-исполнитель является лицом, участвующим в деле, и по смыслу статьи 34 ГПК РФ должен в случае оспаривания своего постановления в суде лично участвовать в процессе, доказывая согласно статье 249 ГПК РФ законность принятого процессуального акта. Участие в судебном процессе предполагает наличие высшего юридического образования и соответствующего опыта работы по юридической специальности.

Таким образом, требования к судебным приставам-исполнителям должны включать в себя наличие высшего юридического образования, достаточного опыта работы по юридической специальности, специальной профессиональной подготовки в целях осуществления полномочий судебного пристава-исполнителя. При этом судебным приставам-исполнителям должны присваиваться специальные звания среднего начальствующего состава правоохранительной службы, должность судебного пристава должна быть связана с персональной ответственностью за свои действия и действия помощников судебного пристава-исполнителя, а также предусматривать достойную оплату труда и иные социальные гарантии, позволяющие привлечь на должность судебного пристава-исполнителя лиц, соответствующих установленным федеральным законом высоким требованиям.

Требования к помощникам судебного пристава-исполнителя могут быть сохранены на уровне установленных в настоящее время требований к судебным приставам согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах». Помощники судебных приставов должны стать подготовленным кадровым резервом для замещения должностей судебных приставов. При этом помощники судебных приставов-исполнителей могут иметь статус федеральных государственных гражданских служащих, как и лица, обеспечивающие деятельность судебных приставов (делопроизводители, сотрудники кадровых подразделений и т.д.)

Особое значение для развития системы принудительного исполнения имеет создание единой системы профессиональной подготовки и переподготовки судебных приставов. При этом существует необходимость введения направления «Исполнительное производство» в вузах и факультетах юридического профиля для подготовки лиц, которые в дальнейшем могут назначаться на должности судебных приставов-исполнителей и руководителей подразделений ФССП России. В рамках указанной специальности предполагается комплексное изучение дисциплин юридического, экономического, психологического, управленческого профиля, в том числе углубленное изучение исполнительного производства, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, судоустройства, административного права, финансового права, банковского права, уголовного права и уголовного процесса, криминологии и криминалистики.

Для помощников судебных приставов-исполнителей, а также приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов отсутствует необходимость в получении специализированного высшего образования юридического профиля. Однако от лиц, претендующих на замечание соответствующих должностей, также требуется наличие специальных компетенций, которые не могут быть приобретены в учреждениях среднего общего образования. В этой связи предлагается создать единый учебно-методический центр на базе высшего учебного заведения (с широкой филиальной сетью по всей стране) по направлению «Принудительное исполнение судебных актов», в рамках которого будет осуществляться специализированная подготовка по программам высшего и послевузовского образования по направлению «Исполнительное производство», по программам подготовки помощников судебных приставов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (продолжительностью 12 — 18 месяцев), а также по программам периодического повышения квалификации сотрудников Федеральной службы судебных приставов. В качестве организационной основы указанного учебно-методического центра предлагается использовать Российскую правовую академию Минюста России, имеющую большой опыт подготовки квалифицированных кадров для ФССП России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Судебный пристав исполнитель какое нужно образование» в комментариях.

Дата публикации: 14.07.2018 2018-07-14

Статья просмотрена: 694 раза

Библиографическое описание:

Сергунин К. Н. О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №28. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/archive/214/52034/ (дата обращения: 23.10.2019).

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

Ключевые слова: судебная реформа, государственная служба, судебный пристав, образование, квалификация.

Институт судебных приставов, воссозданный в России в 1997 году, имеет важнейшее значение для эффективного функционирования судебной системы и действенной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Продолжающиеся мероприятия судебной реформы обуславливают необходимость дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов, а также повышение требований к уровню образования и подготовки ее сотрудников.

Следует отметить, что требования, которые предъявляются к судебным приставам, были существенно изменены с 1 января 2018 года. Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) [1] судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Закон особо отмечает, что требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность. Это связано с тем, что в прежней редакции п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах устанавливались иные требования к образованию судебных приставов: среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), но требование о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя было приостановлено до 1 января 2018 г. [2]. В результате, к 1 января 2018 г. на службе в ФССП России находилось 22 126 судебных приставов-исполнителей, из которых не имели высшего юридического или высшего экономического образования 4 183 человека. Основную часть указанной численности судебных приставов-исполнителей составили судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов [3]. Для того, чтобы указанные судебные приставы смогли продолжить прохождение службы, а также в целях предотвращения снижения эффективности работы ФССП России, были разработаны и приняты вышеуказанные переходные положения.

Абзац второй п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах гласит, что требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации. Соответствующий приказ ФССП России от 7 марта 2018 г. № 80 (далее также — приказ № 80) [4] устанавливает, что для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по специальностям и (или) направлениям подготовки «Экономика и управление», «Юриспруденция». Таким образом, для возможности замещения должности старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава в настоящее время гражданину достаточно иметь не только высшее юридическое, но и высшее экономическое образование (ранее для замещения указанных должностей требовалось наличие только высшего юридического образования). Для должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов указанный приказ предписывает иметь образование по одной из 16 профессий, специальностей и (или) направлений подготовки среднего профессионального или высшего образования.

Вместе с тем, по нашему мнению, указанный нормативный правовой акт, принятый ФССП России в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах, необоснованно смешивает понятия «профессия», «специальность», «направление подготовки» и «укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки». Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009–2016 [5] под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. В соответствии с ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отношении профессий и специальностей среднего профессионального образования такой перечень установлен приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 [7], а в отношении специальностей и направлений подготовки высшего образования — приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № № 1060 [8], 1061 [9].

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009–2016 устанавливает, что профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки. При сопоставлении текста приказа № 80 и перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденных вышеуказанными приказами Минобрнауки России, можно сделать вывод, что в приказе № 80 вопреки требованиям п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах перечисляются не профессии, специальности и направления подготовки, а соответствующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования. В целях устранения указанного противоречия, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ № 80, заменив в нем слова «по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки» словами «по профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки».

Обобщая вышеизложенное, отметим, что изменение требований к уровню образования судебных приставов, произошедшее в 2018 году, позволит более эффективно и гибко выстраивать кадровую политику ФССП России, а также обеспечит сохранение на службе сотрудников, назначенных на свои должности до внесения изменений в законодательство о судебных приставах.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *