Необходимость согласования условий по проведению аудита определяется Международным стандартом аудита МСА 210, а также российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
При проведении аудита аудиторам необходимо:
- согласовать условия проведения аудита с аудируемым лицом;
- предпринять определенные действия в ситуации, когда руководители аудируемого лица просят аудитора изменить условия аудиторского задания на такое, которое предоставляет более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности по сравнению с разумной уверенностью, которая требуется для выражения мнения в стандартном аудиторском заключении.
Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в предусмотренной действующим законодательством форме договора.
Аудитор может также использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита — документа, направляемого аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемого руководством аудируемого лица в знак согласия с основными условиями задания по проведению аудита.
Необходимость согласования условий возникает также и в случае оказания таких услуг, как проверки, не являющиеся аудитом, или специальные аудиторские задания. В случае предоставления иных услуг, например консультаций по вопросам налогообложения, бухгалтерского или управленческого учета, можно составлять отдельные письма.
Договор (письмо) о проведении аудита. Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед аудируемым лицом, а также формой аудиторского заключения и иных отчетов.
Форма и содержание договоров (писем) о проведении аудита для различных аудируемых лиц могут иметь свои особенности, но обычно в них указываются:
- цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- объем аудита, включая ссылки на действующее законодательство, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила (стандарты) аккредитованного профессионального объединения, соблюдаемые аудитором;
- форма аудиторского заключения и любых иных отчетов, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
- тот факт, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
- требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям, документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита.
Аудитор может также указать в договоре (письме) о проведении аудита:
- договоренности, связанные с координацией работы с сотрудниками аудируемого лица в ходе планирования аудита;
- что он ожидает получить от руководства официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
- что руководство окажет содействие в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
- что руководство обеспечит присутствие сотрудников аудитора в ходе проводимой инвентаризации имущества аудируемого лица;
- какие-либо другие письма или отчеты (помимо аудиторского заключения с выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности), которые аудитор предполагает составить для аудируемого лица;
- стоимость выполнения аудиторского задания (либо порядок ее определения), а также порядок признания работы выполненной и производства взаиморасчетов.
При необходимости в договоре (письме) о проведении аудита или в приложениях к нему могут быть также освещены следующие моменты:
- договоренность о привлечении к работе по каким-либо аспектам аудита других аудиторов и экспертов;
- договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
- договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим ему аудитором (при его наличии) в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;
- любое ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
- ссылка на любые дополнительные соглашения между аудитором и аудируемым лицом.
Повторяющиеся аудиторские проверки. В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, требуют ли обстоятельства пересмотра условий аудиторского задания и есть ли необходимость напомнить аудируемому лицу о действующих условиях задания.
Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о задании. Однако составление нового письма целесообразно в следующих случаях:
- неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
- любые пересмотренные или особые условия задания;
- изменения в составе высшего руководства, совета директоров или изменения в структуре собственности;
- значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
- требования законодательства.
Принятие изменений в задании. В случае если аудитора до завершения выполнения задания просят изменить его условия на такие, которые предоставляют более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, нежели разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в стандартном аудиторском заключении, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.
Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении задания может быть вызвана разными обстоятельствами, влияющими на аудиторскую услугу. Аудитору необходимо выявить причину этой просьбы и тщательно изучить возможные последствия ограничения объема аудита.
Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания в сторону оказания сопутствующих услуг, аудитор, с которым договорились провести аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, должен также рассмотреть любые юридические или договорные последствия таких изменений.
Если аудитор придет к заключению о том, что изменение условий задания обоснованно, а также если работа аудитора соответствует федеральным правилам, которые могут быть применены к измененному заданию, то подготовленный отчет или заключение должны соответствовать пересмотренным условиям задания. Во избежание введения в заблуждение пользователя в отчет или заключение не должны включаться ссылки на:
- первоначальное задание;
- любые процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с первоначальным заданием, за исключением случаев, если задание меняется на задание о согласованных процедурах и, следовательно, ссылка на проведенные процедуры составляет один из элементов соответствующего отчета.
В случае изменений условий задания аудитору и экономическому субъекту, ранее являвшемуся аудируемым лицом, необходимо согласовать новые условия.
Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Примером может служить возникшая в ходе аудита ситуация, когда аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства по дебиторской задолженности, а аудируемое лицо просит изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки, чтобы избежать мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения.
Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальному заданию, то ему следует отказаться от задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации и об обстоятельствах, послуживших причиной отказа, другим сторонам, например совету директоров или акционерам.
Согласование условий аудиторского задания (см. пункт 9)
A21. При согласовании условий аудиторского задания роли руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление, зависят от структуры управления аудируемой организации и от соответствующих законов или нормативных актов.
Письмо-соглашение об условиях аудиторского задания или другая форма письменного соглашения [1] (см. пункты 10 — 11)
[1] В нижеследующих пунктах все упоминания письма-соглашения об условиях аудиторского задания следует читать как относящиеся к письму-соглашению об условиях аудиторского задания или к иной приемлемой форме письменного соглашения.
A22. Отправка аудитором письма-соглашения об условиях аудиторского задания до начала аудита с целью помочь избежать недоразумений в отношении ее проведения соответствует интересам как аудируемой организации, так и аудитора. Однако в некоторых странах сама цель и объем аудиторского задания и соответствующие обязанности руководства и аудитора могут достаточно подробно описываться законом, то есть вопросы, описанные в пункте 10, определяются законом. Хотя в этих обстоятельствах пункт 11 разрешает аудитору включать в текст письма-соглашения об условиях аудиторского задания лишь ссылку на факт применения соответствующих законов или нормативных актов, а также на то, что руководство подтверждает и осознает свои обязанности, как это изложено в пункте 6(b), аудитор, тем не менее, может счесть целесообразным включить в текст письма-соглашения об условиях аудиторского задания и сами вопросы, описанные в пункте 10, для информирования руководства.
Форма и содержание письма-соглашения об условиях аудиторского задания
A23. Форма и содержание письма-соглашения об условиях аудиторского задания могут различаться в зависимости от организации. Информация об обязанностях аудитора, включенная в письмо-соглашение об условиях аудиторского задания, может быть основана на положениях МСА 200 [1]. В пунктах 6(b) и 12 данного стандарта дается описание обязанностей руководства. В дополнение к вопросам, которые необходимо включить согласно пункту 10, в письме-соглашении об условиях аудиторского задания также могут быть даны ссылки, например:
[1] МСА 200, пункты 3 — 9.
· на детальное описание объема аудита, включая ссылку на применимое законодательство, нормативные акты, Международные стандарты аудита, этические и другие стандарты профессиональных организаций, которые соблюдает аудитор;
· любую другую форму информирования о результатах аудиторского задания;
· тот факт, что в силу неотъемлемых ограничений, присущих аудиту, в сочетании с неотъемлемыми ограничениями, присущими системам внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться невыявленными, несмотря на надлежащее планирование и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита;
· организацию процесса планирования и проведения аудита, включая определение состава аудиторской группы;
· ожидание того, что руководство предоставит письменные заявления (см. также пункт A13);
· согласие руководства предоставить аудитору проект финансовой отчетности и всей прочей сопутствующей информации вовремя, чтобы аудитор мог завершить выполнение аудита в соответствии с предлагаемым графиком;
· согласие руководства информировать аудитора о фактах, которые могут оказать влияние на финансовую отчетность и о которых руководству может стать известно в период между датой аудиторского заключения и датой выпуска финансовой отчетности;
· основу расчета стоимости услуг и порядок выставления счетов;
· запрос руководству о подтверждении получения письма-соглашения об условиях аудиторского задания и согласия с указанными в нем условиями задания.
A24. При необходимости в письме-соглашении об условиях аудиторского задания могут также рассматриваться следующие вопросы:
· договоренности относительно участия других аудиторов и специалистов в некоторых аспектах выполнения аудита;
· договоренности относительно участия внутренних аудиторов и других сотрудников аудируемой организации;
· договоренности, которые необходимо достичь с предшествующим аудитором, если таковой существовал, в случае аудита организации, проводимого впервые данным аудитором;
· любые ограничения ответственности аудитора, когда существует такая возможность;
· ссылка на все дополнительные соглашения между аудитором и аудируемой организацией;
· любые обязанности предоставления рабочих документов аудита сторонним лицам.
Пример письма-соглашения об условиях аудиторского задания приводится в Приложении 1.
| | следующая лекция ==> | |
Юрисдикции, в которых отсутствуют органы стандартизации или предписанные законом концепции подготовки финансовой отчетности | | | Пример письма-соглашения об условиях аудиторского задания |
Дата добавления: 2018-10-15 ; просмотров: 104 | Нарушение авторских прав
Аудит и другие услуги аудиторские организации могут предоставить любому хозяйствующему субъекту независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, включая их объединения (ассоциации, концерны, отраслевые, региональные и другие объединения).
Критерии выбора аудиторской организации потенциальным клиентом:
— количество персонала и его опыт (количество аудиторов (в т.ч. аттестованных), профессиональный стаж, образование, перечень предприятий, которые организация проверяла раньше);
— уровень цен на услуги и возможность получения скидок (должны насторожить очень низкие или очень высокие цены на предлагаемые услуги);
— виды предоставляемых услуг;
— наличие филиалов в регионах и стаж работы на рынке (аудиторские организации лучше, чем аудитор – предприниматель, т.к. организация – это коллектив, который решает задачи в комплексе, начиная с аудита и заканчивая представлением в суде);
— включение в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
— ответственность за качество аудита (соблюдение разработанных аудиторских стандартов и тщательность проведения проверки гарантируют качество аудита и соблюдение законодательства).
Взаимоотношения между субъектами хозяйствования и аудиторской организацией начинаются с обращения и преддоговорной переписки, т.е. одна сторона обращается с просьбой предоставить ей определены услуги, а другая – выражает согласие в предоставлении таких услуг или дает отказ.
Единые требования к порядку согласования условий проведения аудита изложены в МСА (ISA) 210 «Согласование условий аудиторского задания».
МСА 210применяется при согласовании условий проведения аудита и в случае, когда руководство клиента обращается с просьбой к аудитору изменить условия задания на условия, предполагающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности, чем разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в аудиторском заключении.
Для проведения аудита аудиторская организация должна получить от заказчика обращение, в котором осветить цель аудиторской проверки, масштаб (период проверки), форму представления отчета проверки, методы проверки, место и сроки проверки. Письменное обращение оформляется в виде официального письма – заказа (письма – предложения) на проведение аудита.
Прежде чем согласиться на проведение аудита, аудиторы должны проанализировать информацию о потенциальном клиенте, так как взвешенная политика оценки потенциальных клиентов позволит снизить риска неплатежеспособности заказчика. Неправильный выбор клиента может привести к значительным финансовым потерям, нанести вред имиджу аудиторской организации и аудитора.
Критерии выбора клиента аудиторской организацией:
— сущность деятельности, характер отрасли, специфика деятельности клиента;
— задачи аудита и возможность их выполнения;
— трудоемкость и сложность аудита;
— структура клиента, схема организации его работы, стратегия;
— организация внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности;
— текущие и будущие проблемы потенциального клиента;
— способность аудиторской организации выполнить работу (наличие соответствующего персонала, знание отрасли клиента, выполнение требования независимости и т.п.).
При положительной оценки возможности выполнения предлагаемой работы, согласии с принятием на себя обязательств по выполнению проверки, аудиторская фирма направляет потенциальному клиенту письмо – обязательство (письмо – ответ) о согласии на осуществление аудита.
Письмо-обязательство – это документ, который еще до начала аудита устанавливает взаимопонимание между клиентом и аудитором, помогает предотвратить возможное неадекватное представление клиента об аудите и позволяет избежать недоразумений после его окончания в соответствии с обязанностями сторон.
Письмо о проведении аудита – документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.
Форма и содержание писем о проведении аудита для разных клиентов могут иметь свои особенности, но, как правило, в них указываются:
— ответственность руководства клиента за подготовку и представление финансовой отчетности в соответствии с МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита»;
— принципы и правила, применяемые руководством при подготовке финансовой отчетности;
— объем аудита, включая ссылки на законодательство и другие нормативные документы;
— форма аудиторского заключения, отчета аудитора или других документов по его результатам;
— существование неизбежного риска, что некоторые существенные искажения финансовой отчетности останутся невыявленными (в связи с применением выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями);
— требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита.
Также в письмо о проведении аудита могут быть включены:
— договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников клиента в ходе планирования аудита;
— указание на право аудитора получить от руководства официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
— просьба аудитора к руководству клиента подтвердить согласие на условия задания посредством признания факта получения письма о проведении аудита;
— указание на другие письма или отчеты, которые аудитор предполагает направить клиенту;
— порядок исчисления стоимости аудита, признания услуги оказанной и расчетов за нее.
— договоренности о привлечении к работе других аудиторов и экспертов, о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов и других работников клиента;
— любые возможные ограничения ответственности аудитора;
— информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и клиентом.
При проведении повторяющегося аудита аудитор должен определить необходимость пересмотра условий аудиторского задания или напоминания клиенту о существующих условиях задания. Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита.
Согласно с МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания», согласованность сторон необходимо подтвердить документально. После обмена информацией на основе «Письма-заказа» и «Письма-обязательства» заказчиком и исполнителем составляется договор о проведении аудита.
| | следующая лекция ==> | |
Стадии аудиторского процесса. | | | Договор о проведении аудита. |
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 219 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ