Как правильно писать во множественном числе: «учителя» или «учители»?
Существительное мужского рода «учитель» имеет форму множественного числа с окончанием -я — «учителя».
Существительные «доктор», «повар» и «директор» имеют эту же форму с окончанием -а.
Сравним с формами «бухгалтеры», «инженеры», «лекторы».
Легко запомнить как правильно пишется учители или учителя, стоит лишь узнать и запомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.
Правильно пишется
В зависимости от значения слова употребляется как форма «учителя», так и «учители».
Какое правило
«Учителя» – форма множественного числа для слова «учитель» в значении наставник, преподаватель. Также образуется множественное число и других профессий: доктор – доктора. Но в значении «человек, у которого есть последователи» во множественном числе пишется буква и – учители, воспитатели, пастыри.
Слово учитель в современном русском языке имеет два значения. Первое из них — специалист, имеющий педагогическое образование и преподающий в школе какой-либо предмет; второе – человек, обладающий высоким авторитетом в определенной области знаний или профессиональной деятельности, идейный наставник.
В зависимости от значения слова, множественное число существительного учитель может иметь форму учителя или учители.
Слово учитель в первом значении относится к существительным, обозначающим лицо по профессиональному признаку. В соответствии с современными орфографическими нормами в таких существительных мужского рода продуктивно образование форм множественного числа с окончанием –а (я):
учитель – учителя; доктор – доктора; фельдшер – фельдшера; мастер – мастера.
В значении «авторитетный человек, имеющий своих последователей», слово учитель входит в число существительных с отвлеченным значением, обозначающих личные качества. Большинство из них образует множественное число при помощи окончания –ы (-и):
учитель – учители; вдохновитель – вдохновители; созидатель – созидатели; пастырь – пастыри.
Правописание окончаний во множественном числе имени существительного учитель следует соотносить со значением слова, которое проявляется в конкретном смысловом окружении, то есть, в предложении: