Сколько длится адаптация к детскому саду

Елена Перевалова
Адаптация в детском саду. Из опыта работы

«Адаптация в детском саду»

Каждый ребёнок, в определенный период времени, должен становиться способным жить среди других людей, т. е «социализироваться». В начале малыш растет в условиях семьи и привыкает к определенному распорядку жизни (режиму дня, характеру питания, к определенной обстановке, способам обращения с ним, к требованиям со стороны домашних. У него сложились определенные привычки, выработался стиль поведения, отношений с членами семьи. К 2-3 годам все привычки становятся устойчивыми.

Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, привычные для него условия жизни меняются. И, конечно же, для малыша это трудная задача, требующая перестройки поведения. В это период у ребенка могут появиться проблемы (заболевания, снижение аппетита, нарушение сна, нарушение эмоционального состояния, которые с прохождение адаптационного периода проходят.. Некоторые родители не понимая «временности» этого явления начинают паниковать. Забирают детей из детского сада, не дав ему возможности адаптироваться. Особо испытывают трудности в адаптационный период дети, которые привыкли к общению только с родителями или незнающие отказа ни в чем.

Так ко мне в группу 1.06.2013 года поступил Кирилл К. Мальчик из полной семьи, до поступления в ДОУ общался в основном с мамой, папой, бабушкой. С первых дней неохотно оставался в детском саду, с детьми общался с трудом, стал часто болеть. Родители в свою очередь решили, что всему виной недосмотр, неправильное отношение к мальчику воспитателей и других работников сада и забрали ребенка.

Сколько времени длиться адаптационный период, и каков его характер?

Все зависит от следующих особенностей;

чем меньше возраст ребенка, тем адаптироваться ему труднее

* состояние здоровья, уровень развития

здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности адаптации

дети при поступлении в садик по-разному ведут себя в первые дни. Одни капризничают, плачут, отказываясь есть, спать, просятся к маме. Но, проходит какое -то время, буквально несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой товарищей. Другие дети, наоборот, в первые дни охотно входят в группу, спокойны, но через несколько дней отказываться идти в сад, при расставании с родителями плачут, отказываются кушать, спать, не играют. Так может продолжаться довольно длительное время и это нормально.

*опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден. Положительный результат зависит от того, как совместно сработают родители и работники детского сада.

Я работаю в сельском детском саду, где дети начинают в сад приходить в 2 года. Считаю, что у воспитателей и родителей в этот период общая задача – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

И вот для менее болезненного прохождения адаптационного периода ребенка провожу следующую работу;

*перед поступлением ребенка в детский сад долго, основательно беседую с родителями (желательно и папой, и мамой). Выясняю, как можно больше о жизни ребенка дома (как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.). Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

В ходе беседы знакомлю с режимом дня в садика. Совместно обсуждаем, что нужно сделать для согласования домашнего и садиковского режима. Если малыш испытывает трудности в общении со сверстниками или общается только с родителями, советую родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников. В случае привычки к тому, что за ребенка делают все взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно (поддерживали его желания; самому есть, одеваться и т. д.). Дома в семье советую создать спокойный климат для него. В первые дни не оставлять в детском саду на целый день, раньше забирать домой. Внушать ребенку, что он вырос, его даже берут в детский сад.

Приход в детский сад ребенка должен быть постепенный. В начале приводят в группу познакомиться с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению.

Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышом (в обязательном присутствии мамы, помогаю переодеться, показывая шкафчик. Приглашаю малыша со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомлю малыша с игрушками, стараюсь вовлечь в игры. Затем прошу маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной,и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять.

С каждым днем увеличиваю время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Стараюсь заинтересовать ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку.

Во время режимных моментов учитываю индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка, при просьбе посидеть с ним, сажусь рядом. Стараюсь завоевать доверие малыша.

Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он увлеченно играет с игрушками, доброжелательно относится ко мне и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, встречая их вечером с улыбкой.

Параллельно с устными рекомендациями веду информационные консультации. Оформляю уголок «Адаптации ребенка в детском саду», где размещаю материал с советами, памятки, характеристику возраста, тетрадь обратной связи.

«Впервые в детский сад». Рекомендации по адаптации Уважаемые родители. Скоро вам предстоит отдать своего ребенка в детский садик. Многие из вас задаются вопросами: «Что необходимо делать.

Адаптация ребёнка к детскому саду Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад — новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Ребёнку 2 года и 10 месяцев, пошли в детский сад и начались проблемы! Раньше она никогда не плакала, только если упадёт больно. Теперь слёзы и плач до истерики ежедневно: по дороге в сад и обратно, в саду тоже хнычет, но без истерик. Ходим 2 месяца, а всё хуже и хуже, без мамы ни секунды не может. Только скроюсь из виду — бежит с криком: «мама, мама». Стала по ночам рыдать, успокоить очень сложно, ничего не хочет, никого не слушает. Подскажите выход. Может, лучше бросить садик? Сколько длится такая адаптация к саду? Хотела бы очень консультацию психолога, но у нас нет в городе.

Ещё вопрос: дочка начала говорить «нет» на всё. Даже если она и делает что-то, всё равно говорит «нет». Как с этим быть?

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– Действительно, адаптация в детском саду далеко не всегда проходит безболезненно. Особенно это касается детей до 3–4 лет. Успешность адаптации ребёнка зависит от ряда факторов: возраста, степени и характера его привязанности к матери, уровня тревожности, отношения педагогов, климата в детском коллективе и др. Адаптация в детском саду может длиться от нескольких дней до года (в самых неблагоприятных случаях).

Вы пишете, что до посещения детского сада у вас не было проблем. Следовательно, детский сад оказался травмирующим фактором для ребёнка.

Далеко не многие дети готовы к посещению детского сада в возрасте до 3 лет. В этом случае, если нет суровой необходимости посещения детского учреждения (например, необходимость для матери выйти на работу), то будет лучше, если какое-то время ребёнок не будет ходить в детский сад. Возможно, на будущий год девочка уже будет готова к посещению детского сада.

Что касается вашего вопроса об использовании слова «нет», то в ближайшее время в сообществе будет опубликована статья на эту тему .

Все говорят об адаптации ребенка, а о родителях забывают. Мы решили помочь сразу всей семье, ведь они вместе проходят этот путь.

Адаптация родителей

Адаптация, это привыкание к новым условиям, преодоление сложившихся изменений. В случае детского сада, она, прежде всего, касается родителей, ведь именно их поведение копирует ребенок. Дети точно улавливают настроение — когда взрослый переживает, то и кроха перенимает эти чувства. Поэтому, прежде чем помочь дошкольнику, необходимо обратить внимание на свои эмоции. Не редко, решение отдать кроху в детский сад заставляет взрослых чувствовать вину, особенно когда это связано с выходом на работу или родственники выступают против дошкольного учреждения.

Прислушайтесь к себе, своим убеждениям. Неопределенность возникает почти всегда, когда мы доверяем ребенка чужим людям. После разлуки вы можете чувствовать тревогу, страх и печаль, это нормальное явление и бороться с этими эмоциями не нужно. Найдите для них выход и постарайтесь получить в семье или среди друзей поддержку. Если вы справитесь со своими чувствами, тогда сможете помочь и дошкольнику.

Сколько времени длится адаптация ребенка к детскому саду

Время адаптации к детскому саду различно и зависит от множества факторов. Понятно, что трехлетнему ребенку, обладающему необходимыми навыками, будет легче, чем двухлетнему, который только научился правильно держать ложку. Дети старше трех лет лучше воспринимают направленную к ним информацию, поэтому легче переносят разлуку с мамой и папой. Кроме того, это тот возраст, когда самостоятельный ребенок больше не нуждается в чрезмерной опеке, ему интереснее со сверстниками, а не взрослыми. Конечно, все дети разные. Иногда и пятилетний дошкольник устраивает истерики во время разлуки с близкими. Отчего же это зависит в большей степени? От родителей и отношений в семье. Если малыша любят, принимают и оказывают должное внимание, привыкание к новой ситуации будет менее болезненным и пройдет быстрее. В лучшем случае, адаптация к садику длится несколько недель, а в худшем — затягивается до 6 — ти месяцев.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Рекомендации ниже помогут адаптироваться к новым условиям без особых проблем:

1. Придерживайтесь распорядка дня. За несколько недель до первых посещений измените распорядок дня на тот, что есть в детском саду (узнать можно у воспитателя). Обедайте и гуляйте в одно и то же время, а вечером ложитесь спать раньше обычного, чтобы утреннее пробуждение не сильно расстраивало. Благодаря жизни «по плану», ребенку будет легче привыкнуть к правилам учреждения.

2. Помогите малышу. Если это возможно, во время адаптации оставляйте ребенка в садике на короткое время. В первый день оставьте на один час, во второй день на два часа и т.д. Таким образом, привыкание к разлуке будет постепенным.

3. Короткое прощание. Важно, чтобы разлука происходила быстро, ведь каждое дополнительное обнимание заставляет малыша сосредотачиваться на эмоциях, следствии чего, ему труднее успокоиться. Длительное прощание травматично и для ребенка и для родителя.

4. Оставьте свою вещь. Прощаясь, оставьте малышу свой шарф, свитер или папку, с которой вы идете на работу. Хоть что-нибудь, что он сможет обнять вместо вас. Вещь должна быть небольшой и только вашей.

5. Не рассказывайте о садике слишком много. Прежде всего, потому, что вы не знаете, как там на самом деле. Вы можете заверить свое чадо, что выбрали лучшее место, где есть много игрушек и появятся новые друзья. Однако не гарантируйте вкусное питание и хороших друзей, это очень сложно предсказать.

6. Будьте уверены. Придерживайтесь уверенности в своих словах и ни в коем случае не сомневайтесь. Тревогу непременно выдаст ваше лицо, что станет поводом для страхов.

7. Не запрещайте плакать. Плачь, это естественная реакция. Дошкольник плачет, чтобы сообщить другим о своих чувствах, он хочет, чтобы его заметили. Позвольте немного поплакать, это хороший способ избавиться от лишних эмоций. Не критикуйте, а крепко прижмите к себе, это покажет, что вы понимаете и поддерживаете кроху.

8. Убедитесь в навыках. Для дошкольника любые изменения связаны с беспокойством, а когда этих изменений слишком много, они становятся настоящим стрессом. Убедитесь, что он действительно готов к детскому саду. Вы должны отказаться от подгузника, научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, засыпать в одиночестве и выражать свои потребности с помощью слов и жестов. Кроме того, он должен уметь общаться со сверстниками, например, делиться или меняться игрушками, не толкать других детей и не драться.

9. Позвольте измениться. Дошкольное учреждение, это не площадка. Ребенок общается с детьми из разных семей продолжительное время перенимая хорошие и плохие привычки, новые выражения в словарном запасе. Также может измениться режим дня, потребности (новые игрушки, одежда), способ засыпания. Ваша задача не стыдить, а корректировать и объяснять, почему так нельзя говорить/делать или почему эта игрушка нежелательное приобретение. Позволяйте дошкольнику вести себя странно, это нормальное проявление развития.

10. Не обещайте материальной награды. Покупая подарок сегодня, вы с каждым следующим днем рискуете увеличить свои расходы. Кроме того, вы лишаете кроху главного — он не может расслабиться, потому что не выражает свои эмоции, а это приводит к психосоматическим заболеваниям (мигрень, сахарный диабет, язва желудка, нейродермит и пр.) и адаптация к детскому саду усугубляется.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *