Когда россия и китай откажутся от доллара

Россия и Китай согласовали переход на расчеты в национальных валютах. Соответствующее межправительственное соглашение в начале июня подписали первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов и председатель Народного банка Китая И Ган, сообщила газета «Известия». Правда, пока документ носит лишь рамочный характер и сторонам еще предстоит обсудить дальнейшие шаги, подчеркнули в российском Минфине.

По данным источников издания, уполномоченными банками станут ВТБ и Торговый банк Китая. Для реализации проекта им придется состыковать российский и китайский аналоги SWIFT — Систему передачи финансовых сообщений Банка России и Китайскую международную платежную систему (CIPS). В конце марта ЦБ РФ сообщил, что несколько российских банков уже подключились к CIPS.

Предполагается, что порядок расчетов выстроят к 2020 году. Первыми на них перейдут крупнейшие российские госкомпании — производители энергоносителей и сельскохозяйственной продукции. Расчеты в рублях и юанях будут осуществляться и по уже заключенным долларовым контрактам.

В перспективе, но не завтра

В силу того факта, что все эти расчеты происходят исключительно в рамочных документах, а китайские банки не горят желанием игнорировать санкции США в отношении РФ и ее финансовых институтов, намного дальше рамочных соглашений дело не уйдет, считает руководитель аналитического департамента компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов.

По крайней мере сейчас, в условиях отсутствия деталей соглашения, скепсиса больше, и вряд ли стоит ожидать конкретных шагов в ближайшие дни. В перспективе, вполне возможно, это даст какой-то реальный профит с точки зрения экономики, но пока это всего лишь политические заявления.

При расширении инвестиционного потока со стороны КНР в Россию, наверное, эту политику можно будет и монетизировать в реальные деньги для российской экономики. Но за последние пять лет мы не видим существенного наращивания прямых инвестиций со стороны КНР в РФ, — напоминает аналитик.

При этом европейцы и даже американцы, невзирая на те же самые санкции, инвестируют в российские активы и бизнес намного большие суммы, нежели китайцы, отмечает он. Зато Китай успешно вывозит из России сырье — всё, что ему нужно из числа полезных ископаемых, используя Россию в качестве сырьевой базы.

В целом, по мнению Блинова, от двухсторонних расчетов в рамках внешнеторговой деятельности в сложившихся условиях можно ожидать разных преференций, включая дополнительную поддержку для национальной валюты, например, в России. Для Китая же, напротив, более выгоден слабый курс национальной валюты, в силу характера внешнеторговой деятельности. Впрочем, и для российской экономики слабый рубль — тоже неплохо, как минимум экспортерам сырья.

При этом аналитик отмечает, что расчеты по данному, именно рамочному, соглашению могут происходить в двух национальных валютах, но, скорее всего, будут в китайских юанях.

В силу того что ни российский рубль, ни китайский юань не являются свободно конвертируемыми валютами, перспектива двухсторонних расчетов затрудняется отсутствием взаимных банковских свопов по данным валютам среди мировых участников рынка капитала и валют. Трудности пока есть, и они не исчезнут за пять минут, — предупреждает эксперт.

В русле тренда

Экономика и политика переплетены, напоминает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. По его словам, сложно однозначно классифицировать даже давнюю Бреттон-Вудскую конференцию, которая дала старт новому мировому устройству, где доллар стал основной резервной валютой.

Попытки свергнуть американскую валюту периодически происходили, однако всегда безрезультатно. Тем не менее в этот раз противники доллара настроены серьезно: китайское правительство вполне осознанно осуществляет интернационализацию доллара в рамках национальной стратегии, — полагает эксперт.

Так что переход на расчеты в национальных валютах, по его мнению, вполне может стать современным трендом: доля подобных транзакций растет и у ЕС, и у ЕАЭС.

Но, учитывая размеры экономики и вовлеченность в международный товарооборот Китая, можно ожидать, что основную выгоду получат именно китайские партнеры, так как в большинстве случаев будет использоваться именно юань, предупреждает Николаев.

Российские банки постепенно подключаются к платежной системе CIPS — китайскому аналогу SWIFT, а ЦБ РФ закупает юани. В целом тенденция достаточно неплохая: платежи осуществляются быстрее, контрагенты могут сэкономить на конвертациях и дополнительных транзакциях, — рассуждает он.

Доллар — на выход!

Объемы далеко не только торговли, но и самых разнообразных проектов с соинвестированием на стыке интересов российского и китайского бизнеса в любом случае кратно выросли бы в ближайшие годы, даже при сохранении расчетов через доллары и евро, развивает тему ведущий аналитик ООО «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов.

Просто потому, что такое деловое взаимодействие крайне выгодно и России, и Китаю. А когда и государство, и бизнес видят явную выгоду, то уж чем и в какой форме рассчитаться — вопрос всегда решаемый, — замечает он.

При этом эксперт уверен, что как таковые избыточные расчеты через доллары — давно лишняя деталь, которая тормозила совместную деятельность двух стран. И обе сейчас стремятся избавиться от долларовых излишков. Россия — в первую очередь из соображений безопасности в условиях санкций. Китай — из-за огромных, непомерно больших сумм своих долларовых резервов, которые никогда не смогут быть погашены деньгами.

Поэтому китайская сторона даже и с США уже третий год ищет способы рассчитаться иначе, „натурой“, соглашаясь на закупки то американского СПГ, пусть и дороговатого, то американской сои. Администрация Трампа, понятно, преподносит такие договоренности для своих избирателей и для внутреннего пользования как дипломатические победы, — иронизирует аналитик.

Но Китай, по его словам, хочет иметь и поводы, и реальные мотивы, чтобы перевести накопленные в долларах резервы в юани и даже, возможно, частично в рубли. Хотя юань, вероятнее, останется основной расчетной валютой, а рубль будет играть скорее вспомогательную пока роль, соглашается эксперт с коллегами.

Но для китайской денежной системы важно и не создавать сверхспроса на юани, чтобы не укреплять излишне курс своей валюты. Переход отчасти на рубли — неплохой выход, — заключает он.

Документ о переходе на расчеты в нацвалютах между Пекином и Москвой подписали первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов и председатель Народного банка Китая И Ган. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на письмо замглавы Минфина Сергея Сторчака председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.

По договоренности взаимные расчеты в нацвалютах будут проводить два банка – российский ВТБ и Торговый банк Китая. Это сделано в рамках объявленной почти год назад программы дедолларизации. Скорее всего, первыми на расчеты в национальных валютах будут переведены государственные контракты.

Ранее китайские банки не очень охотно высказывались по поводу идеи отказаться от доллара в расчетах с Россией. Переход на расчеты в рублях и юанях – довольно рискованный процесс.

Валюты наших стран – так называемые мягкие, то есть их курс подвержен большим амплитудам колебаний из-за любых негативных событий на мировом рынке. Заключенное между странами соглашение позволит нарастить объемы торговли в рублях и юанях в несколько раз.

На данный момент стороны начали работу над стыковкой национальных электронных систем платежей (аналогов SWIFT) обеих стран.

В конце марта 2019 года начальник управления отношений с иностранными регуляторами департамента международного сотрудничества Центробанка РФ Владимир Шаповалов рассказал, что российские банки уже стали подключаться к китайскому аналогу SWIFT, чтобы упростить взаиморасчёты. Речь шла о системе о China International Payments System. Китайские банки, по словам Шаповалова, начнут также подключаться к Системе передачи финансовых сообщений, которую в 2014 году создал Банк России.

Доллар, от использования которого в расчетах стараются отказаться Россия и Китай, на протяжение более ста лета постепенно стал общепризнанной валютой для международных расчетов. Традиционно американская валюта демонстрирует высокую стабильность, а долларовые активы относятся к числу наиболее высокодоходных в категории безрисковых.

Но российский бизнес вынужден постепенно отходить от долларовых расчетов, так как опасается возможного замораживания долларовых активов на счетах в иностранных банках на фоне санкционного давления, в первую очередь, на территории США. Несколько банков, попавших под санкции, уже ощутили на себе эту особенность санкционной риторики со стороны Вашигтона – заморозка активов их клиентов заключается в том, что американские банки просто не отвечают ни на какие запросы российской стороны.

О том, что американская валюта становится слишком рискованным инструментом, неоднократно заявлял глава Минфина Антон Силуанов.

Еще в июне прошлого года экономисты Всемирного банка подсчитали: 70% всех сделок в мировой торговле приходится на доллар, 20% — на евро, остальное делят между собой азиатские валюты, в частности, китайский юань. Уже год назад он был третьей по значимости валютой в корзине МВФ. В марте 2018 года Китай начал торговлю нефтяными фьючерсами в национальной валюте.

Министр энергетики России Александр Новак уже говорил, что правительство рассматривает возможность расчетов за нефть в национальных валютах — особенно с Турцией и Ираном — в обход доллара США.

Экономисты, впрочем, всегда указывали на высокие риски рубля и юаня, так как правительство Китая использует метод искусственной девальвации своей валюты – из-за снижения курса юаня китайские товары становятся более привлекательными по цене на мировом рынке.

Рубль также подвержен серьезным колебаниям относительно доллара и евро, как и любая валюта стран с развивающейся экономикой. Возможно, намеченную дедолларизацию должны сопровождать изменения в законодательстве, так как добровольно компании вряд ли пойдут на снижение объемов расчетов в долларах.

Если будет конкретный закон, определяющий допустимый процент расчетов в валюте США для компаний — экспортеров в обеих наших странах, то это будет, наверное, самый действенный локомотив для перевода расчетов на рубли и юани.

В любом случае важно наличие пошагового плана по переводу расчетов. Если Россия серьезно озаботится решением этого вопроса, то существенно мы снизим расчеты в долларах уже лет через пять, считают эксперты

В итоге, США – если брать долгосрочную перспективу — могут лишиться статуса мировой державы, а доллар перестанет быть главной резервной валютой, что неизбежно приведет к ослаблению его беспрецедентного влияния на глобальную экономику.

Как доллар ослабляет юань

Сотрудники Международного валютного фонда, Гарвардского и Принстонского университетов провели исследование в 2018 году, согласно которому выявили закономерность в ослаблении мировых валют. В связи с тем, что подавляющая часть мировой торговли происходит в долларах США, за укреплением американской валюты на 1 % следует сокращение торговли на 0,6 % в течение одного года.

КНР при импорте товара также выставляет счета в долларовом эквиваленте. Соответственно, на Китае негативно сказывается повышение курса американской валюты по отношению к юаню. Объем китайской торговли с остальными странами также страдает.

Еще одна зона влияния доллара на экономику других стран — это инвестиции. Когда американская валюта укрепляется, глобальные инвесторские вложения в развивающиеся страны снижаются. Таким образом, снижение размера инвестиций сводит на нет любые торговые выгоды.

Из-за этих воздействий нельзя уверенно говорить, что Китай выиграет от манипуляций с курсом собственной валюты. Для того, чтобы КНР получил действительный результат, необходимо ослабить мировое господство доллара.

Уйти от доллара Китаю помешают не только расчеты в американской валюте, но и огромные долги перед США. У Китая нет возможности рассчитаться по ним в кратчайшие сроки или продать без негативных для собственной экономики последствий. Замена безопасными активами также не представляется возможной.

КНР может уйти от использования американской валюты в ближайшем будущем. Пекин движется в этом направлении, но делает это не так быстро, как Россия. Об этом сообщило сегодня американское агентство Bloomberg.

Китай не видит смысла в девальвации юаня по отношению к доллару, несмотря на то, что последний сохраняет доминирующие позиции в мире. По этой причине стоит принимать всерьез попытки Китая уйти от использования доллара.

В экономической теории, когда валюта одной страны слабеет по отношению к другой, первая получает торговое преимущество над второй. На фоне ослабления китайской валюты этот факт уже начал беспокоить власти США. Однако доминирующее положение доллара в мировой экономике способно нивелировать преимущества, которые потенциально может приобрести Китай.

Вслед за Россией, но медленнее

Леонид Бершидский, европейский обозреватель Bloomberg, заострил внимание на том, что у России есть шансы отойти от американской валюты быстро и решительно. В прошлом году РФ уже урезала долю доллара в международных резервах. Предпочтение российские власти отдали евро, золоту и юаню. Теперь Россия активно работает в направлении ухода от расчётов долларами при международной торговле.

Китай способен пройти тем же путем, но это будет сложнее: экономика КНР сильнее и диверсифицироваее по сравнению с российской. Исключение доллара из торговых международных операций — это процесс, который затянется надолго. Однако первые шаги на этом пути уже сделаны. Так, благодаря опросу клиентов немецкого банка Commerzbank AG, стало известно, что почти треть клиентов использует для трансграничных расчетов китайскую валюту.

Китай терпеливо пытается исключать доллар из расчетов

Китай терпеливо работает над изменением структуры резервов. Так, за последние 3 года КНР выступала чаще как продавец американских казначейских облигаций, чем покупатель.

Еще один канал ухода от доллара для Китая — внедрение золота в запасы. За последние восемь месяцев КНР увеличила запасы до 94 тонн. Этот маневр Китай произвел также, как и правительства России и Турции. Для последних ставка на золото оказалась успешной, поскольку металл вырос в цене за последние месяцы.

Китай начал уходить от доллара независимо от начала торговой войной с американцами. Страна начала эксперименты со структурой резервов несколько лет назад.

Последствия действий правительства Китая не проявятся сразу же. Изменения в расчетах и составе международных активов имеют отложенной действие и носят стратегический характер.

Китай сейчас не делает ничего, что могло бы угрожать безопасности американского доллара. Доминирующее положение США остается неприкосновенным, поэтому КНР не заинтересована в начале валютной войны. Однако накаляющаяся обстановка может спровоцировать решительность китайской стороны в ускорении процесса освобождения от доллара.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *