Финансовые нормативы для кпк в 2018 году

В первой части статьи , посвященной деятельности кредитных потребительских кооперативов (КПК) , мы подробно рассмотрели общие вопросы создания и работы КПК (надзор и регулирование, учет и налогообложение, основные требования и этапы открытия КПК, перечень обязательных договоров и внутренних документов). Во второй части мы остановимся на вопросах, связанных с действующими ограничениями и финансовыми нормативами , отчетностью и ответственностью КПК.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – ФЗ № 190 ) КПК не вправе:

  1. предоставлять займы лицам, не являющимся членами КПК (пайщиками);
  2. выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
  3. участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, за исключением юридических лиц, возможность участия в которых предусмотрена для КПК ФЗ № 190;
  4. выпускать эмиссионные ценные бумаги;
  5. осуществлять операции с ценными бумагами (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг, закладных), за исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 190;
  6. привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами КПК, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 190;
  7. осуществлять торговую и производственную деятельность;
  8. вступать в члены других КПК.

Сделки КПК, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности КПК имущества, а также сделки, влекущие за собой уменьшение балансовой стоимости имущества КПК на 10 процентов и более балансовой стоимости активов КПК, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности КПК за последний отчетный период, могут быть совершены при наличии решений Правления КПК об одобрении сделок. Сделка КПК, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску КПК или по иску членов КПК (пайщиков), которые составляют не менее одной трети (1/3) общего количества членов КПК (пайщиков). Это означает, что выдача займа на сумму, составляющую 10 (десять) и более процентов от балансовой стоимости активов КПК, требует одобрения Правления КПК.

КПК обязан соблюдать следующие финансовые нормативы (рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности ) ( п. 4 ст. 6 ФЗ № 190 ):

  1. соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) ( ФН1 );
  2. соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена КПК (пайщика) и (или) нескольких членов КПК (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) ( ФН2 );
  3. соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену КПК (пайщику) и (или) нескольким членам КПК (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов КПК ( ФН3 );
  4. соотношение величины паевого фонда КПК и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) ( ФН4 );
  5. соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК денежных средств от членов КПК (пайщиков) ( ФН5 );
  6. соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов КПК второго уровня, и части пассивов КПК, включающей в себя паевой фонд КПК и привлеченные денежные средства КПК (ФН6);
  7. соотношение части активов КПК, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов КПК, и общего размера денежных средств, привлеченных КПК ( ФН7 );
  8. соотношение суммы денежных требований КПК, срок платежа по которым наступает в течение 12 (двенадцати) месяцев, и суммы денежных обязательств КПК, срок погашения по которым наступает в течение 12 (двенадцати) месяцев ( ФН8 ).

Конкретные значения указанных финансовых нормативов для КПК и порядок их расчета установлены Указанием Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».

В соответствии с ФЗ № 190 КПК вправе:

  1. привлекать средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц в случае, если учредительными документами указанных юридических лиц предусмотрено финансирование КПК;
  2. в целях снижения рисков, обеспечения финансовой устойчивости КПК и защиты интересов своих членов (пайщиков) страховать свои имущественные интересы в страховых организациях и (или) обществах взаимного страхования;
  3. страховать риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества КПК, а также риск ответственности КПК за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов КПК (пайщиков).

Заинтересованные лица. Конфликт интересов. Лица, избранные или назначенные в состав органов КПК, признаются лицами, заинтересованными в совершении КПК сделок с другими организациями или гражданами (далее — заинтересованные лица ), если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются учредителями, участниками, членами, кредиторами этих организаций, либо состоят с гражданами в близких родственных отношениях, являясь их супругами, родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями или сестрами, усыновителями или усыновленными, либо являются кредиторами этих граждан. Заинтересованность в совершении КПК сделок влечет конфликт интересов заинтересованных лиц и КПК. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой намеревается быть КПК:

  1. оно обязано сообщить о своей заинтересованности Правлению КПК;
  2. сделка должна быть одобрена Правлением КПК до ее совершения.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением установленных требований, может быть признана судом недействительной по иску КПК и (или) по иску не менее 1/3 (одной трети) членов общего количества членов КПК (пайщиков). Заинтересованное лицо несет перед КПК ответственность в размере убытков, причиненных им КПК в связи с нарушением требований, установленных настоящей статьей. Если убытки причинены КПК несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед КПК является солидарной.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество КПК в части, соответствующей сумме основных обязательств КПК по договорам передачи личных сбережений , не допускается , за исключением обращения взыскания на основании исполнительных документов о взыскании денежных средств по договорам передачи личных сбережений.

Предоставление потребительских займов. На момент заключения договора потребительского займа полная стоимость потребительского кредита (займа) (далее – ПСК ) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение ПСК соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть (1/3) ( п. 11 ст. 6 ФЗ № 353 ). Банк России в установленном им порядке ежеквартально рассчитывает и публикует у себя на Интернет-сайте среднерыночное значение ПСК по категориям потребительских кредитов (займов), определяемым Банком России, не позднее чем за 45 (сорок пять) календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение ПСК подлежит применению. Таким образом, в 4 кв. 2018 г. максимально допустимая ставка по потребительскому займу составляет 266,252 % годовых.

ВАЖНО! В отношении процентных ставок, по которым КПК привлекает денежных средства от своих членов, действуют ограничения, устанавливаемые СРО КПК в соответствии с ее внутренними документами. В настоящее время процентная ставка КПК на привлечение денежных средств от членов КПК не может быть больше, чем 1,8 от ключевой ставки Банка России. Таким образом, данная величина составляет 7,25%*1,8 = 13,05%.

В соответствии с Указанием Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» (далее – Указание ЦБ № 3322 ) КПК обязан формировать резервы на возможные потери по займам ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками КПК обязательств по займам , а также в отношении обязательств по реструктурированным займам , установленных по результатам инвентаризации задолженности по займам по состоянию на последнее число квартала, которая осуществляется КПК посредством проверки числящейся на балансе по состоянию на последнее число квартала задолженности по выданным займам с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей по займам.

Резервы на возможные потери по займам формируются:

  1. по сумме основного долга по займам, в которую не включаются платежи в пользу КПК, вытекающие из договора займа, за исключением основного долга;
  2. по сумме требований по начисленным процентным доходам по займам, в которые включаются проценты за пользование займом, а также любые заранее установленные договором займа доходы по займу.

Реструктурированными займами признаются займы, по которым КПК заключил с заемщиком дополнительное соглашение , изменяющее существенные условия первоначального договора займа, на основании которого заемщик получает право исполнять обязательства по займу в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения займа, размера процентной ставки, порядка ее расчета ).

Значения резервов устанавливаются в процентах от суммы основного долга ( от 1,5% до 100% ) в зависимости от группы и подгруппы займа, а также от продолжительности просроченных платежей по займам согласно приложению к Указанию ЦБ № 3322.

Сформированные резервы на возможные потери по займам используются КПК при списании с баланса задолженности по займам , в отношении которых КПК были предприняты необходимые юридические и фактические действия по ее взысканию, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев либо договора займа, и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по займу, при наличии актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании задолженности по займу за счет сформированных под нее резервов, либо документов, доказывающих невозможность взыскания задолженности по займу (далее — безнадежная задолженность ). Списание с баланса КПК безнадежной задолженности по займу является обоснованным при неисполнении заемщиком обязательств по договору займа в течение не менее 1 (одного) года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности по займу.

Резервный фонд — фонд, формируемый из части доходов КПК, в том числе из взносов членов КПК (пайщиков), используемый для покрытия убытков и непредвиденных расходов КПК. Указание Банка России от 24.09.2015 № 3805-У "О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов" устанавливает порядок размещения средств резервных фондов КПК.

Активы, в которых размещаются средства резервных фондов КПК, не могут являться предметом залога, предметом договора займа ценных бумаг, предметом договора РЕПО, а также выступать в качестве обеспечения по иным сделкам.

Средства резервных фондов КПК могут быть размещены в следующие виды активов:

  1. В государственные ценные бумаги РФ (например, облигации федерального займа — ОФЗ).
  2. В депозиты и на банковских счетах в российских кредитных организациях в случае наличия у кредитных организаций генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций и присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России. Доля средств резервного фонда КПК, размещаемых согласно настоящему абзацу, устанавливается Советом директоров Банка России в зависимости от уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации.
  3. В качестве займов КПК второго уровня в случае наличия у КПК второго уровня присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России. Доля средств резервного фонда КПК, размещаемых согласно настоящему абзацу, устанавливается Советом директоров Банка России в зависимости от уровня кредитного рейтинга, присвоенного КПК второго уровня.

Отчет о деятельности КПК ( 0420820 )

За первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода;

за календарный год дважды – не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года и не позднее 90 календарных дней после окончания календарного года.

Для КПК, вступивших в СРО, устанавливаются самим СРО более ранние сроки представления отчетности.

К отчету о деятельности, представляемому не позднее 90 календарных дней после окончания календарного года, также прилагается файл, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность КПК.

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России.

Отчет о персональном составе органов КПК

Представляется после окончания календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или после даты изменения сведений.

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России.

Отчет об операциях с денежными средствами ( 0420001 )

Отчет составляется по данным за календарный месяц и представляется не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Представляется в Банк России через личный кабинет.

Уведомление об изменении адреса (места нахождения) и/или учредительных документов ( п. 5 ст. 5 ФЗ № 190 )

В течение 10 рабочих дней со дня соответствующих изменений и/или государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

Представляется в СРО.

Если КПК не состоит в СРО, то в Банк России.

Ежеквартальный отчет в виде ФЭС в Росфинмониторинг ( пп. 7 п. 1 ст. 7 ФЗ-№ 115 )

Не позднее 3 рабочих дней с даты проведения проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Представляется в Росфинмониторинг через личный кабинет.

Уведомление о назначении специального должностного лица (СДЛ) в сфере ПОД/ФТ

( п. 2.6 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П )

В течение 3 рабочих дней со дня назначения (освобождения) СДЛ.

Представляется в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России на основании.

* Отчетность представляется в электронном виде, если не указано иное. Для отправки отчетности необходимо предварительно ее подписать электронной подписью (ЭП) руководителя КПК. ЭП оформляется в удостоверяющем центре. ЭП можно заказать через ЮК «ДЕКАРТ» по тарифам удостоверяющего центра. Стоимость 4 500 руб. (ЭП + бессрочная лицензия КриптоПро CSP + рутокен (защищенный носитель для хранения ЭП) + настройка компьютера для представления отчетности в Банк России и Росфинмониторинг).

Статья 15.38 КоАП РФ. Нарушение законодательства РФ о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации

  1. Нарушение кредитным кооперативом финансовых нормативов, предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, или нормативов финансовой деятельности, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
  2. Нарушение кредитным кооперативом порядка размещения средств резервного фонда кредитного кооператива, установленного в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
  3. Нарушение прав члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, и прав члена сельскохозяйственного кооператива, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
  4. Нарушение требований законодательства РФ о кредитной кооперации и требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13.25 КоАП РФ и ч. 1 — 3 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 15 до 30 тысяч рублей.
  5. Осуществление действий кредитным кооперативом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
  6. Непредставление или несвоевременное представление кредитными кооперативами информации, содержащейся в кредитной истории, в бюро кредитных историй — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Статья 19.7.3 КоАП РФ. Непредставление информации в Банк России.

Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством РФ о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства РФ о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на юридических лиц — от 500 до 700 тысяч рублей.

Статья 19.5 КоАП РФ (часть 9). Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

Невыполнение в установленный срок законного предписанияБанка России — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 500 до 700 тысяч рублей.

Статья 13.25 КоАП РФ (часть 4). Нарушение требований законодательства о хранении документов

Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Информация об услугах ЮК "ДЕКАРТ" для КПК по регистрации и сопровождению текущей деятельности представлена в соответствующем разделе нашего Интернет-сайта.

Пруденциальный надзор за деятельностью КПК осуществляется Банком России. Согласно ст. 6 федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» КПК обязаны на основании данных бухгалтерского учета и отчетности производить расчет следующих финансовых нормативов:

ФН1 (величина резервного фонда) в размере не менее чем 5% (2% — для КПК, срок деятельности которого составляет менее двух лет) суммы привлеченных от пайщиков денежных средств;

ФН2 (сумма денежных средств, привлеченных от одного члена / нескольких членов, являющихся аффилированными лицами) в размере не более 20% (30% — для КПК, срок деятельности которого составляет менее двух лет) общей суммы привлеченных денежных средств;

ФН3 (сумма займа, предоставляемого одному пайщику) в размере не более 10% (20% — для КПК, срок деятельности которого составляет менее двух лет) общей суммы задолженности по займам, выданным КПК;

ФН4 (максимальная сумма займа, предоставляемая нескольким членам КПК, являющимся аффилированными лицами) не может превышать 20% (30% — для КПК, срок деятельности которого составляет менее двух лет) общей суммы задолженности по займам, выданным КПК;

ФН5 (величина паевого фонда) в размере не менее 8% суммы привлеченных от пайщиков денежных средств;

ФН6 (сумма денежных средств, привлеченных КПК от юридических лиц, не являющихся его членами) в размере не более 50% общей суммы привлеченных денежных средств пайщиков;

ФН7 (сумма денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня) в размере не более 10% суммы паевого фонда и привлеченных средств КПК на момент принятия решения о направлении средств в КПК второго уровня;

ФН8 (общая сумма денежных средств, направляемых КПК в течение отчетного периода на цели, не связанные с выдачей займов членам) не может составлять более 50% общей суммы средств, привлеченных КПК от пайщиков в течение соответствующего отчетного периода.

Методика расчета данных нормативов обозначена в приказе Минфина России от 7 мая 2013 года № 51н «Об утверждении порядка расчетов финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».

Банк России производит плановую проверку выполнения КПК данных нормативов один раз в год и осуществляет внеплановые проверки на основании фактов о нарушениях, полученных из открытых источников информации. При выявлении нарушений мегарегулятор вправе запретить КПК осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете.

5.2.1. Описание норматива.

А). Норматив устанавливает предельное соотношение между краткосрочными активами (краткосрочной дебиторской задолженностью по предоставленным кооперативом займам), погашаемыми в течение двенадцати месяцев после текущей даты и суммой обязательств кооператива (по переданным кооперативу личным сбережениям пайщиков, привлеченным их займам от пайщиков и лиц, не являющихся пайщиками кооператива), срок исполнения которых приходится на последующие двенадцать месяцев.

Норматив рассчитывается по формуле:

ФН8 = СДТ/СДО * 100%

  • СДТ – сумма денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение 12 месяцев после отчетной даты.
  • СДО – сумма денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Б). Минимально допустимое значение норматива ФН8 для кредитных кооперативов, срок деятельности которых составляет 180 дней и более со дня их создания устанавливается в размере:

  • 30 процентов – до 30 июня 2016 г. включительно;
  • 40 процентов – с 1 июля 2016 года;
  • 60 процентов – с 1 января 2017 года;
  • 75 процентов – с 1 января 2018 года.

Для кредитных кооперативов, срок деятельности которых составляет менее 180 дней со дня их создания, минимально допустимое значение финансового норматива ФН8 устанавливается в размере 50%.

5.2.2. Экономический смысл норматива

По своему экономическому смыслу финансовый норматив ФН8 сходен с показателем общей ликвидности, регулирующим риск потери ликвидности в течение ближайших двенадцати месяцев. Норматив характеризует способность кооператива обеспечить свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов. Оборотные активы кредитного кооператива представлены дебиторской задолженностью по займам, предоставленным пайщикам и кооперативам второго уровня, а основная масса обязательств сформирована из переданных пайщиками личными сбережениями и привлеченных займов от пайщиков – юридических лиц и лиц, не являющихся пайщиками кооператива. Поэтому норматив фактически регулирует отношение между денежными средствами причитающимися к получению и обязательствами, приходящимися к исполнению в течение ближайших двенадцати месяцев.

Финансовый норматив имплементируется в течение двух лет с последовательным ужесточением доли краткосрочных активов в пассивах. Если в первой половине 2016 года допускается, что только 30% от обязательств по привлеченным кооперативом средствам, срок погашения которых приходится на ближайший год, будут исполнены за счет возвращаемых пайщиками займов, то к 1 января 2018 эта доля должна составлять уже 75%. Таким образом будет последовательно повышаться уровень ликвидности кооператива в отношении обязательств по привлеченным средствам. Это не значит, что структура дебиторской задолженности и обязательств по привлеченным средствам будет смещаться в краткосрочный сегмент. Наряду с кратко- и среднесрочным, кооператив может развивать и практику долгосрочного кредитования, одновременно мотивируя пайщиков передавать сбережения и займы на длительный срок.

5.2.3. Исходные данные и порядок расчета норматива ФН8.

Сумма дебиторской задолженности по предоставленным кооперативом займам, погашаемой в течение 12 месяцев после отчетной даты, располагаемых кооперативом денежных средств определяется по показателям счетов:

  • В аналитическом учете по счету 58.3 «Предоставленные займы»[1], В состав денежных требований кооператива может быть включена стоимость государственных и муниципальных ценных бумаг, погашаемых в течение ближайших 12 и отражаемая в аналитическом учете по счету 58.2 «Вложения в государственные, муниципальные ценные бумаги».

Сумма обязательств по привлеченным средствам, погашаемых в течение 12 месяцев после отчетной даты, определяется по показателям счетов:

  • 66.1 «Краткосрочные кредиты»;
  • 66.3 «Краткосрочные займы».

Не все активы могут быть погашены своевременно, некоторая их часть сформирована из проблемной задолженности в погашении которой допущены просрочки. В соответствии с Указанием Банка России от 14.07.2014 N 3322-У, кооператив формирует в отношении такой задолженности резерв на возможные потери по займам. В целях адекватной оценки ресурсов ликвидности Кооператива целесообразно учесть, наряду с обязательствами со сроком погашения в течение ближайших 12 месяцев, сумму сформированного кооперативом резерва на возможные потери по займам в последовательно повышаемых долях, как это предусмотрено п. 9 Указания № 3322-У.

Величина сформированного кооперативом резерва на возможные потери по займам отражается по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Соотношение между суммой денежных требований и обязательств кредитного кооператива со сроком исполнения в течение ближайших 12 месяцев рассчитывается по следующей формуле:

ФН8 = ∑(сч.58.3;сч.58.2)/∑(сч.66.1;сч.66.2;сч.63(сч.59)) * 100% ≥30%;40%;60%;75%;50%

Для оценки норматива ФН8 в системе счетов бухгалтерского учета в НФО, вводимой с 1.01.2018 г., наряду с ранее описанными счетами могут быть использованы следующие счета:

  • Счет 48501 «Займы, выданные юридическим лицам»;
  • Счет 48510 «Резервы под обесценение по займам, выданным юридическим лицам»;
  • Счет 48601 «Займы, выданные юридическим лицам»;
  • Счет 48610 «Резервы под обесценение по займам, выданным юридическим лицам»;
  • Счет 48701 «Микрозаймы (в том числе целевые микрозаймы), выданные юридическим лицам»;
  • Счет 48710 «Резервы под обесценение по займам, выданным юридическим лицам»;
  • Счет 48801 «Микрозаймы (в том числе целевые микрозаймы), выданные физическим лицам»;
  • Счет 48810 «Резервы под обесценение по займам, выданным физическим лицам»;
  • Счет 49301 «Займы, выданные индивидуальным предпринимателям»;
  • Счет 49310 «Резервы под обесценение по займам, выданным индивидуальным предпринимателям»;
  • Счет 49401 «Микрозаймы (в том числе целевые микрозаймы), выданные индивидуальным предпринимателям»;
  • Счет 49410 «Резервы под обесценение по микрозаймам (в том числе по целевым микрозаймам), выданным индивидуальным предпринимателям»;
  • Счет 49501 «Займы, выданные кредитному потребительскому кооперативу второго уровня»;
  • Счет 49510 «Резервы под обесценение по займам, выданным кредитному потребительскому кооперативу второго уровня»;
  • Счет 42316 «Привлеченные средства физических лиц»;
  • Счет 43708 «Привлеченные средства негосударственных финансовых организаций»;
  • Счет 43808 «Привлеченные средства негосударственных коммерческих организаций»;
  • Счет 43908 «Привлеченные средства негосударственных некоммерческих организаций»;
  • Счет 50104 «Долговые ценные бумаги Российской Федерации»;
  • Счет 50105 «Долговые ценные бумаги субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

5.2.4. Показатели отчетности в формате, установленном указаниями Банка России № 3357-У по которым контролируется соблюдение норматива ФН8, регулирующего соотношение между краткосрочными требованиями и краткосрочными обязательствами

Для оценки соблюдения норматива ФН8 используются следующие отчетные показатели:

Из сводной формы «Отчет о деятельности»:

  • Стр. 1.1.1 «Дебиторская задолженность по займам, предоставленным пайщикам физическим лицам (срок погашения которой ожидается в течение одного года после отчетной даты)».
  • Стр. 1.1.2. «Дебиторская задолженность по займам, предоставленным пайщикам юридическим лицам (срок погашения которой ожидается в течение одного года после отчетной даты)».
  • Стр. 1.1.3. «Дебиторская задолженность по займам, предоставленным кредитным кооперативам второго уровня (срок погашения которой ожидается в течение одного года после отчетной даты)».
  • Стр. 3.1.1.1. «Привлеченные средства от пайщиков – физических лиц на срок до одного года».
  • Стр. 3.1.2.1. «Привлеченные средства от пайщиков – физических лиц на срок до одного года».
  • Стр. 3.1.3. «Привлеченные средства от лиц, не являющихся пайщиками кооператива».

Норматив рассчитывается из следующего соотношения показателей сводной формы отчетности «Отчет о деятельности»:

ФН8 = ∑отчетодеятельности стр.1.1.1;стр.1.1.2;стр.1.1.3/∑отчетодеятельности стр.3.1.1.1;стр.3.1.2.2;стр.3.1.3 * 100%

При формировании отчетности кооператив может самостоятельно проверить соблюдение норматива на листе «Нормативы». В случае, если норматив ФН8, не будет соблюден в параметрах, установленных на соответствующую дату переходного периода, в графе «Проверка соблюдения норматива ФН8» высветится код «ошибка». Если отношением краткосрочных активов и обязательств поддерживается на нормируемом уровне, высвечивается код «норма».

[1]строка баланса 12403, пояснение 3 «Финансовые вложения», показатели кодов 5305, 5306.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *