400 Федеральный закон о назначении пенсии

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта, 27 июня, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий — т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель — обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде — 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в "Российской газете" от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в "Российской газете" от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П пункт 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпунктов "б" и "в" пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7 изменений, вступающих в силу с 1 января 2025 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 428-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 мая 2016 г.

Действие частей 20 — 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»[1], который предусматривает, в частности, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, пенсию по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

Так, согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[2] меняются условия и порядок установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного Закона.

Изменения не затронут пенсионеров, которые по состоянию на 01.01.2019 уже являются получателями российских пенсий (их выплата продолжится).

С 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ предоставляется при соблюдении следующих трех условий (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в редакции Закона № 350-ФЗ):

  1. наличие не менее 15 лет страхового стажа[3];
  2. наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30[4];
  3. достижение общеустановленного пенсионного возраста, который повышается до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин[5].

При этом возраст выхода на пенсию с указанной даты для мужчин и женщин будет повышаться поэтапно в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей — 65 и 60 лет соответственно (Таблица 1).

Год выхода на пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2018

Женщины

Мужчины

Время выхода на пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ в редакции, действую-щей с 01.01.2019

Год рождения

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

(в месяцах)

Год рождения

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

(в месяцах)

Пример 1. Мужчина, 15.08.1960 г.р., возраста 60 лет достигнет в 2020 г. Право на страховую пенсию по старости при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК он приобретет в 2022 г. (т.е. 15.08.2020 + 24 = 15.08.2022, где 15.08.2020 г. — дата достижения возраста, при котором возникало право на страховую пенсию по старости по состоянию на 31.12.2018, 24 месяца — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Вместе с тем, за гражданами, которые по состоянию на 01.01.2019 достигли общеустановленного возраста по «старым нормам» Закона 400-ФЗ (т.е. 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) и имели на эту дату право на пенсию, но не обратились за ее назначением либо не реализовали право на назначение пенсии в связи с несоблюдением других двух условий (отсутствием требуемых продолжительности страхового стажа и (или) величины ИПК), сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений о повышении пенсионного возраста, внесенных в Закон 400-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2019 (часть 2 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

  1. С 01.01.2019 повышается возраст (меняются сроки назначения), с которого может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости (статьи 30-32 Закона № 400-ФЗ), в отношении следующих категорий граждан:

— «северян» (лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях);

— «медработников» (лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городе);

— «педагогов» (лиц, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет);

— работников «творческих профессий» (лиц, которые осуществляли творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15-30 лет в зависимости от характера деятельности).

Для всех перечисленных категорий работников требование по стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочную пенсию, страховому стажу и величине ИПК остается неизменным.

При этом для «северян» и работников «творческих профессий», право досрочного выхода на страховую пенсию которых зависит от достижения определенного возраста, Закон № 350-ФЗ устанавливает поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение пенсионного возраста. Для медицинских, педагогических и творческих работников, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется независимо от возраста при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, предусматривается поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение срока выхода на эту пенсию в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, т.е. года выработки требуемой продолжительности специального стажа (Таблица 2).

Год возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости

Сроки досрочного назначения страховой пенсии по старости

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 12 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии и Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 24 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 36 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 48 месяцев (не менее)

2023 и последующие годы

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 60 месяцев (не менее)

Пример 2. Гражданин Российской Федерации, 11.01.1966 г.р., проживает за границей с 2018 года. Стаж в районах Крайнего Севера 15 лет. Общая продолжительность страхового стажа — 26 лет, величина ИПК – 50. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости он может реализовать в 2024 г., т.е. по достижении 58 лет (11.01.2021 + 36 = 11.01.2024, где 11.01.2021 — дата достижения им возраста 55 лет, а 36 месяцев — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Пример 3. Гражданка Российской Федерации к 25.09.2019 выработала специальный стаж в городских учреждениях здравоохранения продолжительностью 30 лет в должности врача и в январе 2020 выезжает на постоянное место жительства за границу. Имеет величину ИПК, равную 60. Право на досрочное назначение страховой пенсии может быть реализовано ею, не зависимо от возраста, но не ранее 26.09.2020 (26.09.2019 + 12=26.09.2020, где 26.09.2019 — дата, на которую гражданка отработала 30 лет в качестве врача, 12 месяцев — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

  1. Всем вышеперечисленным категориям граждан, для которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных новым правовым регулированием, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).
  2. Право на страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины с учетом переходных положений, приведенных в Таблице 1) также предоставлено:

женщинам, выработавшим стаж на территории Российской Федерации не менее 37 лет, за который производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и мужчинам, выработавшие такой стаж не менее 42 лет — на 2 года ранее нового пенсионного возраста (часть 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, — по достижении возраста 56 лет, при наличии страхового стража не менее 15 лет (пункт 1.1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, — по достижении возраста 57 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет (пункт 1.2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019).

При этом для оценки права на досрочное назначение пенсии учитываются дети, которые были рождены и воспитаны на территории Российской Федерации.

  1. Для отдельных категорий нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца также увеличен возраст, по достижении которого они имеют право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца. В частности это: родители, супруг (супруга), а также дедушка и бабушка умершего кормильца при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать[6].

Указанным лицам данная пенсия может быть назначена, если они являются инвалидами, либо достигли 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений по поэтапному повышению пенсионного возраста в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости (Таблица 1).

Пример 4. Женщине, 15.02.1966 г.р., являющейся матерью умершего кормильца, страховая пенсия по случаю потери кормильца с учетом переходных положений может быть назначена в 2024 г., т.е. не ранее достижения ею возраста 58 лет (15.01.2021+36 мес. =2024, где 15.02.2021- дата достижения ею возраста 55 лет, 36 месяцев — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

  1. Корректировка (индексация) размера страховой пенсии (части 6 и 7 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

В период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 — 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году — 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году — 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году — 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году — 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году — 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля (часть 7 статьи 7 и часть 13 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

  1. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме (часть 8 статьи 10 Закона № 350-ФЗ):

с 01.01.2019 — 5334 руб. 19 коп.;

с 01.01.2020 — 5686 руб. 25 коп.;

с 01.01.2021 — 6044 руб. 48 коп.;

с 01.01.2022 — 6401 руб. 10 коп.;

с 01.01.2023 — 6759 руб. 56 коп.;

с 01.01. 2024 — 7131 руб. 34 коп.

  1. Выплаты за счет средств пенсионных накоплений (статьи 6, 8 Закона № 350-ФЗ).

В связи с повышением пенсионного возраста внесены изменения в федеральные законы от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»[7] регулирующие установление выплат за счет средств пенсионных накоплений. Данные изменения направлены на сохранение существующих условий получения средств пенсионных накоплений.

С 01.01.2019 накопительная пенсия и срочная пенсионная выплата могут быть установлены по достижению возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Законом № 400-ФЗ, а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Согласно внесенным Законом № 350-ФЗ изменениям единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Закона № 424-ФЗ, может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Законом № 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Законом № 424-ФЗ, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Законом № 424-ФЗ, единовременная выплата может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины ИПК).

[1] Далее – Закон № 350-ФЗ.

[2] Далее – Закон № 400-ФЗ.

[3] С учетом переходных положений, установленных частью 2 статьи 35 Закона № 400-ФЗ: в 2015 году требуемая продолжительность страхового стажа (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ) составляет 6 лет и затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет (в 2016 году – 7 лет, в 2017 – 8, в 2018 – 9, в 2019 — 10 и т.д.).

[4] С учетом переходных положений, установленных частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ: в 2015 году требуемая величина ИПК (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ – на день установления этой пенсии) составляет 6,6 и затем ежегодно увеличивается на 2,4 до достижения 30 коэффициентов (в 2016 году – 9 коэффициентов, в 2017 – 11,4, в 2018 – 13,8, в 2019 – 16,2 и т.д.).

[5]По состоянию 31.12.2018 возраст выхода на страховую пенсию по старости составлял 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).

[6] Пункты 3, 4 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ.

Огромную роль для всех пенсионеров играет ФЗ-400 "О страховых пенсиях". Дело все в том, что в России пенсионная система постоянно терпит изменения. Поэтому приходится ежегодно интересоваться, что ждет людей, достигших пенсионного возраста, в том или ином периоде. Кто имеет право на страховые выплаты? В каких размерах выделяется поддержка пенсионеров такого типа? Обо всех нюансах следует поговорить заранее. Ведь последние изменения, вступившие в силу в 2016 году, серьезно сказались на пенсионной системе Российской Федерации.

Условия возникновения выплат

Первое, на что следует обратить внимание, — это условия возникновения пенсионных выплат. 400-ФЗ от 28.12.2013 четко регламентирует правила установления страховых пенсий. Если условия не будут соблюдены, не получится претендовать на ту или иную поддержку.

На данный момент говорится о том, что страховая пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. В России женщины получают статус пенсионеров в 55, а мужчины — в 60 лет.

При этом следует отметить, что страховой стаж при этом должен быть не менее 15 лет. То есть, если на протяжении указанного времени гражданин производил платежи в ПФР, он имеет право на такие выплаты. Но это еще не все.

Дело все в том, что в России теперь действует система коэффициентов. За каждый отработанный год гражданину будут начислять определенные баллы и коэффициенты. Последних должно быть не менее 30. Только тогда будут выполнены все условия для начисления страховых пенсий обычным гражданам.

Инвалидам

Но это только один из типов страховой поддержки населения пенсионного возраста. Существуют разные варианты развития событий. Как начисляется и выплачивается страховая пенсия по инвалидности?

Согласно ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года, на данную выплату имеют право все граждане, которым в том или ином возрасте была установлена инвалидность. Начисляется она независимо от разнообразных факторов, которые, например, влияют на аналогичную выплату, но совершенно здоровым людям.

Иными словами, страховая пенсия по инвалидности будет начисляться всем, у кого есть инвалидность. Не важен ни трудовой стаж, ни материальное положение гражданина, ни его возраст. Даже болезнь или иное отклонение не играют роли. Если человек является инвалидом 1-3 групп, он имеет право на страховые выплаты даже будучи несовершеннолетним.

По потере кормильца

Есть еще один вариант развития событий. Дело все в том, что страховая пенсия может назначаться по причине потери кормильца. Но в каких случаях и кто имеет на нее право? На данный момент законом предусматривается выплата пенсии по потере кормильца всем гражданам, находящимся на иждивении у погибшего. Опять же, возраст роли не играет.

Но ФЗ-400 "О страховых пенсиях" предусматривает один важный момент. Иждивенцы должны быть признаны нетрудоспособными. Если человек, которого содержал погибший кормилец, по собственному желанию не работает, на поддержку со стороны государства можно не рассчитывать.

От чего зависит размер пенсии

Теперь следует понять, какие показатели будут влиять на размер пенсионных выплат. Кто имеет право на страховую пенсию? Уже понятно, что все зависит от типа выплаты. Но какие факторы оказывают прямое воздействие на размер денежной поддержки в данном случае?

ФЗ-400 указывает несколько пунктов, способных уменьшить или увеличить размер страховых начислений населению. О чем конкретно идет речь? На данный момент, исходя из закона, можно сделать вывод, что на выплаты оказывают влияние следующие факторы:

  • индивидуальные отчисления в ПФР за год от гражданина;
  • пенсионный коэффициент за тот или иной год;
  • стажа работы (косвенно).

Соответственно, чем больше гражданин перевел за свою жизнь в Пенсионный Фонд, тем больше он получит. Стаж работы влияет на количество полученных баллов каждым сотрудником. Если человек не набрал необходимого минимума, получать страховую пенсию по старости он не сможет.

Что засчитывается в трудовой страж

На какие еще особенности следует обратить внимание? Дело все в том, что закон о пенсиях (400-ФЗ от 28.12.2013) предусматривает некие периоды, которые не являются работой, но при этом засчитываются в трудовой стаж. Это очень важный момент. Ведь далеко не всегда придется выполнять должностные обязанности. Можно надеяться на прибавку к стажу в следующих ситуациях:

  • прохождение военной службы по призыву (срочному);
  • альтернативная служба в армии;
  • служба по контракту;
  • отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (но не более 6 лет в сумме);
  • время, когда гражданин получал пособие по безработице;
  • нахождение незаконно под стражей;
  • при осуществлении ухода за гражданином после его 80 лет, а также за детьми-инвалидами и инвалидами-взрослыми 1 группы;
  • время проживания с супругом в военном городке при прохождении службы по контракту.

Вышеперечисленные пункты можно отнести к трудовому стажу. Поэтому данные промежутки времени будут учтены во время расчета страховой пенсии. Да и трудового стажа в целом.

Исчисление

Как происходит расчет страховой пенсии? Этот вопрос тоже интересует многих граждан. Система, придуманная в России, не требует от населения никаких серьезных знаний. Они могут самостоятельно подсчитать, сколько положено получать денежных средств в качестве страховой пенсии в том или ином случае.

Если речь идет о начислениях по старости, а также по инвалидности, придется воспользоваться формулой П=К*СК, где:

  • П — пенсия;
  • К — количество баллов, набранных гражданином за время труда;
  • СК- стоимость 1 балла на момент назначения пенсионной выплаты.

Размеры страховых пенсий по старости теперь понятны. А как быть, если речь идет о выплатах, производимых по причине потери кормильца? В данной ситуации используется аналогичная формула, но в ней:

  • П — это размер пенсионных выплат;
  • К — количество баллов, которые набрал не получатель, а кормилец;
  • СК — стоимость 1 балла на дату, в которую осуществляется назначение пенсионной выплаты по потере кормильца.

Ничего трудного в этом нет. Основной проблемой является то, что нельзя точно сказать, каким будет коэффициент стоимости баллов в будущем. Поэтому заниматься подсчетами на будущее не имеет никакого смысла.

Фиксированная выплата

Изучаемым законом предусмотрена фиксированная выплата к страховой пенсии в тех или иных размерах. Это своеобразная дополнительная поддержка со стороны государства.

Ежегодно выплаты должны индексироваться. Причем ФЗ-400 предусматривает определенную дату, в которую осуществляется повышение фиксированных выплат. Это 1 февраля.

Также следует учесть, что с 1 апреля 2015 года правительство РФ имеет полное право назначить дополнительную индексацию материальной поддержки граждан. Но только на данный момент подобные условия не соблюдаются. На то есть свои собственные причины.

Какие именно? Действие данных условий приостановлено до 2017 года. Эти изменения вступили в силу в 2015-м. Поэтому в России ежегодно стараются повышать фиксированные выплаты к страховым пенсиям, но не всегда удается сделать это.

Точные суммы

В ФЗ-400 "О страховых пенсиях" не указаны точные суммы, положенные к уплате в виде фиксированных выплат к пенсионным отчислениям. Это вполне очевидный факт, ведь ежегодно данные показатели меняются. Какие правила действуют в 2016 году?

Дело все в том, что доплаты делятся на несколько категорий — по старости и инвалидам 1-2 группы, а также отдельно имеются выплаты гражданам с инвалидностью 3 группы. В январе 2016 суммы были соответственно 4 383 рубля 59 копеек и 2 191 рубль 80 копеек.

А вот с февраля этого же года произошла индексация. Теперь граждане получают дополнительно к страховой пенсии по старости, а также за инвалидность 1 или 2 группы по 4 558 рублей 98 копеек в месяц, а при инвалидность 3 группы — 2 279 рублей 47 копеек. Не слишком большие изменения, но главное, что индексация сама по себе произошла.

Куда обращаться за получением

На что еще следует обратить внимание? Дело все в том, что ФЗ-400 "О страховых пенсиях" указывает, как именно получить данные выплаты. Куда можно обратиться для оформления документов, позволяющих назначить подобную поддержку?

На данный момент граждане имеют небольшую альтернативу действий. Они имеют право на обращение:

  • в территориальные Пенсионные Фонды;
  • в ПФР;
  • через портал "Госуслуги";
  • во многофункциональные центры.

Именно в данные инстанции граждане, имеющие шанс на получение страховой пенсии должны обращаться с заявлением и определенным пакетом документов. В изучаемом законе также указывается, что работодатель имеет право на представительство пенсионера и обращение вместо него в вышеперечисленные органы для начисления страховых выплат. Но данное действие возможно только с письменного согласия будущего получателя начислений.

Документы для получения

А как вообще получить страховую пенсию в том или ином случае? Нередко граждане имеют право на несколько типов государственной поддержки. В таком случае придется выбирать, какую именно пенсию получать. Так гласят установленные в России правила. ФЗ-400 "О страховых пенсиях" указывается полный перечень документов, необходимых для назначения государственной поддержки. В Пенсионный Фонд России или в любую другую организацию, оформляющей пенсии, необходимо прийти со следующим перечнем документов:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ);
  • СНИЛС;
  • заявление на получение страховой пенсии (обязательно указываются именно страховые выплаты);
  • пенсионное удостоверение;
  • трудовая книжка;
  • справки и выписки, подтверждающие те или иные периоды, не входящие в работу, но относящиеся к трудовому стажу;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • выписка из лицевого счета гражданина;
  • военный билет (для мужчин).

Также придется взять любые подтверждения того, что человек не получает никакой другой пенсии. Когда гражданин обращается в ПФР, скорее всего, этот факт проверится на месте. Если хочется получать денежные средства на счет в банке, предоставляются реквизиты оного.

Когда речь идет о назначении пенсии по инвалидности или утрате кормильца, потребуются документы, подтверждающие инвалидность гражданина. Также предоставляются любые справки, указывающие на нетрудоспособность иждивенца (в случае потери кормильца). Разумеется, могут спросить свидетельство о смерти человека, который содержал будущего получателя пенсии.

Со всеми вышеперечисленными документами придется обратиться в соответствующие органы. Желательно взять с собой копии бумаг. Далее произойдет проверка. И если все документы в порядке, гражданину начнут начислять страховую пенсию.

Не для всех

Еще один важный момент — в 2016 году для получения изученной поддержки пенсионеров необходимо иметь минимум 7 лет трудового стажа, а также 9 пенсионных баллов. Если данные условия не соблюдаются, гражданину будет положена социальная пенсия.

Также выплаты по потере кормильца не назначаются гражданам, которые имеют уголовную судимость. Либо если потенциальный получатель страховых выплат совершил действия, повлекшие смерть кормильца.

Это основные особенности, которые таят в себе страховые пенсии. Федеральный закон устанавливает основные принципы исчисления данных выплат. Но он постоянно подвергается изменениям. Поэтому трудно сказать, как ситуация со страховыми пенсиями будет обстоять через несколько лет. Например, сейчас в России обсуждается повышение пенсионного возраста. Этот шаг наложит за ФЗ-400 свой отпечаток.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *