Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
> Сотрудник полиции |
Содержание Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав — рядовой полиции;
2) младший начальствующий состав — младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;
3) средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;
4) старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
5) высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.
2. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными.
3. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова «в отставке».
4. Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 26 Закона о Полиции
1. Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего составов органов внутренних дел урегулирован ст. ст. 22 — 33 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, гл. 12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.
2. Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел РФ.
3. Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующих составов присваиваются:
— до подполковника полиции включительно — заместителями министра внутренних дел РФ, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел РФ;
— до полковника полиции включительно — министром внутренних дел РФ.
4. Министр внутренних дел РФ в установленном законодательством Российской Федерации порядке вносит Президенту РФ представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава органов внутренних дел сотрудникам (подп. 8 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).
5. Представления о присвоении очередных специальных званий начальствующего состава должны быть направлены в кадровые подразделения соответствующих органов внутренних дел не позднее чем за 10 дней до истечения срока выслуги в имеющемся звании.
6. Представления к присвоению первых и очередных специальных званий начальствующего состава, присвоение которых входит в компетенцию министра внутренних дел РФ или его заместителей, должны быть направлены в ГУКиКП МВД России к пятому числу каждого месяца с таким расчетом, чтобы к этой дате не истек срок выслуги в очередном звании. Органы внутренних дел, непосредственно подчиненные главным управлениям, управлениям МВД России и непосредственно подчиненным ему подразделениям, представления к присвоению указанных специальных званий направляют в соответствующие главные управления, управления МВД России и непосредственно подчиненные ему подразделения, а последние после рассмотрения — в ГУКиКП МВД России.
7. Приказы о присвоении очередных специальных званий издаются, как правило, в день истечения срока выслуги сотрудника в предыдущем специальном звании. Вместе с тем такие приказы могут быть изданы ранее или позднее этого дня с указанием в них даты присвоения очередного специального звания. Приказы о присвоении специальных званий младшего начальствующего состава и присвоении специальных званий среднего и старшего начальствующих составов составляются отдельно.
8. Представление к присвоению первых и очередных специальных званий начальствующего состава производится в письменном виде. По этой же форме осуществляется представление к присвоению иных специальных званий, к досрочному присвоению очередного специального звания на ступень выше звания, предусмотренного штатным расписанием по занимаемой штатной должности, к снижению и восстановлению в специальном звании, а также к зачислению в кадры МВД России.
9. Присвоение первого специального звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел или зачисление в кадры МВД России производится с даты назначения гражданина на должность (кроме случаев назначения на должность с испытательным сроком). В случае установления кандидату испытательного срока присвоение специального звания или зачисление в кадры МВД России производится после его окончания.
10. Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются заместителями министра внутренних дел РФ, министрами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, начальниками главных управлений и управлений МВД России, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте, окружных управлений материального, технического и военного снабжения, начальниками образовательных и научно-исследовательских учреждений, а также начальниками окружных УВД г. Москвы и иными начальниками, которым такое право предоставлено министром внутренних дел РФ.
11. Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.
12. О задержке представления к присвоению специального очередного звания должно быть оформлено соответствующее решение. Данное решение объявляется под расписку сотруднику, в отношении которого представление к присвоению очередного специального звания задержано, и приобщается к материалам его личного дела.
13. Сотрудники могут быть снижены в специальном звании на одну ступень. При этом сотрудники, состоящие в должностях младшего начальствующего состава, — соответственно до младшего сержанта полиции, а сотрудники, состоящие в должностях среднего начальствующего состава, — соответственно до младшего лейтенанта полиции.
14. Представления к снижению в звании младшего, среднего и старшего начальствующих составов готовят соответствующие руководители органов внутренних дел. В представлении указываются причины, послужившие основанием для снижения в специальном звании. Представление направляется на решение вышестоящему прямому начальнику для принятия соответствующего решения.
15. Сотрудники, лишенные специальных званий, исключаются из списков личного состава органов внутренних дел.
Наверное, вам интересно будет посмотреть на него, так сказать, изнутри. С 2001 по 2007 годы я работал в ГОМ-1 УВД города Нижневартовска в должности участкового инспектора и в ИК-15 УФСИН Минюста по ХМАО-Югре. В настоящее время я переехал жить в Казань и работаю программистом в одном из предприятий. Так как бояться мне теперь нечего, то вот они причины произвола милиционеров, ой, простите, полицейских.
Во-первых, пресловутая «палочная система» или «прогноз», про неё много сказано, но мало сделано. Например, возьмём план по административным протоколам. Выдёргивают участкового в девять вечера и ставят перед фактом: в одиннадцать должен быть «мелкий хулиган». Кому нужен? Зачем нужен? Ищи, где хочешь! Каждый участковый или гаишник должен принести своему начальнику, допустим четыре протокола в день, если не принёс, то на следующий день, он должен уже восемь. Всё это безобразие отягощается процессуальными сроками, например трёхдневный срок принятия решения о возбуждении уголовного дела. Когда у участкового на руках 10-15 материалов проверки, ещё десять дополнительных проверок из прокуратуры и немереное количество входящей корреспонденции (срок каждой бумажки — десять суток), а сроки нарушать нельзя, то сотрудник начинает писать пустые отписки, уговаривать (в лучшем случае) потерпевших забрать заявление, и так далее по списку, вплоть до знаменитой «бутылочки».
В министерстве внутренних дел в настоящее время отсутствует «костяк», «средний класс», интеллигенция, если хотите. Я имею в виду взрослых, от 30 до 45 лет, опытных офицеров в чине капитана-майора, с высшим образованием и адекватными взглядами на жизнь, работающих «на земле»: участковых, оперативников, следователей. Их всех разогнали с 2000 по 2005 годы, кого на пенсию, кого так уволили. Прошу заметить, прапорщики ППС и гаишники с образованием ниже плинтуса и бульдожьими мордами никуда не делись, только жирок нагуляли за это время.
Во-вторых, низкий образовательный и профессиональный уровень, молодость и правовой нигилизм основного состава полицейских. Юридически грамотных и правильно составленных бумаг в полиции вы найдёте с большим трудом. Ну, какой из 21-летнего парня участковый, а из 25-летнего начальник уголовного розыска? Понятия «закон» и «офицерская честь» отсутствуют в принципе, между сотрудниками такие разговоры даже не ведутся. Если вы упомянете в доверительной приватной беседе с полицейским слово «закон», скорее всего, он недовольно фыркнет в ответ что-то невнятное. В буквальном смысле (и это не шутка) в полицию набрали гопников с подъездов, со всеми вытекающими последствиями. Эти следователи и дознаватели не занимаются всесторонним расследованием и объективной оценкой имеющихся доказательств, а идут по пути наименьшего сопротивления. Кого поймали на месте, с кого выпытали признание, того и сажают. Если проверить статистику явок с повинной, то получится, что люди у нас ходят в полицейский участок как в храм исповедаться. Сталинский прокурор Вышинский любил говорить: «Признание — царица доказательств»! Этакий неисправный конвейер, только на выходе изуродованные человеческие судьбы. В колониях в основном отбывает наказание молодёжь за кражи сотовых и наркоту, вот живой показатель эффективности полиции. На тысячу человек в колонии только один сидит за экономические преступления, да и то по мелочи, в то время как в стране разворовываются сотни миллионов бюджетных денег.
Следующая причина: простая человеческая жадность. Для кого-то это просто бизнес. Даже есть такая поговорка: если крыша красная, жизнь будет прекрасная! На Севере проституток и сутенёров «крышуют» полицейские, преступному сообществу этим заниматься понятия не позволяют, слишком мерзкое для них это занятие.
Далее по списку идут кумовство и клановость, особенно в национальных республиках, лизоблюдство и ненависть к вышестоящему начальству, у кого как. Дисциплина и субординация в органах поверхностная и стремится к нулю. Вражда между силовыми ведомствами и внутри их подразделений: один материал проверки может блуждать по отделам полиции, пока им кто-то соизволит заняться.
В свете происходящих событий, разгонов демонстраций, прослеживается возможность политической индульгенция «сверху», команды «фас!». Но этого я с полной уверенностью утверждать не могу.
У меня есть свои соображения на счёт улучшения положения:
Банально, но ключевых руководителей МВД нужно поменять, пускай Нургалиев медитирует, занимается йогой и ходит на балет на менее ответственной государственной должности. Нужно провести de facto переаттестацию сотрудников и пусть это будет медленный, но всё же верный процесс. В первую очередь, аттестовать психологов. Они должны быть офицерами, а не вольнонаёмными работниками за 4 тыс. в месяц, которым на всё наплевать.
Необходимо отменить в императивной, властной форме любые проявления и анахронизмы «палочной системы», прогнозы, планы и т.д. Полиция должна раскрывать преступления, которые уже произошли. Разгребать имеющуюся кучу, образно говоря и отчитываться за качество работы, а не за количество. Сложность раскрытых дел – вот что должно стать показателем и гордостью полицейского, так же как и отзывы общественности.
Оценщиками качества работы полиции должны выступать прокуратура, судьи, а могут в перспективе правозащитные организации, партии, СМИ. Если есть пикет возле отдела, значит, там плохо работают, если горожане устраивают праздник в день полиции – значит, всё хорошо. Профилактика преступлений тоже имеет важное значение, но для этого полиция должна обладать должным уважением в обществе, которого у неё в настоящее время нет.
Кадровый вопрос. Выдумывать велосипед не надо. Достаточно подсмотреть решения в других ведомствах. В медицине, например. На офицерские должности должны приниматься только люди с высшим юридическим образованием и точка! Никаких кулинарных техникумов, педагогических и сельскохозяйственных вузов! Как у врачей. В стране переизбыток юристов, а в полиции и ФСИН их практически нет, на отдел по три человека. Только знающие законы люди, профессионалы, могут их правильно понимать и применять. И уважать…
Сложнее с младшим составом, рядовыми, сержантами и прапорщиками. Их нужно много. Они все должны иметь среднее юридическое образование. Мы живём в 21 веке и неграмотные люди не должны заниматься серьёзными делами. Есть предложение при поступлении гражданина на службу на рядовые должности, брать его с условием поступления в средне-специальное учебное заведение по специальности правоведение, в ведомственный или государственный на выбор. При отчислении из ссуза автоматически увольнять из органов. Упразднить школы милиции — это порождение дьявола, анахронизм советской эпохи, которые готовят отморозков в погонах. Нужны нормальные адекватные полицейские колледжи, где рядовые сотрудники будут получать качественное среднее юридическое образование и полицейские академии, где будут обучаться и повышать квалификацию офицеры. Оглянитесь на бизнес, там индустрия обучения менеджеров хорошо развита.
Особенно нужно развивать и усиливать институт психологов и офицеров по воспитательной работе (бывших замполитов), именно они должны нести на себе основную ношу по выходу из сложившегося кризиса. Только где их взять? Это отдельный вопрос. Также нужно вспомнить про наставничество над молодыми сотрудниками, возможно, стоит придумать, что-то наподобие «интернатуры» для молодых офицеров.
Участковый снова должен стать другом простых людей, как это было ещё несколько лет назад. Работы у участковых всегда хватало, им нужны помощники из рядового состава, и не один на отделение участковых, как сейчас, а минимум три у каждого. Генералов и полковников у нас больше, чем во всех странах, вместе взятых, а повестки в суд разносить не кому. А вот «лишних людей» в бюрократическом аппарате МВД гигантское количество, есть хороший задел, кого сокращать или переводить на вольнонаёмные должности. Зачем пресс-секретарю УВД или заведующему складом майорские погоны? Погоны должен носить тот, кто борется с преступностью!
Есть идея назначить дежурства по проверке работы полиции работниками следственного комитета, прокуратуры, может быть, администрации города, правозащитных организаций, партий, СМИ, чтобы чиновники и правозащитники днём и ночью находились в городских отделах. Это нужно для того, чтобы задержанные и потерпевшие имели возможность пожаловаться. Поверьте, желающих стать наблюдателями будет очень много. Как в магазине, завести журнал проверок, книгу жалоб и предложений. Официальный документ, прошитый и с печатью. Попробуйте у любой продавщицы спросить книгу жалоб и предложений, она сразу запаникует и выполнит любое требование. Эту книгу нужно положить на стол для написания заявлений и веб-камеру поставить, чтобы доступ к ней был всегда свободным.
Мы в 21 веке живём, почему бы не поставить в полицейских участках терминалы для принятия заявлений? Отсканировал гражданин заявление, паспорт, ввёл свои данные, получил квитанцию. А функции дежурного — распечатать заявление и направить к нужному сотруднику. Как в больнице,опять-таки! И не будет теперь потерпевший зависеть от «хотелок» дежурного. По закону все заявления должны приниматься.
За мной год назад какие-то дурные малолетки на машине гонялись возле супермаркета, угорали, пытались наехать. Пошёл я в свой родной ГОМ-1 УВД по городу Нижневартовску, в котором проработал несколько лет. Естественно, знакомых я там не встретил. Молодой дежурный начал допытываться у меня, знаком ли я с этими парнями, был ли у меня с ними конфликт и вообще, виноват ли я сам. Заявление у меня принимать он отказался, отправил зачем-то к инспектору ИДН — молодой девушке, с плетёными косичками. Просидев три часа в пустом обшарпанном вонючем коридоре я пригрозил девушке, что пожалуюсь на неё в прокуратуру. Она мило ответила мне, что трёхчасовой срок распространяется только на задержанных, а я сам пришёл и меня никто насильно не держит. После этого, (Внимание!) я позвонил другу — подполковнику милиции, начальнику соседнего ГОМа, но даже его звонок в дежурную часть ничего не решил. Обозлённый на ментов, ещё больше, чем на беспредельщиков — малолеток я ретировался. Я был очень удивлён деградации отдела, во что он превратился.
![]() |
---|
Альберт Робертович Музеев, 31 год |
Ветеран боевых действий в Чечне, 2001 год. Работал в милиции милиционером ППС, участковым уполномоченным, начальником отряда в исправительной колонии, затем дизайнером в рекламном агентстве, в настоящее время работает программистом на одном из предприятий Казани.
Закончил колледж и ТюмГУ. Образование высшее юридическое, обучается на второе высшее по специальности «инженер по информационной безопасности».
Другие статьи этого автора: