Содержание
- 1 Понятие должностного лица
- 2 Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ
- 3 О статусе должностного лица
- 4 Особенности должностного лица в административном праве
- 5 Должностные лица и обычные граждане
- 6 Правонарушения должностных лиц
- 7 Санкции за правонарушения
- 8 Примеры должностных лиц
- 9 Права и обязанности должностных лиц
- 10 Задачи должностных лиц
- 11 Уполномоченные инстанции
Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс — КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.
Понятие должностного лица
Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.
Существует несколько определений понятия «должностное лицо». КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ — на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.
Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ
В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.
Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:
- российские Вооруженные Силы;
- инстанции местного самоуправления;
- государственные и муниципальные организации.
Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП «О должностных лицах». Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.
О статусе должностного лица
Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.
Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.
Особенности должностного лица в административном праве
КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.
Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.
КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.
Должностные лица и обычные граждане
В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.
Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП «должностное лицо». Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений — все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример — недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.
Правонарушения должностных лиц
В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:
- посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
- охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
- экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
- сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
- связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
- промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
- финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
- таможенная сфера (21 статья из главы 16);
- посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
- воинский учет (4 статьи из главы 21);
- порядок управления (19 статей из главы 19).
Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.
Санкции за правонарушения
Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан — административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример — высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией — но только в случаях смены власти на территории всей страны.
Примеры должностных лиц
По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.
Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет — вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.
Права и обязанности должностных лиц
От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.
Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.
Задачи должностных лиц
Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:
- нарушение правил пребывания на государственной границе;
- появление в общественных местах в пьяном виде;
- мелкое хулиганство;
- распитие алкоголя в общественных местах;
- нарушение правил безопасности на дорогах и др.
Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.
Уполномоченные инстанции
Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:
- таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
- ОВД;
- органы исполнительной власти;
- коллегиально-административные комиссии;
- комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
- мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.
Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном — высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.
— Здравствуйте уважаемый посетитель, конечно именно должностным лицом он и является, так как занимает должность специалиста по охране окружающей среды. Например см. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 14.05.2018) Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Здравствуйте Александра! Ответ на Ваш вопрос:
1. по смыслу уголовного кодекса — должностое лицо:
Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
по смыслу КоАП РФ — должностое лиц
о:Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Тое сть если трудовые функции лица соответствуют данным условиям, соответственно данный специалист — должностное лицо.
Могут ли учредители ООО являться сотрудниками фирмы, состоящими в штате? Речь в данном случае идет не о генеральном директоре, который также является учредителем, а об остальных учредителях (которых несколько), обязана ли организация принимать их в штат?
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ);
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»;
- Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 г. № 59-ад06-1;
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2009 г. по делу № А56-7625/2008;
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2010 г. по делу № А21-13642/2009;
- Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 г. по делу № А33-7629/2010.
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
Вопрос государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при создании урегулирован нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а вопросы трудовых правоотношений и иных правоотношений, связанных с трудовыми, — Трудовым кодексом РФ.
Как следует из положений статей 48, 52, 53, 56, 57, 59, 61 ГК РФ и статей 5, 9, 20, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и других, термины «участник» и «учредитель» являются для законодателя равнозначными в том случае, если в качестве участника юридического лица выступает лицо (выступают лица), которое участвовало в учреждении общества. В случае, если лицо приобрело доли участия в юридическом лице уже после его государственной регистрации, такое лицо не может называться учредителем и является участником.
Наиболее частым случаем трудового участия учредителей (участников) в собственном ООО является привлечение их в качестве единоличного исполнительного органа (президента, директора, генерального директора, управляющего и пр.) или главного бухгалтера. В небольших организациях обязанности по ведению бухгалтерского учета часто берет на себя единоличный исполнительный орган, что допускается ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Законом установлено, что имущество учредителей общества с ограниченной ответственностью и имущество общества разделено. Учредители (участники) общества не отвечают по обязательствам общества, а общество не отвечает по обязательствам участников, что следует из ст. 87 ГК РФ.
В соответствии со 37 Конституции РФ каждый вправе самостоятельно выбирать, в рамках какой трудовой деятельности приложить свои силы. Принудительный труд запрещен. Труд должен оплачиваться. Трудовым договором, в соответствии со ст. 56 ТК РФ, признается соглашение между работником (физическим лицом) и работодателем, согласно которому работодатель обязан предоставить работнику возможность осуществлять какую-либо трудовую функцию и оплачивать труд работника, а работник должен выполнять указанную функцию лично и имеет право на вознаграждение за свой труд. Работник должен соблюдать правила трудового распорядка, действующие у работодателя.
От имени работодателя (общества с ограниченной ответственностью) трудовые договоры заключает единоличный исполнительный орган организации как лицо, уполномоченное вступать во внешние отношения от имени общества без доверенности, что подтверждается судебной практикой, например, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 г. по делу № А33-7629/2010, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2009 г. по делу № А56-7625/2008. Исключение сделано лишь для самого единоличного исполнительного органа общества, трудовой договор с ним в ряде случаев может не заключаться.
Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор подлежит оформлению в письменной форме в срок не позднее трех дней с момента фактического допуска работника к работе, что подтверждается также мнением, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Незаключение трудового договора по вине организации влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27. КОАП РФ (постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 г. № 59-ад06-1).
Имущество общества с ограниченной ответственностью отделено от имущества его учредителей. Граждане вправе самостоятельно выбрать, работать или не работать в организации, учредителями которой они являются. Естественно, указанное относится только к учредителям-физическим лицам. Учредители – иностранные граждане для работы на учрежденную ими организацию в установленных случаях обязаны получить документ, дающий право на работу на территории РФ.
Трудовое законодательство указывает, что любые трудовые отношения должны оформляться трудовым договором, который заключается в письменной форме в срок не позднее трех дней с момента фактического допуска работника к работе. Исключения возможны лишь в ряде случаев оформления работы в обществе его единоличного исполнительного органа. При этом единоличный исполнительный орган все равно состоит в трудовых отношениях с обществом.
Исключений, касающихся оформления отношений учредителей с обществом с ограниченной ответственностью, действующее законодательство не содержит. Таким образом, трудовые отношения между работником-учредителем общества и обществом с ограниченной ответственностью должны быть оформлены трудовым договором в письменной форме. За уклонение ООО от заключения трудовых договоров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа и дисквалификации (при повторном совершении правонарушения). Трудовые договоры от имени общества с ограниченной ответственностью подписываются единоличным исполнительным органом общества (президентом, руководителем, директором и т.д.)
Вместе с тем, возможно иное оформление отношений учредителя с учрежденным обществом. Но для этого нужно и иное содержание отношений между указанными лицами. Отношения между сторонами не должны являться трудовыми. Условия, позволяющие отнести отношения к трудовым, изложены в ст. 56 ТК РФ. Иной вариант сотрудничества между организацией и учредителем – гражданско-правовые отношения, т.е. заключение гражданско-правового договора, отношения по которым трудовым законодательством не регулируются (ст. 11 ТК РФ). Другими словами, необходимо, чтобы фактически существующие отношения не повторяли отношения сторон в связи с заключением трудового договора, только под другой «вывеской». Так, суд может не признать сложившиеся отношения как трудовые в случаях, если из заключенного договора не следует, что работник обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка работодателя, если договор заключен на выполнение разовой работы и из договора не следует, что организация предоставляет физическому лицу рабочее место, инструменты и материалы для работы (т.е. договор исполняется иждивением физического лица). Указанный вывод следует, например, из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2010 г. по делу № А21-13642/2009.
Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!