Содержание
- 1 юридические науки
- 2 Похожие материалы
- 3 Список литературы
- 4 Что такое утрата доверия
- 5 Кто попадает под увольнение в связи с утратой доверия
- 6 Основание для увольнения
- 7 Процесс увольнения
- 8 Составление докладной записки
- 9 Оформление приказа
- 10 Перечень документов для увольнения
- 11 Как это происходит на практике
юридические науки
- Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
- Алтайский государственный университет
- УТРАТА ДОВЕРИЯ
- УВОЛЬНЕНИЕ
- ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
- СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
- ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
Похожие материалы
Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).
Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34].
Надо отметить, закон не раскрывает содержание понятия «утрата доверия», что приводит некоторых ученых к мысли об его оценочном характере, так как служащий будет зависеть от конкретного руководителя, а этот факт сам по себе может привести к усилению коррупции, «ведь наиболее сложные для расследования коррупционные схемы, когда руководитель покрывает подчиненных и у них между собой тоже складывается «доверие» [8]. Кроме того, не совсем понятно, может ли представитель нанимателя (например, руководитель государственного служащего) при наличии доказанного правонарушения в сфере противодействия коррупции принять решение не увольнять государственного служащего в связи с «неисчерпанием лимита доверия» или увольнение в связи с утратой доверия является обязательной мерой? Ученые в ответе на этот вопрос приходят к противоположным взглядам. Так, В.М. Корякин отвечает на этот вопрос утвердительно, представитель вправе выбирать последствия неправомерных действий подчиненного [9, С. 12]. При этом Р.С. Сорокин отмечает, что увольнение закономерно в таком случае, так как в ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 используется термин «подлежит увольнению», а в ч. 2 ст. 59.3 приводятся обстоятельства, подлежащие учету при применении этого взыскания [10, С. 28]. На наш взгляд, все определенные законодателем случаи имеют отношение к запретам и ограничениям, существующим на государственной службе, что само по себе приводит представителя нанимателя к безальтернативности процесса увольнения гражданского служащего. В письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» приводится описание типовых ситуаций и рекомендации как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях дается комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию [11]. Таким образом, в законодательстве есть исчерпывающий перечень оснований для применения п.1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 37, в силу этого обстоятельства возможности для злоупотребления руководителем данным институтом невелики, поэтому в трудовых спорах в этих случаях чаще всего суд встает на сторону представителя нанимателя [8].
В отношении института увольнения по «утрате доверия» возникает также вопрос относительно того, какие последствия должен носить факт прекращения служебного контракта по данному основанию: должны ли быть прописаны жесткие правила, запрещающие занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления лицам, ранее привлекавшийся к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. По мнению ученых, есть необходимость закрепить дифференцированный подход к увольнению в связи с утратой доверия в зависимости от степени тяжести и характера проступка (носил ли он систематический характер, был ли он результатом умышленных (сознательных) действий или неосторожных). Соответственно, следует и градировать тяжесть наказания: от увольнения навсегда до увольнения на определенный период, указанный в законе [12]. На наш взгляд, следует согласиться с мнением Р.С. Сорокина, который предложил п. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 изменить следующим образом: «Гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия в случае…». Следовательно, после установления всех обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 59.3, за соответствующее правонарушение может быть назначено как увольнение в связи с утратой доверия, так и более мягкое взыскание из перечня ст. 59.1» [10, С. 28].
Таким образом, нами рекомендуется в п. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79 прописать конкретные обстоятельства, при которых гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия и в каких возможно использовать более мягкое дисциплинарное взыскание.
Список литературы
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2008. – № 52 (часть I). – ст. 6228.
- Чаннов, С.Е. Дисциплинарное принуждение как средство обеспечения служебных правоотношений: современное состояние и перспективы / С.Е. Чаннов // Административное право и процесс. – 2012. – № 7. – С. 15.
- Кандрина, Н. А. К вопросу о служебной ответственности государственных гражданских служащих / Н. А. Кандрина // Российская юстиция. – 2015. – № 3. – С. 50.
- Добробаба, М. Б. Проблема систематизации служебно-дисциплинарных деликтов / М.Б. Добробаба // Административное право и процесс. – 2013. – № 7. – С. 49.
- Коробченко, В. В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения / В. В. Коробченко, Т. В. Иванкина / Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 7 (68) июль. – С. 34.
- Лазарева, Н.Е. Увольнение за утрату доверия / Н.Е. Лазарева // ЭЖ-Юрист. – 2013. – № 25 /Электронный ресурс/ Режим доступа: URL: http://www.center-bereg.ru/n304.html
- Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 10. С. 12–16.
- Сорокин, Р.С. Увольнение с государственной службы в системе мер противодействия коррупции / Р.С. Сорокин / Вестник Поволжского института управления. – № 2(53). – 2016. С. 28.
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» / Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
- Павлинов, А.В. Институт «увольнения в связи с утратой доверия»: проблемы и перспективы законодательного закрепления и применения / А.В. Павлинов / Мониторинг правоприменения. – №1 (14). – 2015 /Электронный ресурс/ Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/institut-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoy-doveriya-problemy-i-perspektivy-zakonodatelnogo-zakrepleniya-i-primeneniya
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержат в себе нормы, предусматривающие такой вид дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих как увольнение в связи с утратой доверия.
Законами установлены исчерпывающие (полные) перечни оснований для применения данной меры ответственности.
Так, согласно статье 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:
— непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
— участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
— вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством РФ;
— нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены два основания увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия:
— за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
В силу требований указанных выше законов при применении данного взыскания учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Исходя из сложившейся судебной практики, по этому основанию (п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ) работника можно уволить, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу. Причем работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.
Кроме того, работник может быть уволен по названному основанию и за проступки, совершенные вне рабочего времени, такие как кража, дача взятки или ее получение. Факт совершения подобных действий уже устанавливает не работодатель, а соответствующий орган (суд), вынося обвинительный приговор.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
В законодательной базе имеются нормативные акты, касающиеся прекращения трудового договора с гражданскими служащими в связи с утратой доверия, и это является основанием для их увольнения.
Что такое утрата доверия
Что понимается под утратой доверия
Что такое утрата доверия не изложено в трудовом законодательстве, но существует пояснение, как поступить нанимателю, если сотрудник нарушил договорные обязательства по отношению к финансовым и материальным ценностям.
Потеря работы связана со следующими противоправными действиями:
- нанесение ущерба;
- совершение хищения;
- уничтожение имущества;
- невыполнение предписаний по отношению к материальным ценностям;
- невыполнение правил проведения кассовых операций;
- продажа товаров по завышенным либо по заниженным расценкам;
- противозаконное составление актов списания имущества;
- мошенничество по отношению к имуществу работодателя.
Если со стороны работодателя замечено, что его сотрудник совершал противоправные действия, то первый имеет право уволить последнего по статье.
В трудовом законодательстве нет конкретной статьи по увольнению сотрудников в связи с утратой доверия. Работодатель также имеет право на основании собственного решения, учитывая ряд факторов, проводить расследования для выявления аргументов.
Причинами утраты доверия могут быть действия, связанные с оборотом материальных ценностей, в том числе их хищение, необоснованные растраты, но опять же это нужно все обстоятельно доказать, перед тем как принимать меры, в противном случае может все обернуться против работодателя.
Кто попадает под увольнение в связи с утратой доверия
Работодатель имеет право увольнять по причине утраты доверия работников следующих категорий:
- заведующий складом;
- товаровед;
- работник на кассе;
- военнослужащий;
- госслужащий.
Если работник находится на государственной службе, то увольнение производится на основании докладной записке от кадровой службы или на основании подготовленного акта.
Увольнение беременной по причине утраты доверия не допускается на законодательном уровне, даже если зафиксированы факты нарушений, лишь при двух обстоятельствах такое тоже может произойти:
- смена собственника;
- необоснованное решение.
Увольнение военнослужащего возможно по причинам:
- неправильное урегулирование столкновения интересов;
- неправильное предоставление сведений;
- дополнительная занятость по управлению коммерцией.
К гражданскому служащему срок предъявления взыскания 1 месяц со дня обнаружения нарушения. В этот период не попадает время, затрачиваемое на отпуск, нахождение на больничном, а также иные уважительные причины.
Основание для увольнения
Основания увольнения в связи с утратой доверия
Утеря конфиденциальности — это основание распространяется на государственных служащих. Разорвать контракт может лишь представитель государственной структуры с поясняющей формулировкой «утрата доверия» в связи с:
- нарушением ограничений;
- неисполнением требований;
- игнорированием исполнения обязанностей.
Увольнение генерального директора отличается от увольнения сотрудника низшего ранга. Обычно это обуславливается спецификой трудовой деятельности, то есть реализацией обязанностей и прав собственника. Генеральный директор может быть уволен на основании решения одного из членов специального собрания по факту дисциплинарного нарушения.
Увольнение главного бухгалтера возможно в связи с нарушением его финансовой деятельности, так как в его ведении находятся все материальные ценности.
Увольнение гражданского служащего происходит по следующим причинам:
- При возникновении конфликта интересов не были своевременно приняты соответствующие меры.
- Не представлена вся информация о налогах, а также сведения об этих обстоятельствах.
- Незаконное принятие участия в коммерческом проекте с получением денежных средств.
- Осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность.
- Связи с сотрудниками зарубежных организаций.
- Имеется счет за границей.
- Личная заинтересованность при конфликтных ситуациях.
При нарушении работником законодательства он автоматически попадает под статью об утрате доверия. Действия работодателя по отношению к этому сотруднику — не просто прекращение договорных обязательств, а проведение расследования с последующим обращением в судебные инстанции.
Процесс увольнения
Алгоритм процедуры увольнения
Для того, чтобы работодателю уволить сотрудника, утратившего доверие, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий:
- Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
- Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
- Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
- Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
- Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
- Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
- Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.
Работодателю следует поступать по букве закона, а для этого важно предъявить существенные доказательства.
Составление докладной записки
Специально предусмотренных форм составления документов на сегодняшний день нет, поэтому все фиксируется в докладной сотрудника, заметившего проступок его сослуживца.
В докладной также должны быть сведения:
- Фамилия и инициалы полностью работника, со стороны которого допущены противоправные действия.
- Дата и желательно время, когда замечено нарушение.
- В период проведения каких работ отмечено нанесение ущерба (например, во время проведения инвентаризации).
- Перечень документов, подтверждающих факт нарушения.
На основании вышеизложенного подготавливается распорядительный документ.
Оформление приказа
Приказ на увольнение
После того как факт нарушения был отмечен, в организации должен был подготовлен проект распорядительного документа.
В нем должны быть отражены следующие сведения:
- В преамбуле описывается правонарушение, которое было допущено и указываются факты.
- В приказной части документа четко и лаконично расписывается, что нарушил сотрудник, и когда это было отмечено. Определяется состав комиссии по проведению расследования по факту случившегося. Определяется время работы комиссии и время подготовки акта.
- После подготовки проект приказ проходит юридическую экспертизу и после получения положительного заключения он согласовывается с заинтересованными лицами и подписывается руководителем.
С Приказом обязательно ознакомляют сотрудника, допустившего нарушение. Комиссия может работать самостоятельно и вынесенное на основании работы решение может быть заключительным вердиктом. При возникновении спорных вопросов следует обращаться с суд.
Перечень документов для увольнения
Чтобы обеспечить реализацию процедуры, стоит знать какие документы должны быть в пакете, и каким образом себя вести с нарушившим нормы сотрудником.
Чтобы не нарушить права подчиненного нужно:
- Известить сотрудника об обнаружении пропуска, причем сделать это в письменном виде.
- Издать распорядительный документ по выявленному.
- Произвести полный расчет с сотрудником.
- Выдать документы: расчетную книжку и справку о заработной плате за последний год работы.
При обнаружении со стороны работодателя провинности работника у первого имеется право расторжения трудового соглашения в любое время. Выдача предупреждения о совершенном нарушении не нормируется по временным показателям.
Если уведомление сотрудником получено, то он с ним ознакамливается под подпись, а если он отказывается его подписывать, то со стороны работодателя составляется акт произвольной формы.
Как это происходит на практике
Судебное решение как основание увольнения
Потеря статуса государственного служащего зачастую начинается с выяснения отношений. Это неправильный подход и в правовых рамках он не рассматривается в принципе. Все вопросы необходимо решать деликатно, согласно действующему законодательству.
На базе вынесенного судебного решения определяется следующее:
- На сотрудника заводится уголовное дело.
- Работник может автоматически лишится занимаемой должности, если согласно должностным обязанностям он напрямую связан с материальными ценностями.
- Работодатель обладает правом разорвать договорные отношения немедленно. Если работодатель собственник, то он немедленно может прекратить действие контракта и потребовать компенсацию за содеянное.
- Если у работодателя имеется сомнение по отношению к действиям сотрудников, то это не может являться причиной наказания. Лишь после проведения расследования можно установить вину работника.
- Если работник не был обременен финансовыми обязательствами, то под статью он никаким образом попасть не может.
Об увольнении за хищение смотрите в этом сюжете:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.