Содержание
- 1 Письмо Министерства юстиции РФ от 16 июня 2017 г. № 08-71886/17 Об использовании официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевых изданий) в качестве безальтернативных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов
- 2 Обзор документа
- 3 Требования ст. 20 Закона РФ о СМИ должны быть поняты учредителями и журналистами. Устав редакции – это не формальность, а документ, определяющий взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, а также полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, порядок назначения (избрания) главного редактора, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, передачи и (или) сохранения права на название СМИ. В случае возникновения конфликтной ситуации между учредителями, редакцией, главным редактором, а такое, как показывает практика работы службы, случается довольно часто, она может быть разрешена на основании Устава редакции. В случае недостатков Устава редакции, его недоработки конфликтная ситуация может не найти своего разрешения, что приводит к ущемлениям прав как учредителей СМИ, так и редакторов, журналистов.
- 3.1 Управление Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике обращает внимание редакций и учредителей СМИ на недопустимость простого копирования Устава редакции с уставов редакций других СМИ, так как организация деятельности средства массовой информации и его редакции всегда имеет свои особенности. Она индивидуальна и не может совпадать во всем с Уставами редакций других СМИ. В связи с выше сказанным, необходима более тщательная разработка Устава редакции и его полное соответствие требованиям ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".
- 3.2 Типовой устав редакции.
Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства юстиции РФ от 16 июня 2017 г. № 08-71886/17 Об использовании официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевых изданий) в качестве безальтернативных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов
Департаментом конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления в связи с поступающими обращениями территориальных органов Минюста России по вопросу правомерности включения в уставы муниципальных образований положений об использовании официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевых изданий) в качестве безальтернативных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов сформулирована следующая позиция.
Пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов таких актов и доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации.
Использование в этих целях сетевых средств массовой информации федеральным законодателем не предусмотрено.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Основным требованием, предъявляемым к опубликованию нормативных правовых актов, является критерий общедоступности, предполагающий доступ к распространяемой информации без необходимости применения специальных технических средств.
В связи с неравномерным уровнем распространения информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ограниченных возможностей доступа к данной сети некоторых категорий граждан, использование сетевых средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов нельзя признать полностью отвечающим названному требованию.
Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты должны быть опубликованы в печатном средстве массовой информации. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления придерживается аналогичной позиции (URL:http://komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052052057124057050049.html).
Кроме того, отмечаем, что орган местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не может быть учредителем (соучредителем) другого средства массовой информации кроме печатного издания, что подтверждается практикой отказов в государственной регистрации официальных сайтов органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в качестве сетевых средств массовой информации.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о вспомогательном значении электронного способа распространения официальной информации, в том числе текстов муниципальных правовых актов, по отношению к печатному.
На основании изложенного и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 43-АПГ16-14), официальный сайт органа местного самоуправления не может являться единственным источником официального опубликования муниципальных правовых актов.
Сообщаем, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 916396-6 «О внесении изменений в статьи 17 и 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», предусматривающий наделение органов местного самоуправления полномочием выступать учредителями (соучредителями) муниципальных сетевых средств массовой информации, созданных для целей опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации.
В соответствии с официальной позицией Правительства Российской Федерации (прилагается) официальное опубликование таких актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будет возможно в случае если условия допустимости опубликования муниципальных правовых актов в сетевых изданиях, возможность учреждения таких изданий органами местного самоуправления, а также особенности порядка такого опубликования будут предусмотрены статьей 47 Федерального закона № 131-ФЗ.
С учетом изложенного наличие в уставе муниципального образования положения, допускающего использование официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевого издания) в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, является противоречием федеральному законодательству.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления |
А.А. Корнеев |
Обзор документа
В уставе муниципального образования может быть положение, допускающее использование сайта органа МСУ (сетевого издания) в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов.
Сообщается, что наличие такого положения противоречит законодательству.
Официальное опубликование названных актов в сети Интернет будет возможно в случае внесения поправок в Закон об общих принципах организации МСУ. Они должны устанавливать условия допустимости опубликования муниципальных правовых актов в сетевых изданиях, возможность учреждения таких изданий органами МСУ, а также особенности порядка такого опубликования.
Учредитель: комитет по печати
и связям с общественностью
Ленинградской области
Председатель комитета
А.А. Радин
Устав принят собранием журналистского
коллектива редакции
УСТАВ
редакции сетевого издания
«Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области»
г. Санкт-Петербург 2014 год
1. Общие положения
1.1. Редакция сетевого издания «Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области», именуемая в дальнейшем «Редакция», осуществляет на некоммерческой основе производство и выпуск средства массовой информации – «Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области» (далее по тексту – Интернет-портал).
1.2. Интернет-портал – информационно-новостное сетевое издание, специализирующееся на распространении информации общественно-политического характера, и создано в целях обеспечения информационной открытости Правительства Ленинградской области, органов исполнительной власти Ленинградской области, оперативного доведения до граждан объективной и достоверной информации о деятельности и решениях органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, в том числе, для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Ленинградской области, иной официальной информации.
Информационные ресурсы Интернет-портала после приведения в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации экспертизы ценности, имеющие культурно-историческое значение, подлежат архивации и передаче в государственное казенное учреждение «Ленинградский областной государственный архив в г.Выборг».
1.3. Редакция не является юридическим лицом. Функции редакции осуществляют работники органов исполнительной власти Ленинградской области, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти Ленинградской области, участвующие в информационном сопровождении Интернет-портала.
1.4. Финансирование деятельности Редакции осуществляется за счет средств бюджета Ленинградской области.
1.5. Местонахождение Редакции: 191311, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67.
2. Структура интернет-портала
2.1. Интернет-портал располагается по электронному адресу http://www.lenobl.ru и имеет русскоязычную и англоязычную версии.
2.2. Интернет-портал включает в качестве разделов и подразделов веб-сайты (в том числе имеющие доменные имена портала по образцу www.доменноеимя.lenobl.ru) органов исполнительной власти, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти Ленинградской области, и органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
3. Права и обязанности Учредителя Интернет-портала
3.1. Учредитель имеет право:
- утверждать Устав редакции;
- принимать изменения и дополнения к Уставу редакции;
- формировать состав Редакции;
- прекратить или приостановить деятельность Редакции в случаях и в порядке, установленных настоящим Уставом;
- определять язык, тематику, специализацию, периодичность публикации материалов, территорию распространения и форму периодического распространения Интернет-портала;
- выступать в качестве представителя редакции, собственника имущества Редакции;
- помещать бесплатно и в указанный им срок сообщения и материалы от своего имени (заявление учредителя).
- осуществлять контроль за соответствием деятельности Редакции положениям действующего законодательства, настоящего Устава, заявленным тематике, специализации, языку, периодичности и территории распространения Интернет-портала;
- назначать на должность и освобождать от должности главного редактора;
- передать свои права и обязанности третьим лицам с согласия Редакции.
3.2. Учредитель обязан:
- соблюдать положения настоящего Устава;
- не вмешиваться в профессиональную деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Уставом.
4. Права и обязанности Редакции
4.1. Редакция имеет право:
- планировать свою деятельность в рамках утверждённой Учредителем тематики, специализации и направленности Интернет-портала, решать вопросы его содержания и художественного оформления;
- привлекать по согласованию с Учредителем и в соответствии с действующим законодательством творческих и технических работников, не являющихся постоянными участниками Редакции, для выполнения отдельных заданий;
- в установленном порядке осуществлять переписку с читателями Интернет-портала, учитывать их интересы и предложения;
- самостоятельно, используя программные средства Интернет-портала, выпускать в свет, а именно публиковать, разрешать к публикации, а также редактировать и удалять материалы.
4.2. Редакция обязана:
- осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с настоящим Уставом и требованиями действующего законодательства;
- обеспечивать высокий содержательный, художественный и научный уровень публикаций;
- осуществлять оформление материалов для публикации в соответствии с программно-техническими возможностями веб-сервера и интернет-сайта Интернет-портала;
- обеспечить соблюдение утверждённых Учредителем планов и графиков публикации материалов;
- публиковать заявления Учредителя полностью и в указанные им сроки.
5. Имущественные и финансовые отношения Учредителя и Редакции.
5.1. Имущество, используемое Редакцией, является собственностью Ленинградской области. Обеспечение Редакции имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Ленинградской области.
5.2. Все требующиеся для деятельности Редакции финансовые средства выделяются Учредителем Интернет-портала по его решению по предложению главного редактора в соответствии с законодательством Ленинградской области.
5.3. Все программно-аппаратные ресурсы, поддерживающие работу Интернет-портала, предоставляются в пользование Редакции Учредителем Интернет-портала. Главный редактор, Редакция и иные лица не вправе категорически требовать изменить те или иные параметры программно-аппаратного комплекса. Изменения в программно-аппаратном комплексе проводятся по усмотрению и по решению Учредителя.
6. Управление Редакцией.
6.1. Состав Редакции формируется Учредителем Интернет-портала и утверждается распоряжением. Участники включаются в состав Редакции и исключаются из состава Редакции по решению Учредителя Интернет-портала.
6.2. Управление Редакцией осуществляет главный редактор в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом редакции и законодательством в сфере средств массовой информации
6.3. Главный редактор:
- представляет интересы Редакции в отношениях с Учредителем, гражданами, их объединениями, организациями и в суде;
- организует работу Редакции, даёт указания, обязательные для исполнения участниками Редакции;
- распределяет обязанности между участниками Редакции;
- редактирует, разрешает к публикации, удаляет материалы на Интернет-портале;
- решает иные вопросы, отнесённые к его компетенции настоящим Уставом.
6.4. Главный редактор вправе по согласованию с Учредителем Интернет-портала сформировать редакционную коллегию (редакционный совет). Положение о редакционной коллегии (редакционной совете) утверждается Учредителем Интернет-портала. Решения редколлегии (редакционного совета) носят рекомендательный характер.
6.5. Члены редакционной коллегии назначаются на должность и освобождаются от должности решением главного редактора. Главный редактор входит в состав редакционной коллегии по должности.
6.6. Повестка дня определяется главным редактором. Члены редакционной коллегии вправе требовать включения в повестку дня дополнительных вопросов. Данное требование может поступить как до, так и во время заседания редакционной коллегии.
6.7. Заседание редакционной коллегии правомочно, если на нем присутствуют более половины членов редакционной коллегии, включая главного редактора. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов и утверждаются главным редактором.
7. Полномочия коллектива журналистов
7.1. Коллектив журналистов составляют лица, которые на некоммерческой основе осуществляют редактирование (литературное, художественное, научное, техническое), создание, сбор или подготовку сообщений и материалов (текстовых, иллюстративных, мультимедийных) для Интернет-портала.
7.2. В компетенцию коллектива журналистов входит:
- принятие устава редакции, который подлежит утверждению Учредителем Интернет-портала;
- участие в разработке и подготовке редакционных планов, участие в мероприятиях Редакции;
- внесение руководству Редакции предложений по улучшению качества Интернет-портала;
- рассмотрение вопросов организации творческого процесса в Редакции Интернет-портала.
7.3. Коллектив журналистов осуществляет свои права на собрании коллектива журналистов.
Собрание коллектива журналистов может проходить как в очной, так и в заочной форме.
Собрание коллектива журналистов правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей членов коллектива журналистов. При проведении собрания в очной форме решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов коллектива журналистов.
При проведении собрания в заочной форме решение принимается решения принимаются простым большинством голосов членов коллектива журналистов, обладающих правом участвовать в голосовании.
7.4. Собрание коллектива журналистов избирает из своего состава председательствующего, который ведет собрание, и секретаря, который составляет протокол собрания. Протокол ведется на каждом собрании коллектива журналистов. В протокол заносятся все решения собрания коллектива журналистов. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.
7.5. Собрание коллектива журналистов не вправе принимать решения по вопросам, не относящимся к его компетенции, согласно настоящему Уставу.
8. Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности Интернет-портала
8.1. Выпуск Интернет-портала как средства массовой информации может быть прекращен или приостановлен только по решению Учредителя Интернет-портала либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску Регистрирующего органа Российской Федерации.
8.2. Учредитель Интернет-портала вправе прекратить или приостановить деятельность Интернет-портала в случае, если:
- Редакция Интернет-портала нарушила требования законодательства о средствах массовой информации или положения настоящего Устава;
- Учредитель утратил возможность поддерживать необходимые технические мощности в актуальном состоянии;
- производство и выпуск Интернет-портала признаны Учредителем Интернет-портала нецелесообразными по иным основаниям. Решение о прекращении или приостановлении деятельности Интернет-портала принимается Учредителем Интернет-портала после консультаций с главным редактором Интернет-портала.
9. Права на название
9.1. Право на название Интернет-портала принадлежит Учредителю Интернет-портала.
10. Последствия смены учредителя и прекращения деятельности Интернет-портала
10.1. В случае смены Учредителя Интернет-портал продолжает свою деятельность после перерегистрации в установленном законом порядке. При этом право на название Интернет-портала не передаётся последующим Учредителям, а сохраняется за первым Учредителем Интернет-портала.
11. Порядок изменения и утверждения Устава Редакции
11.1. Устав Редакции принимается на собрании коллектива журналистов Редакции и утверждается Учредителем Интернет-портала.
11.2. Изменения и дополнения в Устав Редакции вносятся Учредителем по собственной инициативе или по предложению Редакции и принимаются в соответствии с п. 11.1. настоящего Устава.
Документы по теме:
:: Скачать Устав редакции сетевого издания «Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области» (25Кб)
Устав редакции СМИ
УСТАВ РЕДАКЦИИ СМИ .
Требования ст. 20 Закона РФ о СМИ должны быть поняты учредителями и журналистами. Устав редакции – это не формальность, а документ, определяющий взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, а также полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, порядок назначения (избрания) главного редактора, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, передачи и (или) сохранения права на название СМИ. В случае возникновения конфликтной ситуации между учредителями, редакцией, главным редактором, а такое, как показывает практика работы службы, случается довольно часто, она может быть разрешена на основании Устава редакции. В случае недостатков Устава редакции, его недоработки конфликтная ситуация может не найти своего разрешения, что приводит к ущемлениям прав как учредителей СМИ, так и редакторов, журналистов.
Управление Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике обращает внимание редакций и учредителей СМИ на недопустимость простого копирования Устава редакции с уставов редакций других СМИ, так как организация деятельности средства массовой информации и его редакции всегда имеет свои особенности. Она индивидуальна и не может совпадать во всем с Уставами редакций других СМИ.
В связи с выше сказанным, необходима более тщательная разработка Устава редакции и его полное соответствие требованиям ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".
Типовой устав редакции.
© 2009-2019, Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций