Содержание
В настоящее время на территории Российской Федерации находится множество лиц, не имеющих юридической связи ни с каким из государств мира. Несмотря на это, часть их прав и обязанностей, разрешенных реализовывать на территории государства, раскрывается в федеральном законе “О миграционном учете”, а также в федеральном законе “ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.
Лицо без гражданства — кто это?
Как и было отмечено выше, лицо без гражданства — это лицо, не имеющее гражданства (юридической связи) ни одного из государств. В международном праве они именуются как апатриды. Казалось бы, что в 21 веке такая ситуация невозможна, но наиболее частыми причинами отсутствия гражданства являются:
- самостоятельный отказ от подданства страны;
- вынесение решения о лишении человека гражданства.
Автоматически становится “лицом без гражданства” ребенок рожденный у апатридов. Но не во всех государства, а только в тех, где работает правила получения гражданства “по крови”. Если в государстве предусматривается порядок получения подданства “по почве”, то ребенок получит гражданство при рождении, даже если был рожден от апатридов.
Процедура установления личности лица без гражданства
Существует два способа установления личности лица без гражданства, незаконно находящегося на территории России:
- установление по заявлению апатрида;
- установление по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа.
Первый вариант предусматривает самостоятельное заполнение лицом формы-заявления установленного образца. Здесь в качестве обязательных для заполнения строк выступают: фамилия, имя, отчество лица (при наличии таковых); дата, место рождения; причина или причины, по котором лицо незаконно находится на территории государства, то есть обстоятельства въезда в страну.
В некоторых случаях это вся информация, имеющуюся у лица, которую можно подтвердить документально. При наличии полного пакета документов (даже недействительных или составленных по всем международным стандартам другим государством) лицо, желающее получить вид на жительство или разрешение на временное пребывание, должно предоставить следующие документы (допускается предоставление как копии,так и оригинала):
- военный билет;
- трудовая книжка;
- документы, свидетельствующие о наличии у лица образования какой-либо ступени;
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельство о расторжении брака;
- свидетельство о рождении;
- архивные справки, подтверждающие вышеперечисленное (в советское время в отдаленных поселковых районах регистрацию различных юридических фактов, а также их изменение производили в администрации района, делающей лишь отметку в архиве о наличии/изменении таковых);
- справка из мест лишения свободы об освобождении (при наличии таковой);
- судебные решения или отметки в документах, указывающих на смену фамилии, имени, отчества.
Это далеко не полный перечень документации, разрешенной к предоставлению в органы ФМС для подтверждения личности. После принятия заявления лицу выдается справка с отметкой о приложенных документах и принятии заявления к рассмотрению. Во втором случае, когда инициатива установления лежит на миграционных органах, у них появляется право:
- требовать от апатрида предоставления каких-либо из вышеперечисленных документов;
- требовать предоставления информации о его личности;
- проводить проверки по месту жительства апатрида;
- опрашивать лиц, знающих что-либо о лице без гражданства;
- проводить опознание, основанное на показаниях свидетелей.
Органы ФМС, а также их территориальные отделения вправе использовать дактилоскопическую информацию, которая была получена при государственной регистрации.
Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ
Иностранные лица, как и лица без гражданства, обязаны соблюдать законодательство государства-пребывания. Права у этих категорий также имеются, но в сравнении с гражданами России в меньшем объеме. Ограничения касаются невозможности участвовать в политической жизни государства. Иностранцы, апатриды лишены как активного, так и пассивного избирательного права, то есть не избирают и не могут быть избранными. Также они лишены возможности приобретать на праве собственности или аренды земельные участки, расположенные вблизи границ России. Не предоставляется возможным и служить в армии.
Иностранцы и апатриды вправе защищать свои права, имеют возможность обратиться в суд на тех же основаниях, что и граждане России. На них возлагается обязанность по уплате налогов и сборов, в части касающейся их деятельности. Они также обязаны сохранять природу, окружающую среду, объекты культурного наследия, памятники и т.д. За несоблюдение законодательства к таким лицам возможно применение различных видов ответственности, в том числе и уголовной.
Каждая из вышеперечисленных категорий имеет право прошения у Российской Федерации предоставления политического убежища по различным причинам. Эта возможность предоставлена Всеобщей декларацией прав человека и гражданина, а также отдельными нормами международного права. Просьба о предоставлении политического убежища в России по причине уголовного преследования в другой стране будет отклонена. В данном случае государство применит право на экстрадицию и выдаст лицо запрашиваемой стране.
Стоит отметить, что лицам без гражданства наравне с гражданами страны предоставляется право свободного перемещения, обращения в медицинские учреждения, благоприятной окружающей среды, безопасности, однако при несоблюдении законодательства апатрида могут выслать из страны.
Документирование лица без гражданства после установления личности
После установления личности лицу, желающему в дальнейшем получить российское гражданство, выдается документ, удостоверяющий личность. Также для получения разрешения на пребывание, вида на жительство потребуется предоставить:
- свидетельство о рождении;
- документ, который подтверждает прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 г. для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением. К таким документам можно отнести домовую книгу, обращение в медицинские учреждения, обращения в суд, паспорт гражданина СССР и т.д.
Вид на жительство до получения гражданства позволит оформить медицинский страховой полис, выезжать за пределы страны, получить прописку и оформить детей в дошкольные и школьные учреждения. Рассмотрение заявления о приеме в гражданство не должно превышать 6-ти месяцев.
Стоит обратить внимание и на то, что после установления личности и выдачи документа ее подтверждающую апатриду потребуется:
- отнести себя к одной из категорий (гражданство по праву рождения, брака с
- россиянином, как носитель языка, как переселенец, рожденный в СССР и т.д) и
- собрать пакет документов, подтверждающих относимость;
- прожить на территории РФ от 3-5 лет без выезда за границу более чем на 3 месяца;
- иметь доход равный минимальному прожиточному минимуму;
- получить вид на жительство;
- соблюдать законодательство;
- знать русский язык.
Перед получением гражданства потребуется получить сертификат на знание русского языка. Для этого лицу необходимо сдать тест, проверяющий не только степень владения языком, но и ориентирование в законодательстве, истории. Допуск к сдаче будет получен после оплаты госпошлины.
Установив личность, лицо без гражданства не только получает более широкий спектр возможностей (право на получение работы), но и приобретает возможность получения гражданства.
Дополнительные документы по установлению личности гражданина РФ
Дополнительные действия для инициализации личности при невозможности предъявить стандартный перечень документов для получения паспорта
137.2. Личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, свидетельству о заключении (расторжении) брака, военному, профсоюзному, охотничьему билетам, справке об освобождении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, заграничному паспорту, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем запроса необходимых сведений и документов об устанавливаемом лице предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, где он работал, проходил службу, обучался, отбывал наказание, находился на лечении, пребывал по иным обстоятельствам.
137.3. В исключительных случаях, при невозможности получения необходимых документов, личность гражданина может быть подтверждена оформленными в установленном порядке свидетельскими показаниями, а также путем проведения криминалистических и других идентификационных исследований.
137.4. В процессе проверки учитываются все сведения, сообщенные гражданином.
137.5. Одновременно осуществляется проверка указанных сведений:
137.5.1. По оперативно-справочным и розыскным учетам информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне о возможном нахождении гражданина в розыске.
137.5.2. По базе данных ведомственного сегмента МВД России системы "Мир", в том числе по учетам подразделений АСР по месту регистрации и (или) обращения.
137.6. Срок рассмотрения заявления об установлении личности не должен превышать 30 календарных дней с даты его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.
118. В случаях, когда принятые меры не дали положительных результатов (не сохранилась картотека с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту), отсутствует информация по адресно-справочным учетам и другое), личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, свидетельству о заключении (расторжении) брака, военному, профсоюзному, охотничьему билетам, справке об освобождении из мест лишения свободы, заграничному паспорту, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем запроса необходимых сведений и документов об устанавливаемом лице на предприятиях, в органах, учреждениях, организациях, образовательных учреждениях, воинских частях, военных комиссариатах, где он работал, проходил службу (военную службу), обучался или отбывал наказание.
119. В исключительных случаях, при невозможности получения необходимых документов, личность гражданина может быть подтверждена надлежаще оформленными свидетельскими показаниями, а также путем проведения в установленном порядке криминалистических и других идентификационных исследований.
1. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, извещены ли неявившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.
2. Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.
Комментарий статьи 161 ГПК РФ. Проверка явки участников процесса
В статье 161 ГПК РФ описывается порядок проверки явки участников судебного процесса. Эта обязанность возлагается на секретаря. Обычно он заранее проверяет, обеспечено ли присутствие вызванных в суд лиц, вручены ли им повестки, копии исковых заявлений и другие материалы. При обнаружении недочетов он сразу докладывает об этом судье, который принимает дополнительные меры.
Судьи обращают внимание на то, что копии исковых заявлений и повестки должны быть вручены участникам процесса в установленные законом сроки. Гражданам необходимо предоставлять время для подготовки к процессу. Допускается рассылка SMS участникам судопроизводства, но они должны дать свое согласие на такой метод уведомления. Если необходимо предоставить человеку документы или материалы, они прикладываются к повестке и отправляются заказным письмом.
Личность каждого участника процесса устанавливает председательствующий в судебном заседании. Статья 156 ГПК РФ поясняет, что таковым является судья. На этом этапе выясняются фамилии, имена и отчества, даты рождения, места жительства и работы. Данные уточняются на основании исследования паспорта, служебного удостоверения, военного билета, свидетельства о рождении или других документов, удостоверяющих личность человека.
Параллельно проверяется ряд иных сведений, которые являются значимыми для суда:
- в отношении должностного лица — объем его полномочий;
- в отношении представителя — наличие обстоятельств, которые исключают возможность его участия в судебном процессе (статья 51 ГПК РФ);
- в отношении эксперта — данные об образовании, должности и стаже работы по профилю;
- в отношении свидетеля — родственные и другие отношения с истцом или ответчиком.
Должностные лица и законные представители должны предоставить судье документы, которые подтверждают их статус. Адвокату для ведения дела в суде необходим ордер, выданный адвокатской конторой, или доверенность. Данные о результатах проверки заносятся в протокол заседания, как этого требует статья 229 ГПК РФ. Все удостоверяющие личность документы, за исключением доверенности представителя, приобщаются к материалам дела.
Иногда у суда появляются сомнения в личности кого-либо из участников процесса. Причиной может стать отсутствие паспорта, подозрение на фальсификацию документа, доверенность, выданная с нарушением требований закона. В таких случаях судья объявляет перерыв для установления личностей в соответствии с порядком, описанным в статье 161 ГПК РФ. Если невозможно сделать это в кратчайшие сроки, разбирательство по делу откладывается. Назначается новая дата судебного заседания.