У водителя автобуса нет сдачи что делать

Оплата за проезд в общественном транспорте сейчас осуществляется через кондуктора. Прошли те времена, когда люди покупали талончики и самостоятельно их компостировали. Такой процесс контролировался водителем и специальными контролерами. Наличие в автобусе кондуктора делает процесс оплаты более трудоемким и конфликтным, поскольку иногда доминируют субъективные факторы.

Конфликтные ситуации при оплате проезда

Проезд в общественном транспорте оплачивается картами и наличными деньгами. Оба варианта могут порождать конфликтные ситуации. Карта может не читаться на данном терминале, а при оплате наличными средствами у кондуктора может не оказаться сдачи.

Неработающая карта является основанием потребовать от пассажира оплатить проезд наличными средствами. Против такого требования кондуктора обычно никто не возражает. Исключением является проезд по социальной карте пенсионеров и инвалидов, поскольку люди, расплачивающиеся постоянно социальной картой, могут не иметь при себе наличных денег.

Наиболее острые ситуации возникают в случае, когда кондуктор не принимает купюру, с которой у него нет сдачи. Иногда такой факт является основанием для того, чтобы потребовать у пассажира оплаты проезда без сдачи. Если человек не согласен, его могут удалить из автобуса.

Подобные ситуации могут провоцироваться пассажирами, которые намеренно берут с собой крупные купюры для того, чтобы ехать бесплатно. Такое поведение клиентов вызывает негодование у тех, кто оказывает транспортные услуги, поскольку возить людей себе в убыток никому не хочется.

Для того чтобы дать объективный ответ на вопрос, если у кондуктора нет сдачи, можно ли ехать бесплатно, необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим взаимоотношения лиц, участвующих в осуществлении транспортных перевозок.

Юридические основания

Проезд в общественном транспорте — это услуга, которую оказывают сразу несколько лиц. Это владелец транспортного средства (физическое или юридическое лицо), водитель и кондуктор. Потребителями этих услуг являются пассажиры.

Оплата за такие услуги производится в процессе их предоставления, в то время как большинство услуг оплачиваются до их осуществления. Человек, проехавший в автобусе несколько метров, уже получил услугу, за которую в любом случае должен заплатить.

В те времена, когда люди компостировали талончики, оплата осуществлялась до предоставления услуги, то есть в момент приобретения талонов, которые в этом случае являлись эквивалентом денежных средств. Компостирование необходимо было для того, чтобы зафиксировать момент оказания уже оплаченной услуги.

Оплата наличными, осуществляемая в автобусе, регулируется ФЗ № 2300−1 (О защите прав потребителей). В соответствии с нормами этой статьи, потребитель обязан заплатить за услугу, а поставщик обязан предоставить эту услугу в соответствии с оплатой.

Логика тех, кто защищает кондуктора, высаживающего пассажиров, пытавшихся оплатить проезд слишком крупной купюрой, основана на ст. 486 ГК РФ. Пункт 4 этого норматива говорит о том, что продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора. Поскольку платежи по услугам аналогичны платежам, осуществляемым в процессе купли-продажи, люди иногда делают вывод, который можно охарактеризовать фразой «не можешь платить, как мне надо, выходи из автобуса».

Однако ст. 37 ФЗ № 2300−1 обязывает потребителя провести оплату за услуги в порядке, оговоренном договором. Функцию договора в данном случае выполняет установленная цена билета. Поставщик услуг не имеет права требовать от потребителя оплаты сверх договорной цены. Это означает, что независимо от предоставленной купюры кондуктор должен выдать билет только по фиксированной цене.

Если пассажир предоставляет кондуктору деньги, превышающие фиксированную цену, то поставщик услуг в лице кондуктора должен обеспечить условия оплаты по данной цене. Иными словами, кондуктор обязан дать сдачу. Если он этого не делает, то пассажир может ехать дальше без билета.

Кроме того, потребитель услуг может оплачивать проезд любыми купюрами, находящимися в обращении на территории России. Он может предоставить кондуктору денежные единицы от копейки до 5000 рублей. Сторона, предоставляющая услуги, не имеет оснований для отказа как от копеек, так и от крупных купюр.

Что делать, если вас пытаются высадить из автобуса

Попасть в конфликтную ситуацию может каждый. Выход из нее зависит от многих факторов. Однако главным фактором является ваша позиция и юридическая грамотность. Если вам попался агрессивный и неадекватный кондуктор, то можно посоветовать следующие действия:

  • не поддавайтесь на провокации, ведите себя спокойно и вежливо;
  • не покидайте автобуса даже в том случае, если к вам применяют силу;
  • постарайтесь снять происходящее на телефон;
  • потребуйте предоставления сведений, позволяющих узнать идентификационные данные кондуктора и владельца автобуса;
  • позвоните хозяину автобуса (обычно эти сведения висят на кабине водителя);
  • если не удается связаться с хозяином, позвоните в организацию, которая осуществляет контроль работы пассажирского автотранспорта;
  • если к вам применяют физическую силу, сообщите об этом в полицию.

Обычно некоторые из этих действий удается выполнить только после выхода из автобуса. Для того чтобы добиться справедливости, необходимо, как минимум, знать номер автобуса и время осуществления кондуктором некорректных поступков.

Если удалось снять конфликтную ситуацию на видео, то для наведения порядка иногда достаточно разместить запись в интернете.

Любой человек, принимающий оплату за товар или услугу, должен обеспечить потребителю возможность внести деньги по договорной цене. Главным моментом в этом является возврат лишних средств в виде сдачи. В такой ситуации реализуются права потребителя и обязанности поставщика.

/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /

У пассажира обязанности нету иметь разменную монету!

В Управление Роспотребнадзора по РА обратился потребитель, которого высадили из автобуса по причине отсутствия сдачи с крупной купюры.

Практически у каждого из пассажиров городского транспорта случалась подобная ситуация, когда в кармане находилась только крупная купюра, а у кондуктора не было с нее сдачи. Как быть? Кто прав, а кто виноват?

Потребителям необходимо помнить, что пользуясь услугами общественного транспорта, между пассажиром и исполнителем заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

На основании ст. 786 ГК РФ — по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.

Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора.

Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его функция одна единственная — заплатить. А вот перевозчик, обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.

В Законе о Центральном банке РФ (ст. 27) указано, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Купюры и монеты любого номинала обязаны принимать без ограничения. Отказ кондукторов или водителей принимать за проезд в общественном транспорте денежные средства крупного и мелкого достоинства является незаконным.

Если произошла подобная ситуация – высадили из автобуса, так как не было сдачи, то, в первую очередь, необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Потребитель имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе, подтверждающей факт отказа от заключения договора (видиосъемка, свидетельские показания и т.д.).

Уважаемые потребители в случае возникновения, каких либо вопросов оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, специалисты готовы дать Вам консультацию. Телефон горячей линии: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 449 гостей онлайн

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Трамвайное хамство.

Водитель трамвая отказалась продать билет. Сказала: "Нет сдачи с 1000-рублевой купюры". Других у меня не было.

— Что будем делать? — спросил я.

— Идите, меняйте где-нибудь. Или ждите следующий трамвай, может, там сдача будет.

Я выходить из вагона отказался. Очень спешил. Прыгать через турникет или пролезать под него не хотелось. Остался стоять на месте, полагая, что инцидент исчерпан. Но на следующей остановке (конечной) водитель дверь мне не открыла. Дескать, по правилам пассажиры выходят из других дверей — тех, что за турникетом. Минут пять шла оживленная дискуссия. Водитель трамвая маршрута N 28 доказывала, что сдачи она мне давать не обязана и вообще я безбилетник. Я грозил вызвать милицию, но тут время стоянки истекло, дверь она распахнула для других пассажиров. Я вышел, а потом написал жалобу в ГУП "Мосгортранс". Но уже после того, как отправил ее, обнаружил в интернете, что я далеко не первый, кто возмущается такими фокусами. Да и случай мой не самый тяжелый. Поскольку случается, что пассажиров в подобных ситуациях просто выкидывают из автобусов, троллейбусов и трамваев.

Жалобу мою, вероятно, не удовлетворят. Транспортники уже отвечали: сдачу водители давать не обязаны, а билеты следует брать заранее. Вот это и есть трамвайное хамство. Я в советах вагоновожатых не нуждаюсь, нечего учить меня жить. Билет буду брать, когда удобно мне, а не трамвайному начальству. Причем в соответствии с правилами. А они предусматривают покупку билета и у водителя. И нет в них никаких оговорок по поводу номинала купюр, которыми пассажир должен расплачиваться. Зато есть федеральные правила мелкорозничной торговли, прямо запрещающие требовать от покупателя (в данном случае услуги) "самому разменивать деньги". И в "Мосгортрансе" это знают, поскольку в аналогичной ситуации, но в киоске по продаже билетов признали, что водитель нарушила эти самые правила.

В бурных интернет-дискуссиях защитники трамвайного хамства упирали на существование хитрецов, специально предъявляющих крупного достоинства "проездной билет Банка России". Но я не из их числа. Подозревать меня в жульничестве — тоже хамство.

У проблемы есть решение. Милицейские контрольные закупки билетов. В КоАП есть пара статей, карающих за нарушение прав потребителей. Как только начнут выкатывать штрафы, сдача у водителей появится.

. сам "заяц"!

"Такие проблемы будут возникать до тех пор, пока мы принципиально не уйдем от покупки проездных у водителей, — отвечает на "крик души" обозревателя "Известий" первый замглавы транспортного департамента столицы Александр Воробьев. — Водители в принципе не должны брать денег от граждан. В свое время мы специально установили цену на покупку проездного у водителя в 25 рублей (в киосках 17 и дешевле), чтобы пассажиры приобретали их заранее, не отвлекая шоферов от основной работы. Конечно, для этого должна работать широчайшая сеть реализации билетов. А в ближайшее время мы и вовсе уйдем от наличных денег на наземном транспорте, внедрив три альтернативных варианта оплаты проезда.

Первый — бесконтактная проездная карта, которая будет срабатывать на турникетах "Мосгортранса", метрополитена и железной дороги, списывая цену поездки.

Второй — с помощью банковской карточки, которая сегодня есть у подавляющего числа горожан. Удобен тем, что в конце месяца банк подсчитывает число поездок и списывает денежную сумму. То есть не будет такого, как сейчас, — купил 60 поездок, использовал 50, а десять пропали.

Третий вариант — подносишь к турникету мобильник, с которого списывается стоимость проезда.

— Первые бесконтактные системы будут внедрены через 3-4 месяца, — говорит Воробьев. — Но это не значит, что мы к этому времени уйдем от классической оплаты. Сначала посмотрим, как будут работать новые карты, обкатаем их.

Кстати, как рассказали "Известиям" в департаменте транспорта, уловкой дать водителю тысячную купюру, чтобы купить билетик за 25 рублей, — охотно пользуются грамотные "зайцы". Особенно по утрам, когда у водителей действительно не хватает сдачи, и в часы пик, когда очередь к турникетам особо нервная. Как правило, в таких случаях водители пропускают в салон без денег.

А вот как проблему "не успел купить билетик" решили, к примеру, в Нью-Йорке. Как и многие госслужащие, водители муниципального транспорта не имеют права брать деньги в руки. Пассажир, не купивший билет в автомате (установлены в метро, которое работает круглосуточно), опускает два доллара в аппарат при входе в автобус. Оттуда выползает билет, и человек проходит в салон. Водитель от движения не отвлекается. Турникетов нет. Сдачи автомат не дает. Как, впрочем, и не хамит.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *