Тарификация в образовательном учреждении

А. Педагогические работники образовательных учреждений, указанные в разделе 2 настоящих Рекомендаций

4.1. Месячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Пример. Учитель математики, имеющий I квалификационную категорию и соответственно 13-й разряд оплаты труда, ведет преподавательскую работу в объеме 23 часов в неделю. Месячный заработок этого учителя рассчитывается в следующем порядке:

ставка зарплаты по 13-му разряду х 23 час.
18 час. (норма часов за ставку в неделю)

В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата учителей и преподавателей за работу по совместительству в другом образовательном учреждении (одном или нескольких). При этом общий объем работы по совместительству не должен превышать половины месячной нормы рабочего времени учителя и преподавателя.

Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год. В случае если учебными планами предусматривается разное количество часов на предмет по полугодиям, то тарификация осуществляется также один раз в год, но раздельно по полугодиям.

4.2. Исчисление заработной платы учителей за работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производится два раза в год — на начало первого и второго учебных полугодий.

4.3. Тарификация учителей, осуществляющих обучение учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость учащихся влияет на учебную нагрузку учителей, производится следующим образом: в учебную нагрузку учителя включаются при тарификации на начало каждого полугодия не все 100% часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80% от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской работы будет определяться в этом случае путем умножения ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80% от фактической нагрузки на начало каждого полугодия, и деленной на установленную норму часов в неделю.

Установленную таким образом месячную заработную плату учителю следует выплачивать до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в разные месяцы данного учебного полугодия, а по окончании каждого учебного полугодия часы преподавательской работы, выполненные сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.

При невыполнении по не зависящим от учителя причинам объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, уменьшение заработной платы не производится.

4.4. В учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70% от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производится на среднее количество обучающихся: в группе от 9 до 15 человек — на 12, в группе от 16 до 20 человек — на 18.

Пример. Учитель математики ведет преподавательскую работу с заочниками в группе наполняемостью 16 — 20 человек. Учебным планом на этот предмет предусмотрено 6 зачетов на учебный год, т.е. 3 зачета на каждое полугодие. На прием зачетов отводится 1 час. (т.е. по 1/3 час. на 1 зачет). Следовательно, при тарификации на первое полугодие учителю будет запланировано: 1/3 часа х 3 зачета х 18 чел. = 18 час. — на прием всех зачетов в полугодии. Учителю при тарификации включается лишь 70% времени, предусмотренного на зачеты: 18 час. : 100% х 70% = 12,6 час. на все полугодие. В неделю количество часов составит: 12,6 час. : 17 недель = 0,74 часа. Если учитель принял в первом полугодии зачеты от 18 обучающихся, то в конце полугодия ему должна быть выплачена разница, т.е. 18 час. — 12,6 час. = 5,4 час. Если учитель принял зачеты от 20 обучающихся, то разница увеличивается еще на 2 часа. Если из группы выбывают, например, 2 человека, разница в часах будет составлять: 18 час. — 12,6 час. — 2 час. = 3,4 час.

При тарификации общее количество часов, включенных в учебную нагрузку, делится на число учебных недель полугодия. Исходя из полученного средненедельного объема учебной нагрузки учителю определяется месячная заработная плата, которая выплачивается ежемесячно независимо от фактической нагрузки в разные месяцы полугодия.

4.5. Месячная заработная плата учителей и других педагогических работников за работу по индивидуальному обучению больных детей — хроников на дому, а также за проведение занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, определяется в порядке, предусмотренном в п. 4.1 настоящих Рекомендаций.

4.6. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда педагогических работников, а также лиц из числа руководящего, административно — хозяйственного и учебно — вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в т.ч. занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.

Б. Педагогические работники образовательных учреждений, указанные в разделе 3 настоящих Рекомендаций

4.7. До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателям образовательного учреждения определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском (например, с 26 по 31 августа, если отпуск был предоставлен с 1 июля).

Пример 1. Преподавателю, имеющему II квалификационную категорию и соответственно 12-й разряд по оплате труда, годовая учебная нагрузка установлена в объеме 800 часов в год.

Часовая ставка этого преподавателя составит:

месячная ставка заработной платы
72 часа (среднемесячная норма рабочего времени)

Средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:

часовая ставка х 800 час.
10 мес.

4.8. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

Пример 2. Преподаватель принят на работу не с начала учебного года, а, например, с 18 октября, и ему установлен объем учебной нагрузки на оставшийся период учебного года в количестве 640 часов, причем в октябре он должен выполнить 50 часов, а в оставшиеся 8 месяцев — 590 часов. Расчет его заработной платы производится в следующем порядке:

преподавательская работа за неполный рабочий месяц, в данном случае за октябрь, должна быть оплачена по часовой ставке. Заработная плата за эту работу составит:

часовая ставка х 50 час.,

за остальные 8 месяцев учебного года средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:

часовая ставка х 590 час.
8 мес.

4.9. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата до начала занятий выплачивается из расчета месячной ставки, установленной в соответствии с определенным разрядом оплаты труда по ЕТС, а руководящим работникам — должностной оклад с учетом группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений и квалификационной категории.

4.10. При повышении ставки заработной платы (должностного оклада) в связи с изменением разряда оплаты труда по ЕТС средняя месячная заработная плата определяется путем умножения новой часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Пример 3. Если у преподавателя, указанного в примере 1, в середине учебного года изменилась квалификационная категория (стала первой) и соответственно тарифный разряд 13-й, его часовая ставка составит:

новая месячная ставка
72 час.

Средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:

новая часовая ставка х 800 час.
10 мес.

4.11. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.

4.12. В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и т.д.), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней — за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.

Если в образовательном учреждении учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.

Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с пунктом 4.11 настоящих Рекомендаций.

Пример. Преподаватель, имеющий годовую учебную нагрузку в объеме 1080 часов, вследствие болезни отсутствовал на работе в течение 1 месяца и 14 рабочих дней (полностью октябрь и 14 рабочих дней в ноябре из общего количества 24 рабочих дней в ноябре).

Утвержденный этому преподавателю объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 171 час, а именно:

за октябрь (полный месяц отсутствия на работе) — на 108 часов (1080 час. : 10 мес.) независимо от количества часов, приходящихся на этот период по расписанию;

за 14 рабочих дней в ноябре — на 63 часа из расчета:

108 час. х 4 дн.
24 (рабочие дни в октябре)

Таким образом, уменьшенная годовая учебная нагрузка этого преподавателя составит 909 часов [1080 час. — (108 час. + 63 час.)]. В марте преподаватель полностью выполнил эту учебную нагрузку (909 часов), до конца учебного года дал дополнительно 100 часов, в том числе в апреле — 50 час., в мае — 30 час. и в июне — 20 час. Заработная плата этого преподавателя за учебную работу, выполненную сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки, определяется исходя из часовой ставки, рассчитанной путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа и умножения полученного произведения на количество перевыполненных часов. Эта оплата может быть произведена помесячно (соответственно в апреле, мае, июне) либо полностью в конце учебного года.

4.13. В случае, когда в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель — организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и т.д.), установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.

4.14. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменения в течение учебного года в учебных планах, перевод учащихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияние учебных групп, как правило, производиться не должны.

В том случае, если по каким-то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, то им в остающийся до конца учебного года период выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации на начало учебного года.

4.15. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификация преподавателей производится дважды в учебном году: на начало первого и на начало второго полугодий.

За часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой студентов на занятия, оплата труда преподавателей производится из расчета не ниже двух третей их часовой тарифной ставки.

4.16. Оплата труда мастеров производственного обучения производится по должностным окладам, соответствующим присвоенным разрядам оплаты труда по Единой тарифной сетке (ЕТС).

При неполном объеме учебной нагрузки, а также за часы, данные сверх установленной нормы рабочего времени при замещении временно отсутствующих других мастеров производственного обучения в связи с их болезнью, нахождением в отпуске, командировке и т.д., и в случае, когда из-за недостаточного объема учебной работы не может быть введена дополнительная штатная единица, производится почасовая оплата труда мастеров производственного обучения. Размер заработной платы в этих случаях определяется путем деления месячного должностного оклада мастера производственного обучения на среднемесячную норму рабочих часов (определяемую ежегодно Минтрудом России) и умножения полученной часовой ставки на фактически отработанные часы за месяц.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Подскажите пожалуйста, на какие нормативные документы нужно ориентироваться в решении такого вопроса:
Тарификация в бюджетном образовательном учреждении .З аместители директора, директор и другие пед.работники имеют право на совмещение должностей (согласно постановлению №41 от 30.06.2003 Минтруда). В частности замы имеют право на совмещение — ведение учительских часов, причем наличие этих часов дает им право на льготный стаж. Правомерно ли тарифицировать работников по совмещению, или в тарификации эти часы должны быть на вакансии, и только потом приказом переданы работникам?

Ответ

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Расчет нормы ГСМ

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

При распределении учебной нагрузки нужно руководствоваться Отраслевым соглашением, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12.

Компенсационные выплаты руководителю образовательной организации устанавливают в общем порядке в соответствии с законодательством России. Эти доплаты определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных

Работники образовательных учреждений, включая руководителей и их заместителей, помимо работы, определенной трудовым договором, могут осуществлять в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, преподавательскую работу без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется при заключении с ним трудового договора, а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — самим образовательным учреждением.

Учебную нагрузку нужно распределить в начале года в том числе на вакантные должности, а после передать для выполнения сотрудникам.

1. Рекомендация: Как оплачивать труд педагогического работника

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Также к числу компенсационных выплат на практике относятся доплаты и надбавки:

  • за классное руководство;
  • за заведование кабинетом;
  • за проверку тетрадей и т. д.

Эти доплаты определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных* (письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки России от 19 сентября 2008 г. № 216).

Конкретные размеры компенсационных выплат в образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Особенности оплаты труда первых лиц образовательной организации (161,54576)

В целях повышения заинтересованности руководителя образовательной организации в повышении оплаты труда работникам, относящимся к основному персоналу образовательной организации, постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 установлено, что должностной оклад руководителя организации, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней зарплате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до пяти размеров указанной средней зарплаты.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливают на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций.

К основному персоналу образовательной организации относятся работники, замещающие должности, включенные в перечни, которые формирует учредитель. В отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такие перечни утверждены приказом Минобрнауки России от 18 августа 2008 г. № 239.

Определение среднего заработка основного персонала для расчета размера оклада руководителя следует осуществлять в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н.

Для определения средней зарплаты основного персонала необходимо не только знать объем фактически выплаченных за отчетный период указанным лицам денежных средств, но и рассчитать среднюю численность работающих. При этом следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н и приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435. В среднесписочную численность в данном случае следует включать не всех работников, а только тех, которые замещают должности, отнесенные к основному персоналу. При расчете средней численности основного персонала не следует учитывать лиц, работающих на условиях гражданско-правового договора (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н).

Компенсационные выплаты руководителю образовательной организации устанавливают в общем порядке в соответствии с законодательством России.* Установление в трудовом договоре руководителя неполного перечня компенсационных выплат не означает, что руководитель будет лишен указанных выплат, если они определены законом.

Стимулирующие выплаты руководителю устанавливает учредитель образовательной организации своим нормативно-правовым актом или актом применения (о выплате премии конкретному руководителю за высокие достижения в труде) (п. 9 Рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583). Порядок, а в некоторых случаях и конкретный размер стимулирующих выплат устанавливают в трудовом договоре с руководителем (ст. 57 ТК РФ).

2. ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 22.02.2012 № СОГ-3/12

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012-2014 годы

4.1.5. Работники образовательных учреждений (структурных подразделений), реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, включая руководителей и их заместителей, помимо работы, определенной трудовым договором, могут осуществлять в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, преподавательскую работу без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.*

Предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений (структурных подразделений), работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы;

Установление объема учебной нагрузки учителей и порядок исчисления их месячной заработной платы

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Объем учебной нагрузки, установленный учителям при заключении трудового договора, не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества обучающихся и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется при заключении с ним трудового договора, а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — самим образовательным учреждением.*

Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при распределении ее на очередной учебный год устанавливается на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения в этом отпуске.

Месячная заработная плата учителей (в том числе учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также учителей выполняющих преподавательскую работу в другом образовательном учреждении на условиях совместительства) определяется путем умножения размеров установленных им ставок заработной платы на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. Тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет (дисциплину).За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.

3. Рекомендация: Как оплатить труд педагогических работников

Система оплаты труда в образовательных учреждениях включает в себя:

  • должностные оклады (ставки зарплаты);
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Их закрепите в коллективных и трудовых договорах. При заключении таких договоров в учреждениях, находящихся в ведении Минобрнауки России, руководствуйтесь Отраслевым соглашением, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12.*

При определении зарплаты педработникам учитывайте, что в рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включаются:

  • учебная (преподавательская), воспитательная работа;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая, исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая и т. д.

Об этом сказано в части 6 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Размер оклада (ставки зарплаты)

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности педработников нужно распределить по профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений (бюджетные, казенные и автономные).*

ПКГ должностей работников образования и критерии разнесения по группам утверждены приказами Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, 217н.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям при установлении размера окладов (ставок) целесообразно руководствоваться минимальными размерами окладов, рекомендованных в Примерных положениях об оплате труда федеральными органами исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС может установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.

К рекомендуемому минимальному окладу (минимальной ставке) по соответствующим ПКГ может быть установлен повышающий коэффициент:

  • по занимаемой должности;
  • по учреждению (структурному подразделению учреждения);
  • персональный;
  • за квалификационную категорию;
  • за ученую степень, звания.

Рекомендуемые размеры таких коэффициентов и порядок их применения также приведены в примерных положениях (см., например, приложение 7 к Примерному положению об оплате труда, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. № 462н).

Повышающие коэффициенты к окладу не образуют новый оклад и также не учитываются при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.

На уровне субъектов РФ размеры окладов и применение повышающих коэффициентов для сотрудников утверждаются региональным законодательством (см., например, приложение 1 к Положению, утвержденному постановлением администрации Ступинского муниципального района от 1 декабря 2011 г. № 4072-п).*

Также следует отметить, что с 1 сентября 2013 года установлены два случая, когда в оклады нужно включить выплачиваемые ранее надбавки и компенсации:

1. В оклады (должностные оклады) педагогических работников включен размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, которая установлена по состоянию на 31 декабря 2012 г. пунктом 8 статьи 55 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1.

2. В оклады (должностные оклады) научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включены размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до 1 сентября 2013 года.

Об этом сказано в части 11 статьи 108 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Компенсационные выплаты

Размер и условия начисления выплат компенсационного характера должны быть определены:

Размер выплат определите в процентах к окладам (ставкам) или в абсолютных размерах.

Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются, в частности, за работу:

  • с тяжелыми, вредными (опасными) условиями труда;
  • в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент);
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (за совмещение, расширение зон обслуживания, выполнение работ различной квалификации и работу в ночное время).

В образовательных учреждениях, как правило, могут быть установлены следующие компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:

  • за классное руководство;
  • за проверку письменных работ (тетрадей). Порядок такой выплаты установлен на уровне субъекта РФ (местном уровне);
  • заведование кабинетами, отделами, лабораториями, мастерскими, методическими комиссиями (другими видами работ).

Об этом сказано, например, в пункте 5.11.7 Отраслевого соглашения, утвержденного Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 февраля 2012 г. № СОГ-3/12. Порядок выплаты таких доплат установлен законодательством субъектов РФ или местным законодательством (см., например, постановление правительства Ленинградской области от 15 июня 2011 г. № 173).

Также на уровне субъектов (местном уровне) устанавливаются компенсационные выплаты:

  • за работу в коррекционных учреждениях или классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, задержкой психического развития;
  • в школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей без попечения родителей;
  • за индивидуальное обучение на дому детей-хроников и детей-инвалидов.

Для сельских педработников дополнительно установлена ежемесячная выплата на оплату жилья, отопления, электроэнергии. Размер, условия и порядок такой выплаты установлены:

  • в отношении федеральных государственных образовательных организаций – Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 г. № 963;
  • в отношении учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений – законодательством субъектов РФ. Например, в Алтайском крае порядок таких выплат установлен Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. № 88-ЗС.

Об этом сказано в части 8 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Если педработник в свое рабочее время участвует в проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), ему выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ, а также представляются другие гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Размер и порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ устанавливается законодательством субъекта РФ (например, в Москве порядок выплаты и определения компенсации установлен постановлением правительства Москвы от 4 мая 2011 г. № 184-ПП). Об этом сказано в части 9 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Статьи по теме

Модернизация российской системы образования, обусловившая изменение порядка выплат финансового вознаграждения за педагогический труд, остается одним из ключевых векторов государственной политики. В последние годы начисление зарплат учителям в школе осуществляется по новым алгоритмам, следование которым способствует:

  • рационализации расходов ОУ;
  • формированию у работников мотивационных посылов, выраженных в денежном эквиваленте;
  • повышению престижности педагогического труда.

Тарификация педагогических работников школы в 2019 году

Долгие годы труд учителей общеобразовательных школ оплачивался на основе урочно-почасовой системы, заложенной в советское время, когда нормируемая часть рабочего времени педработников определяласт в астрономических часах и соответствовала общей длительности проведенных занятий, включая перемены. Применение обновленной тарификации педагогических работников школы в 2019 году обусловлено необходимостью расчета норматива — показателя финансовых затрат, необходимых для обучения одного ребенка в течение учебного года. Определение нормативов возложено на региональные органы власти, регламентирующие управление сферами финансов и образования, поэтому нормативное значение ученико-часа по стране значительно разнится. При начислении зарплаты дополнительно учитывается уровень квалификации специалиста и наименование преподаваемых дисциплин, но на практике соответствие тарифной сетки объему реально выполняемой педагогической работы остается условным.

СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ ПЕДАГОГАМ В 2019/20 учебном году?

Узнайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения», какие требования по зарплате в 2019 году утвердили правительство и Общероссийский профсоюз образования

В соответствии с правительственными инициативами, которые были озвучены в 2012 году, к 2019-2019 учебному году реальная зарплата педагогов должна была на 200 % превысить показатель среднестатистической ставки по региону, но ввиду кризисной ситуации в экономике оптимистичные новости пока остаются только прогнозами. Вместе с тем в 2019 году было выделено более 14,5 млрд. рублей на повышения уровня оплаты педагогического труда, что является обнадеживающим.

Вместе с тем важно не забывать, что расчет зарплаты учителя в 2019 году, как и в последние годы, будет формироваться из нескольких компонентов, что отражено в таблице.

Из чего формируется зарплата учителя согласно новой системе оплаты труда

Компоненты заработной платы педагога Пояснения
Базовый оклад
Компенсирующая часть (до 100 % базового оклада) Стимулирующие выплаты (до 100 % надбавки + до 100 % доплаты + до 100 % премии + надбавка за стаж) Стимулирующая часть заработной платы начисляется по согласованию с управляющим советом школы из средств собственного фонда ОУ за трудовой стаж, реализацию передового педагогического опыта, демонстрацию учениками высоких образовательных результатов.

К дополнительным факторам, обуславливающим увеличение заработной платы учителей в 2019 году, относится:

  1. Повышение показателей МРОТ (минимального размера оплаты труда) с 1мая 2019 г. до показателя прожиточного минимума — 11 163 руб., что способствовало увеличению окладов в бюджетной сфере.
  2. Информационная сводка МРОТ по регионам (скачать)
  3. Проведение с 1 января 2019 г. индексации зарплаты педагогов на 4 % (на 1000 рублей и более).
  4. Внедрение коэффициента разброса — показателя, ограничивающего значение максимально возможного разрыва между фактическим окладом учителей и руководителей ОУ. Следует отметить, что данное нововведение имеет большую значимость ввиду переданной в полномочия управленческого состава ОУ самостоятельно корректировать зарплатные надбавки, что способствует нарастанию внутренних конфликтов в коллективе и тарификации педработников с учетом субъективной составляющей. Согласно нововведению, коэффициента разброса не может составлять более 1:4, как следствие — при зарплате учителей в 20 000 руб.руководитель ОУ не может получать более 80 000 руб.

Еще одно значимое нововведение, ввиду которого может быть изменена тарификация педагогических работников школы в 2019 году, является введение новых должностей — старшего и ведущего учителя. Систематическое повышение квалификации, утверждаемое независимой комиссией, будет отражаться на финансовом благополучии работников и способствовать повышению уровнях их мотивации.

Новая система расчета окладов учителям и показатели эффективности образования

Обновленный порядок начисления оплаты педагогического труда, реализованный в соответствии с правительственными инициативами, работники сферы образования считают непродуманным, а по многим пунктам — несправедливым, и есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и в 2019 году. Нормативные показатели и то, как рассчитывается зарплата учителя в реальных учебно-воспитательных условиях, являют полное несоответствие, что обусловлено региональными особенностями, необходимостью доработки новой системы тарификации и субъективизмом, подчас проявляемым руководителями ОУ. Как следствие — формируется комплекс факторов, определяющих не только актуальные параметры образовательной парадигмы, но и сложности в вопросах начисления заработной платы педагогам (в т.ч. минимизацию возможностей повышения фактических ставок):

  1. Необходимость укрупнения классов ввиду расчета зарплатных ставок с учетом количества детей. Такой подход грозит последовательным упразднением индивидуального подхода, реализация которого невозможна при необходимости взаимодействия с численным классным коллективом, а также сознательным отказом учителя от внедрения передовых педагогических практик, работы с одаренными детьми — потенциальными победителями олимпиад и предметных конкурсов.
  2. Сохранение декларативности оценки отдельных направлений педагогической труда — организации внеклассной активности школьников, научно-исследовательской деятельности.
  3. Укрепления связи между оценками школьников и уровнем заработной платы (учитель остается материально ответственным за выставление неудовлетворительных отметок). Таким образом, с учеников и их родителей снимается моральная ответственность за успеваемость, а педагоги, работающие со «слабыми» классами, автоматически демонстрируют низкие показатели профессиональной деятельности, лишаясь львиной доли стимулирующих выплат.
  4. Сохранение высоких шансов несправедливого распределения трудовой нагрузки: в условиях подушевой оплаты труда молодой педагог, работающий с большими классами, может заработать значительно больше, чем более опытный коллега, закрепленный за малочисленными классами, что особенно актуально для малокомплектных школ.
  5. Фактическая необходимость демонстрации завышенных показателей, без которых педагог не моет рассчитывать на значительное повышение базового оклада.

Таким образом, оплата труда учителя школы остается проблемным вопросом, регулирование которого в 2019 году даже при условии выделения дополнительного финансирования требует пристального внимания по стороны региональных властей и правительства, а также корректирования ситуации на местах силами руководителей ОУ.

Как фактически рассчитывается зарплата учителя в 2019 году

Проблема мотивации труда в сфере образования — педагогического и управленческого — постепенно осознается в качестве одной из ключевых, ныне выраженных в качестве переосмысления оплаты труда педработников. При поднятии вопроса о том, как рассчитывается зарплата учителя, с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса и активации творческой активности сотрудников учитывать частный интерес, который в финансовом эквиваленте могут отразить стимулирующие надбавки к заработной плате.

Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в сфере повышения качества труда, реализуемый как способ управления социальной системой посредством мотивации конкретного трудового поведения. Для эффективного стимулирования целесообразно использовать три вида поощрения — финансовое, социальное и психологическое, грамотное использование которых позволяет педагогическим коллективам долгое время успешно функционировать без вмешательства субъекта управления.

Внедрение системы стимулирующих выплат предусматривает:

  1. Необходимость постоянного контроля и коррекции новой системы оплаты труда учителей в каждой образовательной организации с целью создания условий, при которых каждый работник получает зарплату, соответствующую уровню профессиональных стараний и фактической трудовой нагрузки.
  2. Эффективное использование бюджетных средств и целевое планирование задач, препятствующее неоправданным расходам.
  3. Разработка и реализация механизмов увеличения доли надтарифного фонда (стимулирующей части) в общем фонде оплаты труда с предоставлением возможности участвовать в согласовании ее распределения совету школы.
  4. Увеличение дифференциации в оплате труда учителей различной квалификации на фоне утверждения новой системы аттестации, стимулирующих к освоению эффективных образовательных технологий, методов ИКТ, способов организации проектной, исследовательски-поисковой, экспериментальной деятельности учащихся в рамках освоения предметного минимума.

На данном этапе преобразования системы социально-экономического поощрения сотрудников сферы образования остро стоит проблема оценки работы персонала, которая должна обеспечивать преобразование трудовых усилий в денежный эквивалент. Большинство педработников до конца не понимают, как рассчитывается зарплата учителя, в то время как комплекс действий, реализуемый руководителями ОУ при распределении выплат стимулирующего характера, остается малопонятным для большинства педагогов ввиду низкого порога информированности. С целью повышения уровня контроля фактического заработка и сохранения высокого уровня профессиональной мотивации следует учитывать показатели НСОТ, закрепленные в нормативно-правовых документах. Несоблюдение данных условий в конкретных ОУ является поводом для проверки механизмов начисления заработной платы с целью защиты личных финансовых интересов.

Нормативные условия расчета оплаты труда учителя с начислением стимулирующих надбавок

Совокупность вышепредставленных факторов, которые должны быть понятны каждому педработнику с целью защиты личных финансовых интересов, определяет реальный механизм расчета зарплаты учителю. Вместе с тем на фоне слабой разработки механизмов контроля со стороны трудовой общественности за процессом ежемесячного распределения выплат и ввиду необходимости соблюдения лимитов при внедрении форм подушевого финансирования руководители ОУ нередко вынуждены идти на сознательное нарушение отдельных законодательных норм — изменять показатели предельной наполняемости класса, осуществлять неправомерное сокращение часов учебного плана и ставок младшего педагогического персонала, что обуславливает сложность контроля текущего уровня зарплаты и размывает понимание возможностей ее повышения.

Коэффициенты по категориям учителей

Одним из условий стабильного повышения заработной платы в системе образования на данный момент считается непрерывное повышение уровня профессионального мастерства, которое отражают коэффициенты оплаты труда по категориям учителей. Чаще всего в Положениях о НСОТ различных субъектов РФ используется повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию. Это единственный коэффициент, позволяющий учитывать квалификационные характеристики педагога в модели оплаты труда, основанной на стоимости ученик-часа.

Согласно Модельной методике, представленной в письме Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03, повышающий коэффициент А за квалификационную категорию педагога может составлять:

  • 1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;
  • 1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;
  • 1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Показатели повышающего коэффициента, рассчитанные на федеральном уровне с учетом стоимости ученик-часа, применяются во многих регионах, но наравне с этим практикуется их пересмотр с учетом реальных бюджетных возможностей.

Еще один значимый коэффициент учителю за категорию определяется с учетом стажа трудовой деятельности, от которого было рекомендовано отказаться с целью привлечения в отрасль молодых специалистов. Вместе с тем многие регионы сохранили данный вид надбавок, максимальный показатель которых ограничен 15-20 %. Бонусом к фактической зарплате для молодых педагогов может стать уровень образования: получение степени «бакалавра», «специалиста», «магистра» дает право на установление базового оклада на уровне, предусмотренном для должностных лиц, имеющих высшее профессиональное образование.

«>

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *