Судебная дорожно транспортная экспертиза

На основании Федерального Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" №73 — ФЗ, Дорожно-Транспортный Фонд проводит следующие виды экспертиз: экспертное исследование обстоятельств ДТП (преимущественно с помощью расчетных методов) или ситуалогическая экспертиза; экспертное исследование технического состояния транспортных средств или технико-диагностическая экспертиза; экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, вещной обстановки или транспортно-трассологическая экспертиза.

Экспертное исследование решает следующие задачи:

§ Ситуалогическая экспертиза, или исследование обстоятельств ДТП.
Задачи:
1) установление того, как должен был действовать водитель с точки зрения безопасности движения;
2) оценка действий водителя с точки зрения их соответствия техническим требованиям нормативных актов и требованиям правил безопасности движения;
3) установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;
4) определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;
5) определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортным средством в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить столкновение путем торможения;
6) определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути и другие, более частного характера.

§ Транспортно-трассологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП.
Задачи:
1) определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов до удара;
2) определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент удара;
3) установление места столкновения, удара;
4) определение траектории и характера движения транспортного средства и пешехода до наезда на него (комплексная задача);
5) установление места наезда транспортного средства на пешехода;
6) установление механизма ДТП (комплексная задача);
7) установление лица, управляющего ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача);
8) установление конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении (идентификационная комплексная задача);
9) установление отделившихся в процессе столкновения частей данного транспортного средства (идентификационная комплексная задача) и другие, требующие криминалистических исследований.
В некоторых источниках этот вид СДТЭ называется экспертиза механизма ДТП.

§ Технико-диагностическая экспертиза, или исследование технического состояния транспортных средств.
Задачи:
1) установление неисправностей транспортных средств (отдельных узлов, механизмов, деталей);
2) установление причин и времени возникновения неисправностей;
3) выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП;
4) установление соответствия технического состояния транспортных средств, их узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;
5) установление причинно-следственной связи между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельств, способствовавших возникновению неисправностей;
6) установление возможности своевременного обнаружения неисправностей до ДТП и другие, связанные с исследованием ТС.

Позвоните нам:

8 (831) 282-85-84
8 (831) 437-35-22 (факс)

Адрес:

г. Нижний Новгород,
ул. Добролюбова, д. 2/28, пом.8
(схема проезда)

Оценка:

Экспертиза:

Ресурсы

Наша группа ВКонтакте

Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза включает в себя комплекс научно-технических исследований обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области.

При рассмотрении судебных споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (в том числе в порядке регресса и суброгации), о возмещении ущерба возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия Правилам дорожного движения Российской Федерации, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причиненным ущербом.

Поскольку установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, суд назначает проведение экспертизы, которое связано с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств, оценкой транспортного средства.

При назначении экспертизы необходимо принимать во внимание, что доказательством по делу, рассматриваемому судом, является не экспертиза как способ исследования, а соответствующее экспертное заключение, составленное на основе проведенной экспертизы и подлежащее исследованию судом в совокупности с иными доказательствами, представленными в установленном законом порядке.

Выводы суда о наличии виновного поведения участника дорожно-транспортного происшествия должны быть основаны на исследовании всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с учетом выводов проведенной экспертизы.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются судьи при назначении дорожно-транспортной экспертизы, являются формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, подлежащих предоставлению в распоряжение эксперта. В то же время следует принимать во внимание, что объективность и полнота экспертного исследования в значительной степени зависят от полноты и достоверности исходных данных, предоставленных в распоряжение эксперта.

Наши специалисты готовы предоставить квалифицированную помощь и консультацию в подготовке материалов для судебной дорожно-транспортной экспертизы и постановке вопросов, которые будут поставлены перед экспертом.

Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы.

Эксперт-автотехник не вправе самостоятельно осуществлять сбор материалов для исследования в качестве объекта экспертизы. В его полномочия входит анализ сведений, содержащихся в представленных судом материалах и имеющих значение для составления экспертного заключения. Вместе с тем эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических, справочных данных, использовании технических нормативов, методик, ГОСТов, инструкций и иных материалов, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе.

При определении судом лиц, которым будет поручено проведение соответствующей экспертизы, необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые к специалисту (эксперт-автотехник), определенные Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России. Данный акт определяет следующие требования к квалификации.

Специалист по автотехнической экспертизе I категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник I категории» с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее 5 лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) II категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник II категории» с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трасологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее 3 лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник): высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее года.

Обращение к указанному справочнику должностей будет целесообразным и во избежание ситуации вынесения судом на разрешение эксперта вопросов, не входящих в круг его должностных обязанностей, перечень которых отражен в том числе в отношении эксперта-автотехника.

При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов, состоящих в различных экспертных учреждениях, в определении о назначении экспертизы указывается, на какое учреждение возлагается обязанность организации деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направляются исходные материалы.

В определенной степени проведение комплексной экспертизы может быть обусловлено необходимостью использования экспертом-автотехником в процессе проведения автотехнической экспертизы обстоятельств (сведений), подлежащих установлению в ходе проведения автодорожной экспертизы в отношении технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

В случае назначения повторной или дополнительной экспертизы в экспертное учреждение необходимо направлять заключения предшествующих экспертиз со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, послужившие основанием к ее назначению.

Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы

При проведении автотехнической экспертизы:

— с какой скоростью двигалось транспортное средство перед столкновением (торможением);

— на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;

— каков остановочный путь транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации при экстренном торможении в данных дорожных условиях;

— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности или обнаружения опасности в зоне видимости;

— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости;

— какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли его действия требованиям Правил дорожного движения;

— какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя транспортного средства с данным происшествием;

— каким должно быть безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля (автомобилем) при заданных исходных данных;

— каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении?

При проведении транспортно-трасологической экспертизы:

— каков механизм столкновения транспортных средств;

— каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;

— где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;

— каков механизм образования повреждений транспортных средств;

— могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

При проведении комплексной транспортно-трасологической экспертизы:

— возникли ли данные следы в результате воздействия колес транспортного средства;

— в каком направлении двигалось транспортное средство;

— каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы, какова модель шины;

— какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют особенности шин, отразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки и дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора);

— каков механизм образования исследуемых следов (удар, скольжение, волочение);

— в каком направлении с воспринимающей поверхностью двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения);

— какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы;

— какой частью транспортного средства нанесены повреждения;

— каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;

— каковы возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения;

— каково относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент столкновения?

При проведении товароведческой экспертизы:

— какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в материалах дорожно-транспортного происшествия?

При проведении технико-диагностической экспертизы

При исследовании технического состояния транспортных средств экспертом могут быть решены следующие вопросы:

— соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности движения;

— имеется ли причинно-следственная связь между возникшими неисправностями транспортного средства и дорожно-транспортным происшествием;

— какие обстоятельства могли способствовать возникновению выявленных неисправностей транспортного средства;

— имел ли водитель возможность своевременно обнаружить неисправность транспортного средства?

При этом в отношении конкретных узлов и агрегатов возможна постановка следующих вопросов.

1. По рулевому управлению транспортного средства:

— каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля на момент осмотра;

— соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям Правил дорожного движения;

— могли ли данные неисправности привести к потере управляемости транспортного средства в условиях данного происшествия;

— если неисправность возникла до дорожно-транспортного происшествия, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства?

2. По рабочей тормозной системе транспортного средства:

— работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля;

— соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям Правил дорожного движения;

— если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

— если отказ наступил до дорожно-транспортного происшествия, то не является ли это причиной данного происшествия?

3. По ходовой части транспортного средства:

— каково техническое состояние узлов ходовой части транспортного средства;

— могли ли данные повреждения возникнуть до дорожно-транспортного происшествия и не находятся ли они в причинной связи с происшествием?

При проведении судебной автодорожной экспертизы:

— какова обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги;

— каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия;

— имелись ли на месте дорожно-транспортного происшествия уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;

— каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей;

— была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

При проведении инженерно-психофизиологической экспертизы:

— мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед дорожно-транспортным происшествием дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить;

— мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

— мог ли данный водитель предотвратить дорожно-транспортное происшествие при исследуемых обстоятельствах?

Следует учитывать, что предлагаемый перечень вопросов не является исчерпывающим.

Возможностью автотехнической экспертизы является:

— установление того, как должны были действовать участники дорожного движения с точки зрения безопасности движения;

— оценка действий участников дорожного движения с точки зрения их соответствия техническим требованиям Правил дорожного движения;

— установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;

— определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;

— определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортными средствами в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем торможения;

— определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути, другие вопросы более частного характера.

В ходе транспортно-трасологической экспертизы возможно решение следующих задач:

— определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к дорожно-транспортному происшествию объектов до столкновения (наезда);

— определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент столкновения (наезда);

— установление места столкновения (наезда);

— установление механизма дорожно-транспортного происшествия;

— установление конкретных транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

При проведении автотовароведческой экспертизы определяется:

— реальная (фактическая) стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Технико-диагностическая экспертиза позволяет:

— выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

— установить соответствие технического состояния транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

— установить причинно-следственную связь между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельства, способствовавшие возникновению неисправностей;

— установить возможности своевременного обнаружения неисправностей до дорожно-транспортного происшествия.

Судебная автодорожная экспертиза позволяет определить:

— техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Как самостоятельный вид экспертизы инженерно-психофизиологическая экспертиза направлена на решение следующих задач:

— установление возможности своевременной оценки водителем опасной ситуации;

— установление времени реакции водителя в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию;

— установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации;

— установление возможности неправильного восприятия водителем создавшейся перед дорожно-транспортным происшествием дорожной обстановки;

— установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом психофизиологического воздействия на него внешних факторов.

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

выявление корректность дорожной разметки;

расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

изучение организации движения на момент происшествия;

определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.


Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

На сколько испорчено дорожное полотно?

Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

Могло ли состояние дороги привести к заносу?

Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.

Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

Проблему (произошедшая авария, наезд);

Задачи к исследованию;

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

Справку о совершенном наезде, аварии (выдает автоинспектор на месте ДТП);

Сведения об авто (техническая документация);

Водительское удостоверение заявителя;

Протоколы проведенных опросов свидетелей, участников аварии;

Заключения других экспертиз, если они имеются.

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

Осмотр участка происшествия.

Сопоставление полученных данных.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

Список, предоставленных документов и материалов;

Описание проблемы со слов заказчика;

Вопросы, поставленные перед экспертом;

Начало и место проведения мероприятия;

Акты и протоколы исследования;

Вывод и ответы на вопросы;

Рекомендации по дальнейшим действиям;

Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.

Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *