Специалист по охране труда в детском саду

Приветствую вас, дорогие читатели, продолжаю рубрику ответов на ваши письма. Одна из читательниц задала мне вопрос: «Имеет ли право зав. ДОУ обязывать коллектив ставить подпись по началу и окончанию работы? На вахте с журналом – «администратор». Я постараюсь на него ответить и скажу, что такой журнал может быть частью системы, обеспечивающей безопасность работников ДОУ, а еще расскажу, что такое охрана труда (ОТ) в дошкольном учреждении, в чем суть процесса, какие организационные и фактические меры он подразумевает. Что такое ОТ и журналы инструктажей? Почему трудовой коллектив должен относиться к ним серьезно?

Введение в тему

Охрана труда, техника безопасности (ТБ) и пожарная безопасность — три важных (но не единственных) вопроса, которым должен руководствоваться работник ДОУ в процессе выполнения своих обязанностей. Причем, тут действует правило, как при полетах в самолете: «сначала надеть маску на себя, потом — на ребенка». То есть сотрудник садика обязан заботиться о собственной безопасности, жизни и здоровье, чтобы при необходимости уметь оказать помощь ребенку.

Грань между взрослыми и детьми очень тонка, руководствоваться нужно здравым смыслом и помнить, что мы в ответе за тех, кого нам поручили. В некоторых случаях, просто, невозможно разграничить безопасность собственную и ребенка — например, при пожаре, в случае эпидемиологически опасной ситуации. Это подразумевает значительную ответственность. Контролирующие органы предъявляют большие требования детским садам на соответствие нормам безопасности и охране, чем другим организациям.

Охрана труда в ДОУ: ответственность, документация

В организации охраны труда роль ответственного исполняет заведующий учреждением. Он может делегировать функции другому сотруднику, это оформляется приказом. Если в учреждении трудится коллектив, численность которого больше 50 человек, может создаваться служба ОТ.

Каждый сотрудник ДОУ выполняет свою часть работы по обеспечению ОТ и ТБ в зависимости от того, как прописаны его должностные обязанности. Например, завхоз контролирует исправность сетей, воспитатель обучает детей правилам поведения, медсестра проводит профосмотры и контролирует питание.

Охрана труда регламентируется рядом правовых актов на государственном и отраслевом уровне, внутренними документами детского учреждения. Основная нормативная документация на гос уровне главенствует над отраслевой:

  1. Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 52 раздела X о деятельности педработников);
  2. Законы:
  • № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» (в частности, о праве на сокращенный день и удлиненный отпуск);
  • № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»;
  • № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»;
  • № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».

3. Постановление № 399 от 23.05.2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

Применяются отраслевые документы:

  • Тарифное соглашение по учреждениям системы Минобразования РФ.
  • Программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда.
  • Отраслевой стандарт ОСТ-01-2001 «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения».
  • Многочисленные приказы, ГОСТы, СанПины.

Среди документов, касающихся конкретного ДОУ, можно выделить:

  • устав, лицензию, коллдоговор;
  • правила внутреннего распорядка;
  • разнообразные положения (о системе управления ОТ, проведении инструктажей, соблюдении правил ТБ, порядке обучения и проверки знаний);
  • план мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
  • приказы заведующего детсадом;
  • инструкции сотрудников по ОТ;
  • программы инструктажей по ОТ и обучению;
  • документы по проверке помещений.

Инструкции для работников ДОУ по охране труда

На предприятии, в учебно-воспитательном учреждении должны быть актуализированные инструкции по охране труда. Они должны храниться в оговоренном месте и быть в свободном для сотрудников доступе. Перед первым днем работы воспитатели, их помощники, сотрудники кухни и другой персонал ознакомляются с текстом инструкции под роспись. В целом этот вид документации делится на две группы:

  • По должностям – для воспитателей, помощников, заведующего, работников кухни, музыканта, завхоза, дворника, медсестры, логопеда и прочих.
  • По видам работ – при эксплуатации варочного и холодильного оборудования, проведении спортивных соревнований и массовых мероприятий, перевозке детей в автобусе, уборке, стирке и других процессах.

Для каждой должности разработана типовая инструкция, которую можно использовать как образец для создания локальной документации. Все документы подобного рода состоят из пяти обязательных частей:

  1. Общие требования по ОТ. Например, для воспитателя – возраст старше 18 лет, знание путей эвакуации, соблюдение правил гигиены и т.д.
  2. Требования по ОТ перед началом работы. К примеру, включить освещение и убедиться в исправности электрооборудования, проветрить помещения, проверить температуру в нем.
  3. То же, во время работы. Рассаживать детей за столы по росту, не превышать длительность занятий, гулять не меньше установленного времени, пробовать пищу перед выдачей и прочее.
  4. То же, в экстренной ситуации. Например, эвакуировать детей при пожаре, оказать первую помощь при травме и вызвать скорую.
  5. То же, после завершения работы. Выключить приборы и свет, проветрить, закрыть окна.

К инструкциям нужно отнестись предельно вдумчиво и уточнить все непонятные места. Охрана труда требует ответственности и профессионализма. Ведь в приоритете – жизнь и здоровье свое и воспитанников, сокращение травматизма и заболеваемости. И только потом уже образовательная и развивающая деятельность.

Журналы по охране труда и инструктажам

В ДОУ, как и в других организациях, для усвоения и повторения знаний охрана труда предусматривает инструктажи пяти видов:

  • вводный (читается всем при принятии на работу);
  • первичный на рабочих местах (проводит руководитель перед началом работы на должности, независимо от вводного инструктажа);
  • повторный (периодичность – раз в полгода для всех прошедших первичный инструктаж, нужно четко следить за соблюдением срока);
  • внеплановый (в связи с ЧП, когда меняются условия работы, обновляются инструкции и т.д.);
  • целевой (при переподготовке и повышении квалификации).

Задача инструктажей – предотвратить появление внеплановой и внештатной ситуации. Их проведение записывается в специальные журналы. В последних должны быть такие графы: дата проведения, виды инструктажей, ФИО прослушавшего и прочитавшего, подпись того и другого.

Зачем делаются инструкции, проводится инструктаж и проверяются знания? Чтобы сотрудники понимали свою зону ответственности при работе с детьми, помнили о ней и вовремя подключались при необходимости. Ведь в случае чрезвычайной рабочей, пожарной или травмоопасной ситуации маленький ребенок часто не в состоянии сам принять решение, что ему делать. Да, мы рассказываем детям, как поступать при пожаре, в случае неудачного падения или травмы другого малыша, при подозрении на опасность. Однако основная ответственность возлагается именно на воспитателя.

Важный документ – план работы по охране труда

Каждый год заведующий или ответственный работник составляет план работ по охране труда. В него включаются все мероприятия, постоянные и одноразовые, призванные обеспечить безопасность сотрудников ДОУ и детей. Те, кто первый раз сталкиваются с составлением документа, часто относятся к нему не только с трепетом, но и со страхом. На самом деле, он логичен и включает очень важные моменты. Их можно поделить на три группы: работа с документацией по ОТ и ТБ, безопасность учебно воспитательного процесса, совершенствование условий ОТ.

В часть «работа с документами» включаются такие составляющие:

  • Распределение обязанностей по ОТ.
  • Составление плана мероприятий по улучшению условий ОТ, здоровья, деятельности персонала и подопечных).
  • График контроля проведения мероприятий по пожарной и электробезопасности, ОТ, предупреждению ДТП и других.
  • Издание профильных приказов (о графике работы ДОУ, назначении ответственного за ТБ и т.д.).
  • Обновление инструкций (не реже раза в 5 лет), планов эвакуации, других документов.
  • Проведение собраний для информирования и устранения недостатков в области ОТ.
  • Первичное, повторное и другое ознакомление с инструкциями, правилами пожарной безопасности, трудовым распорядком.

К сфере безопасности работы и пребывания в детсаду и в школе можно отнести такие моменты:

  • Составление плана учебных, спортивных и развивающих занятий согласно требованиям норм и правил санитарной гигиены.
  • Разработка системы питания и контроль за приготовлением еды;
  • Проведение медосмотров для персонала.
  • Расследование несчастных случаев.
  • Популяризация ОТ и ТБ (размещение наглядных материалов, проведение лекций, бесед, просмотр фильмов, разбор случаев, информирование и т.д.)

Безопасность учебно-воспитательного процесса нужно не только поддерживать в надлежащем состоянии и контролировать, но и улучшать. Для этого предусматривается комплекс мер по совершенствованию условий ОТ. Он предусматривает:

  • Составление соглашения по ОТ профкомом и контроль за его выполнением.
  • Предоставление средств защиты и спецодежды работникам (например, сотрудникам
    кухни).
  • Составление графика отпусков.
  • Контроль за прохождением медосмотров, плановых и неплановых инструктажей.

Повышение квалификации и обучение

Эти вопросы входят в комплекс мер по совершенствованию системы ОТ и ТБ в ДОУ. Специалист сможет действовать по инструкциям только в случае, если будет достаточно компетентным. Поэтому весь коллектив детсада – рядовой, технический и руководящий – нужно обучать, повышая квалификацию людей.

Обучение и проверка знаний обязательно проводятся раз в три года. Обеспечивает их
проведение руководитель ДОУ. Для профессионального совершенствования с 1997 года работает Государственный межвузовский центр обучения и повышения квалификации по ОТ и экобезопасности Минобразования России на базе университета «СТАНКИН» (Москва).

Процесс регулируется тремя основными документами:

  • ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».
  • «Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» (приказ № 779 от 22.04.1997 г.).
  • «Положение об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников МДОУ».

Ответственный работник оформляет стенд по охране труда. На нем помещается наглядная и актуальная информация в сфере ОТ: права и обязанности работников, графики инструктажей, трудовой распорядок, различные памятки (действия при пожаре или отравлении дымом, вакцинация, работа с электроприборами и т.д.). Такой стенд можно разместить в комнате отдыха или на одном из видных мест. Логично, если возле него будет лежать медицинская аптечка.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте (СОУТ)

Раз в пять лет (не реже) в организации должны проводиться мероприятия по специальной оценке охраны труда (СОУТ). Их задача – оценить рабочие места на предмет вредных и опасных производственных факторов, привести условия труда к допустимым (соответствующим нормативам ОТ).

Документ, регулирующий СОУТ – упомянутый выше закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Условия труда могут быть признаны оптимальными, допустимыми, вредными или опасными.

Аттестация проводится специализированной организацией. Создается комиссия, в которую входят заведующий ДОУ, специалист по ОТ, уполномоченный от профкома, представитель аттестующей организации и другие.

По результатам СОУТ составляются карты рабочего места, с которыми сотрудники ознакомляются под роспись. Если условия работы вредные, работнику назначается надбавка 4-12% или оплачиваемый дополнительный отпуск до 7 дней.

Помимо оценки рабочих мест, работодатель должен выполнить еще два условия: застраховать каждого члена коллектива от несчастных случаев и профзаболеваний, а также за свой счет проводить медицинские осмотры.

Так зачем нужен журнал прихода на работу?

А теперь обратимся к вопросу, который задала читательница: зачем ставить подписи в журнале и надо ли писать время прихода и ухода с работы? Обо всем по порядку.

Российское законодательство обязывает руководителей предприятия вести учет рабочего времени (ст. 91 ТК). Для этого в организации ведется табель. Для его ведения назначается ответственный сотрудник. Госкомстат утвердил несколько унифицированных форм табелей – Т-12, Т-13, ОКУД 504421

Распространен вариант, когда в организации ведется дополнительно журнал учета рабочего времени, на основании которого составляется табель. В нем сотрудники или просто ставят роспись о приходе-уходе, или проставляют еще и время. В России, в отличие от Беларуси, такой документ не обязателен и не требуется законом, но может вводиться приказом по организации. Запрета на него и другие формы контроля рабочего времени в РФ тоже нет.

Такие журналы довольно распространены. Однако отсутствие подписи в журнале не может считаться единственным и неоспоримым доказательством отсутствия человека на рабочем месте. Некоторые работники просто забывают расписаться или отвлекаются в нужное время. Поэтому штрафовать на основе этого работодатель не имеет права. Разве что может притянуть к ответственности за нарушение правил ведения журнала.

Зачем работникам ДОУ расписываться о приходе на работу? Все просто: это один из элементов пожарной безопасности. В случае эвакуации людей из здания детсада проводится перекличка согласно журналу, чтобы выяснить, все ли сотрудники успели спастись. То есть в данном случае журнал нужен для безопасности, и я полностью это поддерживаю. Так что не ленитесь расписываться.

Конечно, раздражает, если в нем еще и заставляют писать время прихода-ухода. Недоверие к работнику – это всегда неприятно. Представители некоторых организаций иногда жалуются, что если забыл расписаться, этот день не засчитывают в рабочие. К счастью, про ДОУ пока такого не слышала. И, еще раз повторюсь, отсутствие подписи – не доказательство прогула.

Что нам помогает в работе по обеспечению ОТ и ТБ

Сейчас я, как всегда, дам ссылки на документы, которые очень нам помогают – писать планы работы на год, делать стенды и плакаты, выполнять другую текущую работу. Да и просто понимать, что мы делаем и для чего это нужно. Книги и пособия выпущены недавно, содержат актуальные требования, ими можно пользоваться в ближайшие годы.

  • Очень полезное руководство, которое должно быть настольным у каждого заведующего или ответственного работника – «Охрана труда и техника безопасности». Выпустил один авторский коллектив в двух вариантах: для ДОУ и ДОО . Там есть организационные рекомендации, образцы документов, принципы обучения по ФГОС, очень много всего.
  • Для тех, кто не любит бумажные книги, ведет экологичный образ жизни, или у кого книги разваливаются после нескольких дней пользования, могу порекомендовать электронный вариант руководства – на CD-ROM-е. Мне самой с монитора иногда привычнее читать, чем с бумаги.
  • Некоторые вопросы, не вошедшие в руководство, хорошо освещены в офлайн-вебинарах. В частности, вебинар «Охрана труда для отдельных категорий работников, видов деятельности и видов работ» освещает охрану труда женщин (в том числе). А «Правовые и нормативные основы обеспечения безопасности» помогает разобраться в нормативных документах. Удобно, что авторам и ведущим можно задать вопросы и получить ответы, если что-то непонятно.
  • Очень просто и почти бесплатно можно купить программу для установки через интернет . Не нужно ждать доставку, все происходит онлайн. Но для установки и использования нужен интернет.
  • Разобраться в нормативно-правовых актах поможет электронное пособие «Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника» . Его тоже можно скачать из интернета. В пособии цитируются законы, даются объяснения в плане защиты прав сотрудников.
  • Более углубленное издание для тех, кто занимается бумажной работой – пособие по оформлению приказов в сфере охраны труда . Есть образцы приказов.
  • Учебник «Охрана труда и техника безопасности» Белякова даст более глобальное понимание, что такое техническая и пожарная безопасность, производственная санитария, как оказывать первую помощь. По первой помощи сразу скажу, что лучше пройти курсы, потому что надо практиковаться, чтобы потом уметь применить в действительности. Учебник будет полезен не только работникам ДОУ, но и более широкой аудитории.
  • Подготовить необходимые документы по охране труда вы можете сразу по готовым шаблонам документов . Наиболее полное собрание приказов, инструкций, программ обучения по охране труда.

Очень сложно научить ребенка в экстренной ситуации действовать по инструкции, а не баловаться. Да и в повседневной действительности он не сможет самостоятельно проконтролировать массу моментов, от которых будет зависеть его здоровье. Например, исправность окон, электроприборов и отсутствие на полу чего-либо, обо что можно споткнуться. Тут ответственность ложится полностью на воспитателя и работников детсада.

Многие относятся к инструкциям и инструктажам как к чему-то, что можно прослушать-подписать и забыть. Это неверно. Вполне возможно, что отсутствие ЧП – это, в том числе, результаты занятий по охране труда и технике безопасности. Отнеситесь к ним серьезно, берегите себя и подопечных!

Внимание! На сайте https://dou.su представлен типовой образец должностной инструкции. Это значит, что каждое учреждение адаптирует представленный текст под свои требования, правила и нормы, принятые в конкретном ДОУ, руководствуясь документом «Правила и порядок составления должностной инструкции в ДОУ». Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.

___________ /___________________/
подпись Ф.И.О.
протокол № ___ от «___»_____ 2019 г.

заведующий МБДОУ № ________

___________ /___________________/
подпись Ф.И.О.
Приказ № ___ от «___»_____2019 г.

Должностная инструкция специалиста по охране труда в ДОУ

_____________________________________
фамилия имя отчество

Пакет должностных инструкций в ДОУ

Пакет включает 37 инструкций и 1 положение в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Каждая инструкция содержит не менее 6 разделов и размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Обновление: 23.03.2019 г.

1.1. Настоящая должностная инструкция специалиста по охране труда в ДОУ разработана на основе Профстандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 524н от 04.08.2014 г. (с изменениями от 12 декабря 2016 г.); в соответствии с Федеральным Законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Специалист по охране труда относится к категории специалистов, назначается заведующим ДОУ из числа наиболее подготовленных работников дошкольного учреждения.

1.3. Специалист по охране труда непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.

1.4. На период отпуска и временной нетрудоспособности специалиста по охране труда его обязанности могут быть возложены на других работников ДОУ из числа наиболее подготовленных по вопросам охраны труда. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего детским садом, изданного с соблюдением требований действующего законодательства.

1.5. На должность специалиста по охране труда в ДОУ может назначаться лицо:

  • имеющее высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;
  • без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет;
  • прошедшее обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

1.6. В своей деятельности специалист по охране труда руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Трудовым кодексом РФ;
  • законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
  • Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
  • приказом министерства общего и профессионально образования РФ № 662 от 11.03.98 г. «О службе охраны труда образовательных учреждений»;
  • указами Президента Российской Федерации;
  • решениями Правительства Российской Федерации;
  • решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам охраны труда и техники безопасности;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • Уставом и локальными правовыми актами учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего, коллективным договором, настоящей должностной инструкцией).

1.7. Специалист по охране труда должен уметь:

  • применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов в дошкольном образовательном учреждении;
  • применять нормативные правовые акты и нормативно-техническую документацию в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию;
  • анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда;
  • анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
  • пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда;
  • разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические и контрольно-измерительные материалы;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда для сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
  • консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, стажировок, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  • пользоваться современными техническими средствами обучения (тренажерами, средствами мультимедиа);
  • оценивать эффективность обучения сотрудников ДОУ по вопросам охраны труда;
  • формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда, стажировок и проверки знаний требований охраны труда в дошкольном образовательном учреждении;
  • подготавливать документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда;
  • формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда;
  • применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
  • координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах;
  • оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности;
  • формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям;
  • анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
  • оформлять документы, связанные с обеспечением сотрудников ДОУ средствами индивидуальной защиты.

1.8. Специалист по охране труда в дошкольном образовательном учреждении должен знать:

  • нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, о пожарной, радиационной, конструкционной, химической, биологической безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  • национальные стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
  • виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
  • порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации;
  • основы технологических процессов, работы устройств и оборудования, применяемых в ДОУ;
  • нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • основные требования к технологиям, оборудованию и приспособлениям, используемых в ДОУ, в части обеспечения безопасности труда;
  • технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
  • методы выявления потребностей в обучении работников ДОУ по вопросам охраны труда;
  • основы психологии, педагогики, информационных технологий;
  • состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда в дошкольном образовательном учреждении;
  • методы и порядок оценки опасностей и профессиональных рисков сотрудников ДОУ;
  • источники и характеристики вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, их классификации;
  • порядок проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, иных медицинских осмотров и освидетельствований работников;
  • типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  • требования санитарно-гигиенического законодательства для дошкольных образовательных учреждений;
  • методы мотивации и стимулирования работников детского сада к безопасному труду;
  • классы и виды средств коллективной и индивидуальной защиты, общие требования, установленные к средствам коллективной защиты, применения, принципы защиты и основные характеристики средств коллективной и индивидуальной защиты.

1.9. Специалист по охране труда соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.10. Специалист по охране труда должен иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.

Специалист по охране труда выполняет следующие должностные обязанности:

  • состояние и причины травматизма, несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников и обучающихся;
  • условия безопасной работы инженерных систем, технических средств, используемого оборудования и инвентаря.
  • тенденции изменения вредных условий труда в ДОУ;
  • безопасные условия работы инженерных систем, технических средств, оборудования и механизмов;
  • материальные затраты на организацию мероприятий по охране труда;
  • последствия запланированных мероприятий по охране труда.

2.3. Планирует и организует:

  • текущее и перспективное планирование деятельности коллектива по охране труда;
  • разработку необходимой документации по охране труда и технике безопасности;
  • осуществление систематического контроля за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности;
  • работу по подготовке помещений и инженерных систем к их безопасному использованию в учебно-воспитательном процессе;
  • работу по проведению вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте;
  • мероприятия по оснащению учебных кабинетов и других помещений ДОУ в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности;
  • с участием заведующего ДОУ своевременное составление актов-разрешений на использование в образовательном процессе специальных и учебных кабинетов, мастерских, помещений физкультурно-оздоровительного блока, а также подсобных помещений;
  • мероприятия по предупреждению несчастных случаев;
  • аттестацию рабочих мест с вредными условиями труда.
  • разработку необходимой документации по охране труда, технике безопасности, безопасной эксплуатации инженерных систем;
  • деятельность сотрудников ДОУ и представителей сторонних организаций при проведении мероприятий по охране труда, технике безопасности, эксплуатации и ремонту инженерных систем.
  • выполнение требований охраны труда и техники безопасности всеми сотрудниками и учащимися ДОУ;
  • рациональное расходование материальных средств, выделенных на проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности;
  • соответствие используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения, материалов требованиям охраны труда и техники безопасности;
  • безопасный режим работы инженерных систем.
  • ход проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности;
  • план безопасного режима работы инженерных систем.
  • локальную нормативную документацию по охране труда и технике безопасности;
  • инструкции по безопасной эксплуатации инженерных систем, технических средств, оборудования.
  • своевременное и правильное проведение аттестации рабочих мест;
  • своевременное и правильное проведение всех видов инструктажа по охране труда и технике безопасности;
  • своевременное проведение мероприятий по предупреждению травматизма;
  • расследование, учет и отчет по несчастным случаям в соответствии с установленными формами и сроками;
  • составление отчетов по охране труда в соответствии с установленными формами и сроками;
  • своевременное составление инструкций по безопасной эксплуатации инженерных систем.
  • сотрудников и учащихся ДОУ по вопросам охраны труда и техники безопасности;
  • сотрудников ДОУ по вопросам безопасной эксплуатации инженерных систем.

Специалист по охране труда имеет право в пределах своей компетенции:

3.1. Присутствовать во время проведения любых мероприятий в ДОУ с целью контроля соблюдения требований охраны труда, техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем, технических средств и оборудования.

3.2. Предъявлять требования:

  • сотрудникам и учащимся ДОУ по соблюдению техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем, технических средств и оборудования;
  • о приостановке работ и эксплуатации инженерных систем в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и учащихся;
  • о приостановке любых мероприятий, проводимых в ДОУ, в случае нарушения требований охраны труда, техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем.

3.3. Представлять к дисциплинарной ответственности сотрудников и учащихся, нарушающих требования охраны труда, техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем.

3.4. Принимать участие:

  • в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • в ведении переговоров с партнерами ДОУ по вопросам охраны труда, техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем.

3.5. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию безопасных условий труда и безопасной эксплуатации инженерных систем.

3.6. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками дошкольного образовательного учреждения.

3.7. Вносить предложения по совершенствованию охраны труда, техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем, технических средств и оборудования.

3.8. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

3.9. Повышать свою квалификацию.

4.1. Специалист по охране труда несет персональную ответственность за ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями и действующими нормативно-правовыми актами, предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о своей деятельности, а также за сохранность документов, находящихся в кабинете по охране труда.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее нарушение требований охраны труда, техники безопасности и безопасной эксплуатации инженерных систем, специалист по охране труда несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса специалист по охране труда привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, специалист по охране труда несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Специалист по охране труда:

5.1. Выполняет работу в режиме выполнения объема установленной ему нормы в соответствии с графиком работы и установленной в дошкольном образовательном учреждении нагрузки.

5.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль. План работы утверждается заведующий ДОУ не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

5.3. Представляет заведующему ДОУ письменный отчет о своей деятельности объемом не более трех машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого отчетного периода.

5.4. Информирует заведующего ДОУ и соответствующие службы обо всех несчастных случаях, нарушениях требований охраны труда и техники безопасности.

5.5. Получает от заведующего ДОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с сотрудниками ДОУ.

5.7. Информирует заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в организации условий его деятельности (ремонте оргтехники, мебели), соответствии рабочего места нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы специалиста по охране труда.

5.8. Передает заведующему ДОУ информацию, полученную на совещаниях и семинарах различного уровня, непосредственно после ее получения.

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен:

__________ /_____________________
подпись Ф.И.О.

Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Главная задача ДОУ – охрана жизни и здоровья детей,

зависящая от безопасных условий труда всех сотрудников ДОУ

Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает создание безопасных условий пребывания школьников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

  • Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (ТК РФ)
  • Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (ТК РФ)
  • Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. (ТК РФ)
  • Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. (ТК РФ)
  • Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. (ТК РФ)

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Законодательство РФ об охране труда определило требования по обеспечению прав человека на здоровье и безопасные условия труда.

В ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты и так далее.

Обязанности работника в области охраны труда

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан:

  • соблюдать требования по охране труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры.

Основной целью охраны труда в нашем ДОУ (детском дошкольном учреждении), как и в любой другой организации, является сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников. Кроме того, во многих случаях невозможно разграничить безопасность детей и персонала. Поэтому к охране труда в ДОУ относятся очень внимательно.

​ В нашем ДОУ эта проблема определяется несколькими направлениями:

  • обеспечение охраны труда работников ДОУ;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ;
  • пожарная безопасность;
  • гражданская оборона;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • антитеррористическая защита.

Пакет документов по охране труда

Основа для разработки документов по охране труда в ДОУ:

  • Трудовой кодекс РФ, в котором вопросам охраны труда посвящен X раздел. Специфика работы непосредственно сотрудников дошкольного учреждения отражается в гл. 52 ТК РФ, регулирующей деятельность педагогических работников.
  • Ряд норм по охране труда содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273¬ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Отдельные нормы охраны труда в ДОУ отражаются:

— в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69¬ФЗ «О пожарной безопасности».

— в Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. № 384¬ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

— в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426¬ФЗ «О специальной оценке условий труда»,

— в многочисленных приказах федеральных органов исполнительной власти, ГОСТах и СанПинах.

На основании всех этих документов разработаны инструкции по охране труда для всех сотрудников ДОУ(102 инструкции), а также инструкции для определенных видов работ.

Основой работы в направлении охраны труда является коллективный договор между трудовым коллективом и администрацией ДОУ/

Заведующий ДОУ – Филизнова Вера Владимировна решает вопросы охраны труда комплексно, опираясь на знания и опыт, обеспечивая безопасность образовательного процесса, безопасную эксплуатацию коммуникаций и оборудования. Своим приказом она назначает ответственных за соблюдение норм охраны труда в каждом помещении учреждения.
Инструкция по охране труда для воспитателей ДОУ гласит, что воспитателями могут работать лица не моложе 18 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда.

Чтобы труд воспитателей был безопасным, регулярно проводятся техосмотры здания и оборудования ДОУ, проверяется наличие аптечек и их своевременная комплектация.

Сотрудники знают правила поведения во время пожара ,обо всех несчастных случаях они немедленно сообщают заведующему или его заместителю.

Схожими инструкциями в своей работе руководствуются учитель логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, уборщик служебных помещений и другие сотрудники ДОУ. Заведующий утверждает все эти инструкции своими приказами, а сотрудники – знакомятся с ними при поступлении на соответствующую должность или перед допуском к соответствующему виду деятельности.

Полезные интернет-ресурсы по охране труда

ПАМЯТКИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

Помни, работник, везде и всегда: главное – это охрана труда!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *