В соответствии с Федеральным Законом, который вступил в силу 1 января 2019 года, маркировка разных групп товаров является обязательной.
На данный момент это касается только продукции некоторых категорий, однако к 2024 году маркировка станет обязательной для разных продовольственных и непродовольственных товаров.
Штраф за отсутствие маркировки на товаре получит каждый производитель или реализатор, который попробует обойти этот закон.
Какой штраф можно получить за нарушение требований об обязательной маркировке?
Следует отметить, что побеспокоится о соблюдении закона об обязательной маркировке следует как компаниям-производителям, так и владельцам магазинов. Нести ответственность могут и производители, и продавцы. Как на этапе выпуска товаров, так и на этапе продажи вы можете столкнуться с представителями закона.
Предусмотрено два типа ответственности за товары:
Как правило, чаще всего мы сталкиваемся с административной ответственностью. Она регулируется Статьей 15.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Согласно этому нормативно-правовому акту, виновным считается любой, кто занимается производством или продажей товаров без маркировки.
Также виновными считаются те, кто создают или распространяют продукцией, которая не соответствует установленным стандартам. За производство товаров с неправильной маркировкой можно получить штраф в таком размере:
- 5000 – 10 000 рублей (для индивидуальных предпринимателей);
- 50 000 – 100 000 рублей (для юридических лиц).
Помимо штрафа по закону полагается изъятие всех непромаркированных товаров.
За продажу продукции без маркировки начисляется штраф в следующем размере:
- 2000 – 4000 рублей (для физических лиц);
- 5000 – 10 000 рублей (для индивидуальных предпринимателей);
- 50 000 – 300 000 рублей (для юридических лиц).
Уголовная ответственность наступает в том случае, если непромаркированный товар оценивается в полтора миллиона рублей или больше. Такое количество продукции оценивается как крупный или особо крупный ущерб.
После обнаружения непромаркированной продукции на такую сумму, недобросовестный производитель или реализатор будет нести ответственность в соответствии со статьей 171.1 Уголовного Кодекса РФ.
Возможны два вида наказания:
- штраф в размере до 300 000 рублей;
- штраф в размере до 80 000 рублей с лишением свободы на срок до трех лет.
Гораздо жестче российское законодательство относится к производителям и продавцам алкогольных или табачных изделий. Если дело касается алкогольных напитков или сигарет, то уголовная ответственность наступает при обнаружении товаров на сумму большую 100 000 рублей. Виды наказаний также ужесточаются:
- штраф в размере до 500 000 рублей;
- штраф в размере до 100 000 рублей с лишением свободы на срок до трех лет.
Чтобы избежать штрафа за неправильную маркировку товаров, следует ознакомиться с принятыми стандартами и действовать в соответствии с законодательством.
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции требованиям национальных и межгосударственных стандартов. Каждый производитель и поставщик должен иметь сертификат или декларацию о соответствии на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
Ввоз и реализация товаров без разрешительных документов влечет за собой административную ответственность в виде штрафов, конфискации продукции, приостановки деятельности организации.
Ниже рассмотрим виды нарушений, за которые предусмотрена ответственность. Кто предупрежден – тот вооружен!
Административная ответственность за продажу продукции, не прошедшей обязательную сертификацию/декларирование, нарушение требований технических регламентов, нарушение порядка реализации и маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, предусмотрена главой 14 КоАП РФ.
Статья 14.4 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»
Данной статьей предусмотрена ответственность за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований. В данном случае административное наказание в виде штрафа составит:
для должностных лиц – от 3 000 руб. до 10 000 руб.;
для индивидуальных предпринимателей от 10 000 руб. до 20 000 руб.;
для юридических лиц – от 10 000 руб. до 30 000 руб.
При повторном совершении данного правонарушения на должностных лиц налагается штраф в размере от 7 000 руб. до 15 000 руб. либо дисквалификация на срок до 1 года; на индивидуальных предпринимателей – от 15 000 руб. до 30 000 руб., на юридических лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб., в двух последних случаях возможна также конфискация товаров.
Статья 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов»
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, статьями 14.44, 14.46 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц – от 10 000 руб. до 20 000 руб.;
на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
на юридических лиц – от 100 000 руб. до 300 000 руб.
Статья 14.44 КоАП РФ «Недостоверное декларирование соответствия продукции»
За недостоверное декларирование соответствия продукции предусмотрен административный штраф: для должностных лиц – от 15 000 руб. до 25 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 руб. до 300 000 руб.
Необходимо отметить, что привлечение к ответственности должностного лица не исключает применение административного наказания к юридическому лицу и наоборот.
Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 25 000 руб. до 35 000 руб.;
на юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Статья 14.45 КоАП РФ «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 40 000 руб.;
на юридических лиц — от 100 000 руб. до 300 000 руб.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утверждены единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Статья 14.46 КоАП РФ «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»
Под знаком обращения продукции на рынке следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС.
Маркировка продукции знаком соответствия (например ГОСТ Р или EAC) в случае, если она не проходила процедуру сертификации, влечет наложение штрафа:
на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб.;
на юридических лиц — от 100 000 руб. до 300 000 руб.
В случае, если данные действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, иному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (либо создана угроза причинения такого вреда), то размер штрафа составит:
для должностных лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
для юридических лиц – от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.
Как видно из данной статьи, штрафы за нарушения в сфере сертификации могут быть существенными и привести к значительным расходам времени, средств и нервов. Своевременно оформляйте разрешительные документы у надежных партнеров.
Если вам все же пришлось столкнуться с подобной ситуацией, мы готовы помочь и дать координаты квалифицированного в данной сфере адвоката.
1. Производство организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, за исключением продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
3. Производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 15.12 КоАП РФ
1. Применительно к Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" маркировка осуществляется федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками. Федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции и осуществление контроля за уплатой налогов. Региональная специальная марка, кроме того, является подтверждением проведения субъектом Федерации специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Акцизные марки (марки акцизного сбора) являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота на территории Российской Федерации подакцизных товаров (продукции).
Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья относятся к федеральным налогам и сборам. Согласно ст. 179 НК налогоплательщиками акциза признаются:
— организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;
— индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы;
— лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
2. Исчерпывающий перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, подлежащих налогообложению работ (услуг), а также работ, услуг, освобожденных от налогообложения, определен ст. 181 — 183 НК.
Согласно п. 3 ст. 193 НК (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении в форме покупки акцизных марок либо региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
3. Согласно п. 4.7 Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденного Приказом ГТК России от 23 июля 1999 г. N 468, владелец магазина беспошлинной торговли производит специальную маркировку товаров на складе магазина беспошлинной торговли и реализует в торговых залах магазина беспошлинной торговли товары только при наличии такой маркировки на них.
4. При продаже немаркированных товаров и продукции (ч. 2 комментируемой статьи) административное правонарушение квалифицируется независимо от заключения или исполнения договора купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 458 ГК, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 458 ГК).
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абз. 2 п. 4 Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.
5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере, квалифицируются как преступления (ст. 171.1 УК).
Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, а также использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, квалифицируются в качестве преступных деяний (соответственно ч. 1, 2 ст. 327.1 УК).
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в зависимости от процессуальных особенностей производства рассматриваются судьями районных судов или мировыми судьями (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).