Штраф за неответ на требование налоговой

Как было

Собственно за непредставление пояснений раньше в Налоговом кодексе вообще не было специальной ответственности. Но это не мешало некоторым налоговикам применять «непрофильные» штрафы.

Так, иногда инспекторы пугали должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2000 до 4000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требовани ю абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ . Причем отсылка к ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ могла стоять прямо в требовании о представлении пояснений.

Однако ФНС уже давно разъяснила, что административная ответственность за неповиновение законному требованию ИФНС должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснени й Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3) . И судьи такой подход поддерживал и Постановления ФАС ВСО от 28.08.2012 № А10-355/2012 ; 8 ААС от 07.12.2010 № А70-8103/2010 . Правда, были и исключения: иногда судьи все же признавали законным административный штраф за непредставление пояснени й Постановления 5 ААС от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013 , от 13.03.2012 № 05АП-902/2012 .

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

Известны и случаи, когда инспекторы пугали организации и предпринимателей довольно внушительным — 10-ты ­сячным —штрафом по п. 2 ст. 126 НК РФ как за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщик е Постановление 5 ААС от 13.03.2012 № 05АП-902/2012 .

В то же время Президиум ВАС еще в 2003 г. разъяснил, что этот штраф возможен лишь при запросе у налогоплательщика документов, содержащих сведения о другом налогоплательщике (а не о нем само м) п. 18 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71 . Так что непредставление пояснений о собственных операциях и иных данных не должно повлечь такой штраф.

Вместе с тем, никаких сомнений не возникало в отношении наказания за несвоевременную передачу инспекции квитанции о приеме электронного требования о представлении пояснений. Если этого не было сделано в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (6 рабочих дней считая со дня его отправки налоговым органом), то ИФНС могла заблокировать расчетный счет (электронный кошеле к) п. 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ .

Некоторые инспекции пытались оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную передачу квитанции о приеме требования на 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (как за непредставление документов).

Но ФНС сама против такого подхода: ведь подача пояснений и представление документов — понятия принципиально разны е Решение ФНС от 17.03.2016 № СА-3-9/4445@ .

Однако в большинстве случаев представление пояснений было (да и остается сейчас) в интересах самого налогоплательщика. Так можно избежать доначисления налогов по итогам проверки и ненужных споров с проверяющими.

Как стало

С 2017 г. правила ужесточились. Инспекция может оштрафовать вашу организацию на 5000 руб. за непредставление или несвоевременное представление пояснений в следующих случая х п. 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) :

• в декларации обнаружены ошибки или противоречия (несоответствия) между указанными в ней сведениями и сведениями, содержащимися в иных документах, имеющихся у ИФНС;

• в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной уменьшена сумма налога к уплате;

• в декларации по налогу на прибыль или по «доходно-расходной» упрощенке заявлен налоговый убыток.

А в случае повторного в течение календарного года непредставления пояснений в рассмотренных случаях грозит еще более серьезный штраф — 20 000 руб. п. 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017)

Что делать

Итак, порядок такой. При проведении камеральной проверки деклараций инспекция может затребовать пояснения по ней.

Не забудьте вовремя передать в инспекцию квитанцию о приеме сообщения о требовании пояснений.

Как и прежде, при получении от инспекции такого требования в электронном виде надо не позднее 6 рабочих дней (считая со дня его отправки налоговым органом) передать в инспекцию квитанцию о его прием е п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ .

После получения требования о представлении пояснений у вас есть 5 рабочих дней для отправки таких пояснений либо представления уточненной декларации. Иначе — готовьтесь к штрафу, если поводом для получения пояснений были указанные выше случа и п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) .

Если же инспекция запросила у вас пояснения по иным причинам (не перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ), то штрафа за их непредставление быть не должн о п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) . К примеру, пояснения налоговики могут запросить в связи с заявленными в декларации налоговыми льготам и п. 6 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) . В качестве оснований для получения таких пояснений в требовании об их представлении должен быть указан п. 6 ст. 88 НК РФ (а не «штрафной» п. 3 этой статьи).

Но учтите, что для проверки права на заявленные льготы налоговики чаще запрашивают не пояснения, а подтверждающие документы. И если такие документы у вас имеются, но вы их не представите, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ .

Если в течение 5 рабочих дней вместо пояснений вы представили в ИФНС уточненную декларацию, то штрафов за неподачу собственно пояснений не буде т п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) .

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если инспекторы затребовали документы самой компании в рамках налоговой проверки, подготовить и направить сведения нужно в течение 10 дн. Немного больший срок предоставляется КГН — 20 дн., и иностранным предприятиям — 30 дн. (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

  • будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
  • ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

При этом важно не игнорировать ошибочный запрос, а направить вежливый мотивированный отказ со ссылками на положения НК РФ.

Если объем затребованных документов очень велик или по каким-то иным объективным обстоятельствам организация не в состоянии исполнить указание налоговиков вовремя — можно ходатайствовать о продлении срока (п. 3 ст. 93 НК РФ). Однако направить прошение об отсрочке необходимо не позже дня, следующего за днем получения запроса из ИФНС.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Статьи о бухучете и справочная информация

Пояснение о несвоевременной сдачи декларации

Все статьи В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной проверки такой декларации представляют соответствующие пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (ЭДО) по установленному формату. За непредставление указанных пояснений им грозит штраф в соответствии со ст. 129.1 НК РФ.
Будет ли плательщик НДС привлечен к ответственности за представление пояснений к налоговой декларации в установленный срок с нарушением формата представления? Предлагаем разобраться в данном вопросе на конкретной ситуации.

За что могут наказать налоговики?

Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налогоплательщиком сведений, которые в соответствии с НК РФ он должен сообщить инспекции, в том числе непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной декларации (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, — 20 тыс. руб.

О формате представления пояснений в инспекцию

Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ (далее — установленный формат).
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ необходимые налоговикам пояснения не считаются представленными в случае их представления на бумажном носителе.

О причине возникновения спора

В налоговый орган представлена первичная декларация по НДС. В ходе камеральной проверки налоговики обнаружили расхождения, в связи с чем в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи (через систему для отправки отчетности) выставлено требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений.
Налогоплательщик в установленный срок представил в электронном виде пояснения, но не по установленному формату, а в форме простого электронного письма с прикреплением копий первичных документов.
В ответ контролеры направили уведомление об отказе в приеме пояснений. По их мнению, данные пояснения не считаются представленными налогоплательщиком, поскольку направлены по неустановленному формату. Указанный факт является основанием для привлечения нарушителя к ответственности по ст. 129.1 НК РФ и наложения на него штрафа за несообщение сведений в налоговый орган.
Налогоплательщик не согласился с мнением инспекции, указав при этом: пояснения были представлены в электронном виде, как и требует закон, но не по установленному формату, а в форме простого письма. По его мнению, нарушение формата представления пояснений не является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.
Более того, данные пояснения были использованы инспекцией в ходе проведения камеральной проверки, о чем свидетельствуют ссылки на них в составленном по ее результатам акте. Следовательно, по мнению налогоплательщика, имеется документальное подтверждение, что пояснения, представленные в ИФНС своевременно, налоговым органом были получены.
Спор, возникший между организацией и налоговым органом в отношении правомерности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, потребовал разрешения в вышестоящем налоговом органе.

Кто прав? Ищем ответ, опираясь на нормы налогового законодательства

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика:
— документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
— документы, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления).
Налогоплательщики, в свою очередь, обязаны представлять в инспекцию в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Пунктом 2 ст.

Последствия непредоставления ответа на требование ифнс в течение 5 дней

87 НК РФ установлено: целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 87 НК РФ).
Вместе с тем у плательщика НДС имеется обязанность, установленная п. 3 ст. 88 НК РФ (о которой уже упоминалось выше): при проведении камеральной проверки представленной в ИФНС декларации в электронной форме он должен представлять пояснения, требуемые налоговиками, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по установленному формату.

Непредставление пояснений равнозначно их представлению по неустановленному формату?

Как было сказано, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ наступает в том числе за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений. Считаются ли пояснения не представленными в ИФНС, если они направлены по неустановленному формату?
Обратимся к разъяснениям ФНС (Решение от 13.09.2017 N СА-4-9/18214@). По мнению ведомства, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 НК РФ, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
При этом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения не считаются представленными при направлении их на бумажном носителе.
При этом положения ст. 88, 129.1 НК РФ не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по установленному формату, они не считаются представленными. В рассматриваемом случае информация, истребуемая контролерами, в виде простого письма в электронной форме с прикрепленными копиями первичных документов была передана через оператора ЭДО.
С учетом вышеизложенного привлечение организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, за непредставление в инспекцию пояснений в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ является неправомерным.

По мнению ФНС, налогоплательщика, который отправил в инспекцию пояснения к декларации по НДС не по установленному формату, нельзя оштрафовать за несообщение сведений по ст. 129.1 НК РФ.
Решение ФНС N СА-4-9/18214@ размещено на сайте ведомства (www.nalog.ru) в разд. "Решения по жалобам". Напомним, интернет-сервис "Решения по жалобам" создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения ФНС жалоб (обращений) налогоплательщиков и используется для улучшения качества налогового администрирования путем сокращения количества налоговых споров.
Иначе говоря, при обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий либо бездействия их должностных лиц в досудебном и судебном порядке налогоплательщик вправе ссылаться на конкретные решения территориальных налоговых органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

За непредставление пояснений, если они затребованы при камеральной проверке декларации, теперь может грозить штраф 5 000 руб. или даже 20 000 руб.

Как было

Собственно за непредставление пояснений раньше в Налоговом кодексе вообще не было специальной ответственности. Но это не мешало некоторым налоговикам применять "непрофильные" штрафы.
Так, иногда инспекторы пугали должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требованию . Причем отсылка к ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ могла стоять прямо в требовании о представлении пояснений.
Однако ФНС уже давно разъяснила, что административная ответственность за неповиновение законному требованию ИФНС должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснений . И судьи такой подход поддерживали . Правда, были и исключения: иногда судьи все же признавали законным административный штраф за непредставление пояснений .
Известны и случаи, когда инспекторы пугали организации и предпринимателей довольно внушительным — 10-тысячным — штрафом по п. 2 ст. 126 НК РФ как за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике .
В то же время Президиум ВАС еще в 2003 г. разъяснил, что этот штраф возможен лишь при запросе у налогоплательщика документов, содержащих сведения о другом налогоплательщике (а не о нем самом) . Так что непредставление пояснений о собственных операциях и иных данных не должно повлечь такой штраф.
Вместе с тем никаких сомнений не возникало в отношении наказания за несвоевременную передачу инспекции квитанции о приеме электронного требования о представлении пояснений. Если этого не было сделано в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (6 рабочих дней считая со дня его отправки налоговым органом), то ИФНС могла заблокировать расчетный счет (электронный кошелек) .
Некоторые инспекции пытались оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную передачу квитанции о приеме требования на 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (как за непредставление документов).
Но ФНС сама против такого подхода: ведь подача пояснений и представление документов — понятия принципиально разные .
Однако в большинстве случаев представление пояснений было (да и остается сейчас) в интересах самого налогоплательщика. Так можно избежать доначисления налогов по итогам проверки и ненужных споров с проверяющими.
———————————
Абзац 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3).
Постановления ФАС ВСО от 28.08.2012 N А10-355/2012; 8 ААС от 07.12.2010 N А70-8103/2010.
Постановления 5 ААС от 14.10.2013 N 05АП-11259/2013, от 13.03.2012 N 05АП-902/2012.
Постановление 5 ААС от 13.03.2012 N 05АП-902/2012.
Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.
Пункт 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ.
Решение ФНС России от 17.03.2016 N СА-3-9/4445@.

Как стало

С 2017 г. правила ужесточились. Инспекция может оштрафовать вашу организацию на 5 000 руб. за непредставление или несвоевременное представление пояснений в следующих случаях :
— в декларации обнаружены ошибки или противоречия (несоответствия) между указанными в ней сведениями и сведениями, содержащимися в иных документах, имеющихся у ИФНС;
— в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной уменьшена сумма налога к уплате;
— в декларации по налогу на прибыль или по "доходно-расходной" упрощенке заявлен налоговый убыток.
А в случае повторного в течение календарного года непредставления пояснений в рассмотренных случаях грозит еще более серьезный штраф — 20 000 руб. .
———————————
Пункт 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).

Что делать

Итак, порядок такой. При проведении камеральной проверки деклараций инспекция может затребовать пояснения по ней.
Как и прежде, при получении от инспекции такого требования в электронном виде надо не позднее 6 рабочих дней (считая со дня его отправки налоговым органом) передать в инспекцию квитанцию о его приеме .

Внимание! Не забудьте вовремя передать в инспекцию квитанцию о приеме сообщения о требовании пояснений.

После получения требования о представлении пояснений у вас есть 5 рабочих дней для отправки таких пояснений либо представления уточненной декларации. Иначе — готовьтесь к штрафу, если поводом для получения пояснений были указанные выше случаи .
Если же инспекция запросила у вас пояснения по иным причинам (не перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ), то штрафа за их непредставление быть не должно . К примеру, пояснения налоговики могут запросить в связи с заявленными в декларации налоговыми льготами .

В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)

В качестве оснований для получения таких пояснений в требовании об их представлении должен быть указан п. 6 ст. 88 НК РФ (а не "штрафной" п. 3 этой статьи).
Но учтите, что для проверки права на заявленные льготы налоговики чаще запрашивают не пояснения, а подтверждающие документы. И если такие документы у вас имеются, но вы их не представите, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ .

Если в течение 5 рабочих дней вместо пояснений вы представили в ИФНС уточненную декларацию, то штрафов за неподачу собственно пояснений не будет .
———————————
Пункт 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
Пункт 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 6 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
Пункт 1 ст. 126 НК РФ.

Непредставление пояснений по убытку

По причине отражения в декларации по налогу на прибыль убытка организация получила от налоговой инспекции требование о представлении пояснений. Чем чревато невыполнение данного требования налоговиков, выставленного в ходе камеральной проверки декларации?

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ требование о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок поступает от налогового органа в том случае, когда в ходе камеральной налоговой проверки выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Кроме того, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. Дополнительно к пояснениям налогоплательщик может представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Форма требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение 1).

Статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. (Ответственность за непредставление пояснений введена в упомянутую статью Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ с 01.01.2017.) Виновник наказывается штрафом в размере 5 000 руб., который увеличивается до 20 000 руб. при повторном совершении деяния в течение календарного года.

Если пояснений нет и налоговый орган выявляет нарушение законодательства о налогах и сборах, должностное лицо, проводившее камеральную проверку, составляет акт проверки в порядке, предусмотренном ст.

Новый штраф за непредставление пояснений

100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ). Форма акта налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ N ММВ-7-2/189@ (приложение 23). Акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки, в нем среди прочего указываются:

  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, если за эти нарушения предусмотрена ответственность.

Если же нарушения не выявлены, в том числе из-за отсутствия пояснений, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта (Письмо ФНС РФ от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).

К сведению. Пояснения, затребованные в ходе камеральной проверки декларации по НДС, представленной в электронной форме в силу наличия такой обязанности, также должны быть представлены в электронном виде. Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@. В случае представления пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, введенный с 01.01.2017 Федеральным законом N 130-ФЗ).

За непредставление пояснений, обосновывающих размер убытка, отраженного в декларации по налогу на прибыль, организацию привлекут к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб. Если нарушение является повторным в течение календарного года, сумма штрафа составит 20 000 руб.

Налоговая ответственность, Налоговые споры

Сдали отчетность не вовремя — придется объясняться

Если компания с опозданием сдает расчет РСВ-1 в ПФР, то лучше добавить к отчетности объяснительную записку. О том, как подготовить данный документ нам рассказали эксперты журнала «Актуальная бухгалтерия».

Подготовка и сдача отчетности могут быть сорваны по различным причинам, среди которых работа провайдеров связи, ошибки в формате документа. Все это может привести к запоздалому представлению документов. За это закон предусматривает штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, которую следует уплатить за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц с даты, установленной для его представления, но не больше 30% от указанной суммы и не меньше 1000 р ( Закон № 212-ФЗ, часть 1 ст. 46).

Для того, чтобы уменьшить сумму штрафа, компании следует приложить объяснительную записку, в которой будут указаны все причины задержки представления документов (Закона № 212-ФЗ п. 5 ч. 1 ст. 28). При признании задержки обоснованной, контроллеры могут полностью снять ответственность за опоздание или же смягчить ее (Закон № 212-ФЗ п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 43, п. 4 ч. 1, ч. 4 ст.

Налоговая запросила пояснения – можно подать уточненку, не нарвавшись на штраф

Составление записки

Составляется объяснительная записка в произвольной форме. Начинать следует с того, какой вид отчетности был предоставлен не в сроки, а так же указать дни просрочки. Ниже следует указать причины несвоевременной сдачи отчетности. Это может быть и поломка оборудования у самой компании, и технические сбои в работе провайдера. Чтобы смягчить или исключить вину компании, ей следует привести как можно доводов в свою защиту. Для подтверждения своих слов необходимо предоставить справки о поломках или сбоя.

Можно так же добавить, что вы не имели никакого умысла на совершение правонарушения, что платите страховые взносы в сроки и полностью. Если ситуация возникла впервые, то следует и об этом упомянуть.

Решение судей

Даже если вдруг контроллеры ПФР не обратят должного внимание на записку, объясняющую причины задержек и насчитают максимальный штраф, то их решение всегда можно оспорить в суде. Арбитры вправе понизить сумму штрафа, если, по их мнению, будет предоставлен исчерпывающий перечень причин.

Чтобы сдача отчетности в ПФР была произведена точно в сроки, закажите у нас абонентское бухгалтерское обслуживание вашей компании. Это позволит сэкономить деньги, время и нервы.

Без проблем сдача отчетности в электронном виде верез интернет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *