Содержание
- 1 Причины умственной отсталости у детей
- 2 Клиническая картина олигофрении
- 3 Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз
- 4 Занятия для детей с умственной отсталостью
- 5 Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?
- 6 Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.
- 7 По закону
- 8 Трудный выбор
- 9 Доктор, дай лапу!
- 10 Все вместе
- 11 Казнить нельзя помиловать
- 12 Прямая речь
Материалы
Невропатология
Нормативно-правовое обеспечение
Сетевое взаимодействие
Структура и содержание АООП
Требования к условиям реализации
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СО "Красногорская школа" (1 вариант):
Программы учебных предметов, коррекционно-развивающих курсов
Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.
Не стоит путать термины «умственная отсталость» (далее — УО) и «задержка психического развития». Если у ребенка наблюдается так называемая «педагогическая запущенность», то речь идет о ЗПР, а не об УО. Также умственную отсталость следует отличать от деменции. УО подразумевает врожденный или приобретенный до 3 лет психический дефект, при котором снижены показатели интеллекта. Деменция — это нарушение, при котором интеллект по каким-либо причинам (заболевание или травма) снижается с нормальных показателей (например, у пожилых людей при болезни Альцгеймера).
Причины умственной отсталости у детей
- Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
- Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
- Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
- Внутриутробные патологии плода различного генеза;
- Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте.
Степени умственной отсталости
Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.
Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:
Традиционный термин | Современная классификация и рубрика в Международной классификации болезней |
Дебильность | Легкая УО (F70) |
Нерезко выраженная имбецильность | Умеренная УО (F71) |
Выраженная имбецильность | Тяжелая УО (F72) |
Идиотия | Глубокая УО (F73) |
Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.
Клиническая картина олигофрении
Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:
- Клинический — повреждение головного мозга;
- Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
- Педагогический — сниженная обучаемость.
Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.
Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.
Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.
Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.
В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.
Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.
Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.
Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.
Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз
Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.
Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.
В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.
Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.
Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.
Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход — как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании. Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, — всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности. В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.
Инклюзия и специальное обучение
Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества. Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения). Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной». К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) — специальным сопровождающим. Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране. Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения.
Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.
Занятия для детей с умственной отсталостью
При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.
В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.
Программа занятий включает:
- развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
- элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
- развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
- коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
- улучшение коммуникативных навыков;
- Томатис-терапию;
- обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.
Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.
Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?
Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,
стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь
Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.
Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова "нарушение", "коррекционный" применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.
По закону
Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.
Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые "условия". И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.
А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.
Школы особого вида
- 1 вида — для глухих
- 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
- 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
- 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
- 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
- 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 7 вида — для детей с задержкой психического развития
- 8 вида — для детей с умственной отсталостью
Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.
Трудный выбор
В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение?
Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. "Это учителя не умеют его учить" (и они зачастую действительно не умеют). "С ним надо больше заниматься" (да — если знать, как именно). "Надо просто построже спрашивать" (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в "отстающие" не хочется. Да и страшно — вдруг "слабый" старт захлопнет перед ним двери в большой мир?
Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с "проблемными" детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.
Что же на другой чаше весов?
Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в "спецшколу" или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение "я хуже всех". То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность ("Продержаться бы сегодня. сейчас. еще один урок. ") переходит в апатию ("А зачем стараться? Все равно не получается!"). Апатия перетекает в депрессию ("У меня никогда ничего не выйдет!") или протест ("Все плохо? Так пусть будет еще хуже!"). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют "тотальным регрессом". Уверенность "я — неудачник" остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.
Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.
Но — клеймо "класса для дураков". Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения ("За кем он будет тянуться?" — спрашивают родители). Наконец — "Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития". Для многих — невыносимо.
Доктор, дай лапу!
В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. "Конек" 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из "Святого Георгия" делают ставку на экзотическую пока эвритмию. "Ковчег" обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к "собачьему доктору" в кинологический центр "Ордынцы" на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на "лечение дельфинами".
Все вместе
Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.
Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.
Казнить нельзя помиловать
Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.
Прямая речь
Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):
"Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое".