Реорганизация мупа в казенное учреждение

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Можно ли преобразовать муниципальное унитарное предприятие в муниципальное автономное учреждение или автономную некоммерческую организацию?

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Верхова Н.А., Барсегян А.Г.

В статье рассмотрены правовые основания для преобразования муниципального унитарного предприятия в муниципальное казенное учреждение .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Верхова Н.А., Барсегян А.Г.,

Текст научной работы на тему «Порядок реорганизации унитарных предприятий»

ISSN 2311-9411 (Online) Бухгалтер и закон

ISSN 2079-6714 (Print)

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Надежда Александровна ВЕРХОВАЯ,% Артем Геворкбекович БАРСЕГЯНь

a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация b рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация • Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Принята 06.04.2016 В статье рассмотрены правовые основания для преобразования муниципального унитарного

Одобрена 11.04.2016 предприятия в муниципальное казенное учреждение.

муниципальное унитарное предприятие, собственник имущества, МУП, муниципальное казенное учреждение, администрация, реорганизации юридических лиц

Пример. Администрация поселения является учредителем муниципального унитарного предприятия (далее — МУП), которое обеспечивает сельское поселение водой в соответствии с тарифами, установленными региональной энергетической комиссией. Однако в последнее время МУП испытывает серьезные финансовые трудности. В этой связи администрация как представитель учредителя, собственника имущества, намерена

преобразовать МУП в муниципальное казенное учреждение. Будет ли законным такое решение?

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения

реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с указанным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (п. 7 и 8 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, вопросы реорганизации унитарных предприятий регулируются специальными нормами. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть

преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.

Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона № 161-ФЗ). Следовательно, унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14, постановление Тринадцатого

арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15, постановление ФАС

Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15).

Правовое положение казенного учреждения определяется в соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Пунктом 4 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые

предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль оказание услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации (п. 2 той же статьи).

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность,

непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Следовательно, законодательство РФ позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при одновременном наличии следующих условий:

• возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставе учреждения;

• осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах (см. письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 1613/053949@).

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не установлен запрет на осуществление горячего или холодного водоснабжения казенным учреждением. Возможность оказания данных коммунальных услуг учреждениями, в том числе казенными, подтверждается судебной практикой

(см., например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2009 № 4408/09, постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14).

Не установлено подобных ограничений и Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Более того, некоторые казенные учреждения включены в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль , что в свою очередь также подтверждает возможность оказания услуг по водоснабжению казенными учреждениями.

Таким образом, на наш взгляд, муниципальное унитарное предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению населения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.

Согласно п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании

юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются.

Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется.

Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), п. 7 ст. 29 Закона № 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, в течение трех дней со дня принятия органом местного самоуправления решения о преобразовании МУП в казенное учреждение в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ № ММВ-7-6/25@), за

подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.

После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@;

• учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

• документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4 000 рублей — подп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Росссийской Федерации). Подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие, обеспечивающее водоснабжение поселения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

7. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

8. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

9. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

11. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

12. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

13. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2009 № 4408/09.

14. Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 № 16-13/053949@.

15. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 № Ф05-15141/15 по делу № А40-37676/2015.

16. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 № Ф09-5101/15 по делу № А60-40927/2014.

17. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 09АП-25487/15.

18. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 № 01АП-2956/14.

19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 № 13АП-10947/15.

21. Постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 № Ф09-4519/04-С5.

22. Постановление ФАС Уральского округа от 14.08.2012 № Ф09-5526/12.

23. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 № 16АП-3033/1.

24. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 16АП-1981/14.

от 15.06.2017 №940-р

О реорганизации муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" путем преобразования его в муниципальное казенное учреждение "Специализированное автотранспортное управление"

В соответствии со статьями 57-59, пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", на основании Положения о порядке принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, утвержденного решением Думы города от 18.09.2015 №860, письма департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города от 17.04.2017 №635/31-01:

1. Реорганизовать муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" путем преобразования его в муниципальное казенное учреждение "Специализированное автотранспортное управление".

2.1. Основные виды деятельности муниципального казенного учреждения "Специализированное автотранспортное управление":

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);

— обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа;

— организация деятельности по благоустройству территории городского округа;

— организация обустройства мест массового отдыха населения.

2.2. При преобразовании муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" в муниципальное казенное учреждение "Специализированное автотранспортное управление" к последнему переходят права и обязанности, недвижимое и движимое имущество в соответствии с передаточным актом.

3. Функции и полномочия учредителя муниципального казенного учреждения "Специализированное автотранспортное управление" от имени муниципального образования осуществляет администрация города в лице ее структурных подразделений:

— департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов в части:

утверждения Устава казенного учреждения, внесения в него изменений;

утверждения передаточного акта или разделительного баланса;

утверждения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

рассмотрения и одобрения предложений руководителя казенного учреждения о совершении сделок с имуществом казенного учреждения в случаях, когда федеральным законодательством для совершения таких сделок требуется согласие учредителя;

согласования отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком казенного учреждения;

— департамента жилищно-коммунального хозяйства.

4. Департаменту муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (Т.А. Шилова):

— осуществить мероприятия по реорганизации муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" путем преобразования его в муниципальное казенное учреждение "Специализированное автотранспортное управление";

— утвердить в срок до 30.11.2017 передаточный акт муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" по состоянию на 01.10.2017;

— утвердить в новой редакции Устав муниципального казенного учреждения "Специализированное автотранспортное управление".

5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города (М.А. Коротаев) осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения "Специализированное автотранспортное управление" в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и на плановый период в установленном порядке.

6. Муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" (В.Л. Проскуряков):

— в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации;

— письменно уведомить кредиторов о преобразовании муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" в муниципальное казенное учреждение "Специализированное автотранспортное управление";

— подготовить в срок до 10.11.2017 передаточный акт по состоянию на 01.10.2017 и представить его на утверждение в департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города;

— подготовить и утвердить штатное расписание муниципального казенного учреждения "Специализированное автотранспортное управление";

— ознакомить работников муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" с настоящим распоряжением;

— представить пакет документов для государственной регистрации в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в установленном законодательством порядке;

— после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования и прекращении деятельности муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление":

принять к бухгалтерскому учету недвижимое и движимое имущество согласно передаточному акту;

осуществить мероприятия по государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, указанные в передаточном акте, в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

7. Управлению по вопросам муниципальной службы и кадров администрации города (А.С. Ковалев) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору, заключенному с директором муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление", и представить главе города для подписания.

8. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы города, директора департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Т.А. Шилову, заместителя главы города, директора департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города М.А. Коротаева.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *