Реклама ритуальных услуг закон о рекламе

Размещение вопросов оплачиваются пользователем по установленному тарифу за использование сверхлимитных ресурсов сайта и в качестве фильтра от недобросовестных "халявщиков", но не за юридическую помощь — даже обязательность ответа не гарантируется. Не забывайте, что это бесплатные, и ни к чему не обязывающие советы – не ждите всеобъемлющей консультации, требующей серьезной подготовки и изучения документов.

Если Вам нужна полноценная консультация, задайте выбранному профессионалу персональный вопрос и будьте готовы оплатить ответ. Отвечать на персональные вопросы могут только пользователи, подключившие PRO-аккаунт.

Для доступа в данный раздел Вам необходимо авторизоваться и подтвердить соответствующую профессиональную категорию (при необходимости)

  • Полезные ссылки.
  • Статистика стоимости услуг адвокатов и юристов в РФ
  • Наша группа в Facebook
  • Наш канал в Telegram
  • Проект
  • О проекте
  • Презентационный букл​ет Праворуба
  • Статистика проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Меморандум
  • Наши партнеры
  • Политика обработки персональных данных
  • Развитие
  • Размещение рекламы
  • Наши ссылки и баннеры
  • Визитки адвоката для полиграфии
  • Благотворители
  • Поддержать развитие проекта
  • Помощь
  • Категории пользователей
  • Рейтинг и репутация
  • Как работать на портале
  • Тариф PRO

Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи обратной связи

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2014 г. N Ф03-6830/13 по делу N А73-7712/2013 (ключевые темы: ритуальные услуги — потребитель — антимонопольный орган — Закон о рекламе — рекламный ролик)

г. Хабаровск
05 февраля 2014 г. А73-7712/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

Председательствующего: Л.К. Кургузовой

Судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева

от общества с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная служба" — Беленькая О.С. представитель по доверенности от 20.01.2014 N 1;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю — Михеева О.И. представитель по доверенности от 09.01.2014 N 5/3;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная служба"

на решение от 16.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013

по делу N А73-7712/2013 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Манник; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Гричановская, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец

По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная служба"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании незаконными решения и предписания

Общество с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная служба" (ОГРН 1132721000246, адрес (место нахождения): 680031, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 168; далее — ООО "Единая ритуальная служба", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения от 29.05.2013 N 5/4089 и предписания от 29.05.2013 N 5/4090 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022; адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67; далее — УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган).

Решением от 16.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013, в удовлетворении требований обществу отказано.

В кассационной жалобе ООО "Единая ритуальная служба" просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт о признании незаконными решения и предписания УФАС по Хабаровскому краю. Общество указывает, что вывод суда о том, что использование словосочетания "Единая Ритуальная Служба" даёт ему преимущество перед остальными организациями, оказывающими такие же виды услуг не соответствует действительности. ООО "Единая ритуальная служба" позиционировало себя на рынке ритуальных услуг не как единственная объединенная служба в городе, а как организация, оказывающая населению весь спектр ритуальных услуг.

УФАС по Хабаровскому краю в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу, заслушав представителей общества и антимонопольного органа, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, решением УФАС по Хабаровскому краю от 29.05.2013 N 5/4089 общество признано нарушившим требования пункта 1 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон о рекламе). Нарушение выразилось в распространении в период с 22.04.2013 по 17.05.2013 на телевизионных каналах "6 ТВ", "СТС", "Даль-ТВ", "ТНТ" и "РенТВ" рекламного ролика, рекламодателем которого является ООО "Единая ритуальная служба", следующего содержания: Вверху: мелким шрифтом — ООО "Единая ритуальная служба". Ниже: крупным планом и крупным шрифтом изображение летящего голубя и названия "Единая Ритуальная Служба". "14 мая родительский день. Благоустройство мест захоронений. Телефон 55-55-03". В нижней части: мелким шрифтом — "МУП г. Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания". Звуковая информация (на фоне сменяющихся изображений семей трех поколений): "Родители заботятся о нас с самого рождения. Мы заботимся о них всегда. Благоустройство мест захоронений. Единая ритуальная служба. Телефон 55-55-03".

По мнению антимонопольного органа, размещённая обществом реклама является ненадлежащей, поскольку содержит несоответствующие действительности сведения. ООО "Единая ритуальная служба" не объединяет всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг в городе Хабаровске.

На основании указанного решения антимонопольным органом обществу выдано предписание от 29.05.2013 N 5/4090 в пятидневный срок со дня получения предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы ритуальных услуг от имени "Единой ритуальной службы" (без указания организационно-правовой формы рекламодателя).

Не согласившись в решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 28 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что общество не является организацией, объединяющей все хозяйствующие субъекты, которые осуществляют аналогичную деятельность в городе Хабаровске, при этом использование в рекламном ролике словосочетания "Едина Ритуальная Служба" предполагает наличие единой службы по приему и распространению заявок между всеми субъектами, оказывающими ритуальные услуги.

Тем самым спорная реклама может ввести потребителя в заблуждение, поскольку вызывает у него впечатление того, что позвонив по телефону 55-55-03, можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации г. Хабаровска оказывающие ритуальные услуги (в городе 16 хозяйствующих субъектов, занимающихся данным видом деятельности), при том, что фактически единой службы по оказанию ритуальных услуг в городе Хабаровске нет.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку использование в рекламном ролике словосочетания "Единая Ритуальная Служба", дает ему дополнительное преимущество и может нанести вред другим хозяйствующим субъектам в сфере оказания ритуальных услуг.

Доводы, изложенные в кассационной жалобы, основаны на ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

решение от 16.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу N А73-7712/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.К. Кургузова
Судьи Е.П. Филимонова
И.В. Ширяев

Обзор документа

В адрес фирмы было вынесено антимонопольное предписание.

Поводом для этого послужило использование в рекламном видеоролике фирмы, оказывающей ритуальные услуги, слов "единая служба".

Оспаривая предписание, фирма сослалась на то, что она позиционировала себя на рынке ритуальных услуг не как единственная объединенная служба в городе, а как организация, оказывающая населению весь спектр ритуальных услуг.

Суд округа не согласился с позицией фирмы и пояснил следующее.

Закон о рекламе закрепляет, что следует понимать под ненадлежащей рекламой.

Это реклама, не соответствующая требованиям законодательства.

По закону не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл сведений и вводятся в заблуждение потребители.

Использование в рекламном ролике словосочетания "единая служба" предполагает наличие единой службы по приему и распространению заявок между всеми субъектами, оказывающими подобные услуги.

В рассматриваемом же случае фирма не является организацией, объединяющей все хозяйствующие субъекты, которые осуществляют аналогичную деятельность в городе.

Тем самым спорная реклама может ввести потребителя в заблуждение. Она вызывает впечатление, что, позвонив по указанном в ролике телефону, можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации города, оказывающие ритуальные услуги.

Между тем фактически единой службы по оказанию ритуальных услуг в городе нет.

Подобное использование в спорной рекламе словосочетания "единая служба" дает дополнительное преимущество, что может нанести вред другим хозсубъектам в сфере оказания аналогичных услуг.

о наложении штрафа по делу № 4-05/11

об административном правонарушении

02 марта 2015 г. г. Хабаровск

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 02 марта 2015 г. и материалы дела № 4-05/11 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Б. в связи с распространением ненадлежащей рекламы.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе Хабаровским УФАС России установлены факты распространения в январе 2015 г. на телеканале «Губерния» на территории г. Комсомольска-на-Амуре рекламы ритуальной компании «Эдем» следующего содержания:

«Ритуальная компания «Эдем» представляет скидку 10% на изготовление памятников из гранита. Качественное оказание услуг на проведение похорон. Скидки пенсионерам. Благоустройство мест захоронений любой сложности. Цены ниже государственных. Ул. Пионерская, 74/2 (район Нарсуда). Тел. 300-343. 8-909-886-53-51»

Реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение ритуальных услуг, реализуемых компанией «Эдем», и привлечение клиентов, т.е., соответствует всем критериям, установленным статьей 3 Федерального закона «О рекламе».

Из содержания рекламной информации следует, что по указанному адресу предлагается комплекс ритуальных услуг по ценам, ниже государственных.

Однако, проанализировав рекламу с учетом требований действующего законодательства, следует вывод, что она является недостоверной по следующим основаниям.

Государственное регулирование цен — это система мероприятий, проводимая правительственными органами для установления определенных правил ценообразования, предусматривающая прямое вмешательство государства в установление или сохранение действующих цен на отдельные товары и услуги.

В настоящее время государственная ценовая политика определяется основным нормативным актом — Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

В целях реализации указанного постановления утверждено три Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию.

— перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;

— перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ;

— перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В данные перечни, являющиеся исчерпывающими, ритуальные услуги не входят.

Соответственно, цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Кроме того, государственное воздействие на уровень цен на территории Хабаровского края осуществляется на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 г. № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае».

Данным документом утверждены перечни продукции и услуг, цены на которые регулируются Губернатором Хабаровского края, комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Указанные перечни не предусматривают регулирование ритуальных услуг.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения социальных гарантий.

Статьей закона 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

В соответствии с п. 2 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 N 52-па «Об организации похоронного дела в г. Комсомольске-на-Амуре» обязанности по погребению умерших возложены на МУП «Специализированный комбинат коммунального обслуживания».

Основываясь на требованиях статьи 9 Закона о погребении МУП «СККО» оказывает услуги по гарантированному перечню услуг по погребению, стоимость которых определяется органом местного самоуправления.

Тарифы на ритуальные услуги, оказываемые сверх гарантированного перечня, также установлены органом местного самоуправления – постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12.11.2013 г. № 3667 –па.

Следовательно, государственных цен на рынке ритуальных услуг не существует.

Кроме того, Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Наличие специализированной службы по оказанию ритуальных услуг не препятствует гражданам получать подобные услуги от иных хозяйствующих субъектов или частных лиц, которые предоставляются по коммерческим ценам и тарифам.

В соответствии с выпиской из единого реестра Государственной регистрации индивидуальных предпринимателей ИП Б.. (ритуальная компания «Эдем») осуществляют деятельность по коду 93.03 (организация похорон и предоставление связанных с ними услуг — основной вид деятельности) и по коду 52.48.34 (розничная торговля предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями — дополнительный вид деятельности).

Поскольку государственное регулирование предполагает установление предельного уровня цен, то, оценив рекламу «Ритуальная компания «Эдем». Цены ниже государственных» с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями в данной области, следует вывод, что, обратившись за рекламируемыми услугами по указанному адресу, можно получить комплекс ритуальных услуг по ценам, ниже фиксированного государством уровня, т.е., за минимально возможную стоимость.

На основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, не допускается.

Таким образом, рекламная информация о том, что компания «Эдем» предлагает ритуальные услуги по ценам, ниже государственных, является нарушением указанных требований.

Распространение названной рекламы осуществлено в г. Комсомольске-на-Амуре двумя способами.

Первый — на телеканале «Губерния» с 10 по 22 января 2015 г.

Второй — в газете «Дальневосточный Комсомольск» с № 9 по № 103 (январь-декабрь 2014 г., всего 50 выходов) и в №№ 2, 4, 6, за январь 2015 г. (3 выхода).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за распространение недостоверной рекламы несет рекламодатель – лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Установлено, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель Б., что подтверждается договором на рекламу продукции (товаров, работ, услуг), № 01/15 от 01.01.15 г., бланком заказа на голосовое объявление на телеканале «Губерния», заявкой на публикацию рекламы в газете «Дальневосточный Комсомольск».

В ходе рассмотрения дела ИП Б. признала допущенные нарушения рекламного законодательства, представив на обозрение скорректированные макеты рекламы, в которых словосочетание «по ценам ниже государственных» исключено.

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

1. Признать индивидуального предпринимателя Б. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ИП Б. меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, отделение Хабаровск, г. Хабаровск, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу — исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *