Профессиональные стандарты цели и задачи

Сущность профессионального стандарта

Сегодня во всех европейских странах наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов, способных на высоком уровне поддерживать научно-технический прогресс. Таким образом, человеческие ресурсы приобретают огромную значимость в борьбе за экономическое господство государства. Именно поэтому вопросом разработки и внедрения государственной системы профессиональных стандартов в определенной степени озадачены более 100 стран мира.

Тема создания указанного вида норматива на территории России появилась впервые в 1996 году. На протяжении последующих 10 лет правительство осознавало серьезность этого вопроса, но по факту активных и эффективных действий не было предпринято.

Первый шаблон профессионального документа в Российской Федерации сформировался только в 2007 году. А 7 мая 2013 года президентом страны был издан Указ N 597 «О работах по внедрению национальной социальной политики», согласно которому представителям Правительства РФ следует:

  • разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект закона стандартизации, который внесет в действующее законодательство некоторые изменения, касающиеся создания, реализации и использования профессиональных нормативов;
  • принять план разработки стандартов в сфере предпринимательства;
  • представить и утвердить к концу 2018 года более 800 профессиональных проектов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На сегодняшний день профессиональный стандарт представляет собой комплекс нормативных многофункциональных документов, которые содержат требования к сотрудникам определенного рода деятельности и перечень их обязательных функций и необходимых компетенций.

Говоря более понятным языком, норматив в рассматриваемой области – это инструмент, посредством которого возможно установить основные требования к умениям, знаниям, полномочиям, опыту, концепции ценностей и личным характеристикам, которые необходимы для исполнения профессиональных обязанностей или конкретной работы.

Указанные стандарты создаются при непосредственном участии членов профессиональных сообществ, поэтому они обуславливают современные требования к определённой профессии.

Предназначение подобных документов заключается в следующем:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Для обучения – одна из ключевых задач профстандарта состоит в том, чтобы связать образование с условиями рынка труда. Дополнения и корректировки в закон об обучении обязывают правительство создавать национальные образовательные нормативы на базе новых профстандартов. Фактически на данный момент происходит пересмотр всех условий кадровой компетенций и профессионального образования в государстве, так как данная документация становится основой подготовки квалифицированных специалистов.
  2. Для анализа уровня сертификации и квалификации сотрудников, а также выпускников высших учебных учреждений, предполагающих получение профессионального образования.

Каковы основные задачи введения профессиональных стандартов

Главной целью учреждения и реализации профнормативов является более тщательное упорядочение правоотношений на рынке труда и актуализация существующей нормативной базы, принципы которой уже устарели. Старые справочники по квалификационной подготовке должностей не соответствуют современным нормам и требованиям, поскольку многие указанные в них специальности уже не используются, а другие актуальные профессии, наоборот, не указаны.

При этом приведение данного нормативного документа в соответствие с действующими требованиями нерентабельно. Таким образом, профессиональные документы — это более детализированный и практичный механизм, способный установить необходимые условия для квалификации сотрудников на занимаемой должности. Новые проекты призваны в полной мере заменить устаревшую регулирующую базу.

Найти необходимый текст профессионального стандарта можно на официальном сайте Минтруда и социальной защиты граждан. Все документы размещены в специальном реестре и находятся в открытом доступе.

Практическое использование профессионального стандарта

Данный вид стандартизации профессиональной деятельность в основном применим для:

  • для работодателя – определение квалифицированных требований к сотрудникам;
  • для работника – оценка и анализ соответствия имеющихся у него знаний требованиям трудового рынка и конкретного предпринимателя;
  • для системы профессионального образования – формирование образовательных нормативов и программ, соответствующих учрежденным в законодательстве требованиям.

Наличие созданных профессиональных документов позволит представить абсолютно новую типологию профессий для определенного вида трудовой деятельности/сферы профессиональной занятости, в процессе разработки указанных нормативов у работодателей и сотрудников происходит уточнение и обновление содержания самого принципа работы.

Профессиональные стандарты помогают владельцам компаний контролировать уровень профессионализма работников, систематически улучшать и поддерживать качество предоставляемых услуг в конкретной сфере деятельности. Поскольку эта документация является тем квалифицированным минимумом, которому обязан соответствовать весь персонал и руководители отрасли, он может быть применен в качестве базы для формирования корпоративных стандартов организации и профессиональных обязанностей. При этом можно постепенно расширять основные функции сотрудников с учетом специфики предприятия производства, управления и труда, а также их прав и компетенции в компании.

Профессиональный норматив выступает основой для установления квалифицированного уровня и совершенствования начальных полномочий работников и их дальнейшей сертификации. Требования данного стандарта используются при разработке образовательной документации и учебно-методических программ, а также при выборе способов и форм обучения в системе внутрикорпоративного образования персонала.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Четыре основные взаимосвязанные направления повышения профессионального уровня педагогических работников школ:

1. Внедрение профессионального стандарта педагога.
2. Модернизация педагогического образования.
3. Обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников.
4. Повышение социального статуса и престижа профессии педагога. Все четыре направления (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Цель подпрограммы: обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта.

Задачи подпрограммы:
— организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
— формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.

Основные мероприятия подпрограммы:
— разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в том числе направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (2014-2015годы);
— проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в том числе направленные на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ (2014-2020 годы);
— разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта педагога (2015-2018 годы);
— разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления) (2015-2018 годы);
— формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);
— разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации (2015-2016 годы);
— разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);
— обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015-2020годы).

Подпрограмма 2. Модернизация педагогического образования.

Цель подпрограммы: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Задачи подпрограммы:
— изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
— апробация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году их внедрения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки".

Основные мероприятия подпрограммы:

— разработка и апробация федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное содержание, новые технологии обучения, в том числе направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, участвующих в разработке и апробации (2014-2017 годы);

— реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, направленных на реализацию педагогических программ бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза), проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование (2014-2017 годы);
— разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового типа, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения: общегуманитарного и педагогического, в том числе направленного на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, который выбирается после изучения основного блока с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (2015-2017 годы);
— апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных образовательных программ магистратуры 3 видов: программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по менеджменту для управленческого персонала системы образования (2015-2017 годы);
— разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности (2015-2017 годы).

Подпрограмма 3. Переход к эффективному контракту

Цель подпрограммы: реализация во всех общеобразовательных организациях эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками, обеспечивающей сбалансированные расходы в сфере общего образования в средне- и долгосрочном периоде (в рамках подушевого финансирования и с учетом значительного увеличения численности обучающихся).

Задачи подпрограммы:
— разработка и внедрение примерных форм трудовых договоров с педагогическим работником;
— уточнение и установление отраслевых норм труда на основе профессионального стандарта педагога, обеспечивающих эффективную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
— подготовка, апробация и внедрение примерных программ дополнительного профессионального образования (курсовой подготовки) для руководителей образовательных организаций по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.

Основные мероприятия подпрограммы:
— методическое сопровождение и мониторинг реализации региональных "дорожных карт" в части мероприятий по переходу на эффективный контракт (2014-2018 годы);
— обеспечение с участием Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации методического сопровождения перехода на эффективный контракт в образовательных организациях (ноябрь 2014 г.);
— выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда, постановка задач по разработке по видам типовых норм труда (июнь-сентябрь 2014 г.);
— апробация проектов типовых отраслевых норм труда, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтрудом России (IV квартал 2014 г. — 1е полугодие 2015 г.);
— актуализация действующих норм рабочего времени педагогических работников (до августа 2015 г.);
— информационное сопровождение введения эффективного контракта (2014-2018 годы).

Подпрограмма 4. Повышение престижа профессии

Цель подпрограммы: повышение престижа профессии педагога в профессиональной среде и в обществе.

Задачи подпрограммы:
— создание условий для профессионально-общественной оценки профессионального уровня педагога;
— мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса педагогов и механизмов, стимулирующих развитие системы социальных мер поддержки педагогов, в субъектах Российской Федерации;
— информационное сопровождение мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа педагогической профессии.

Основные мероприятия подпрограммы:
— разработка и внедрение мер эффективной поддержки профессиональных конкурсов как инструментов повышения социального статуса педагога для разных категорий педагогических работников, в том числе для педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (2014-2020 годы);
— разработка и внедрение мер по вовлечению предметных ассоциаций педагогов, советов молодых педагогов и других профессиональных объединений в работу по повышению престижа педагогических профессий (2014-2020 годы);
— разработка и реализация комплекса мероприятий социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога, в том числе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (2014-2020 годы);
— разработка и реализация мер по стимулированию существующих и созданию новых радио и телевизионных проектов, а также серии публикаций в печатных и интернет-СМИ об успешной профессиональной деятельности педагога (2014-2020 годы);
— разработка и реализация предложений по формированию государственного заказа на издательскую и кинопродукцию об успешной профессиональной деятельности педагога (2014-2020 годы).

Профессиональный стандарт деятельности педагога – одно из средств повышения качества работы отдельного учителя, образовательной организации и образовательной системы в целом. Выполнение стандартом своих функций может быть реализовано: на этапе разработки – при условии точного определения целей, задач, концептуальных подходов и подбора операционализированных критериев; на этапе общественно-профессионального обсуждения – при условии создания открытой и информативной системы обмена мнениями, позволяющей участникам отследить влияние результатов обсуждения на содержание стандарта; на этапе апробации и внедрения – при условии разработки и использования прозрачных механизмов применения стандарта и понимании профессиональным сообществом конкретных преимуществ использования стандарта в практической деятельности.

В соответствии с этими задачами в качестве проблемных моментов, связанных с разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога, мы выделяем следующие: 1) выражаемое в средствах массовой коммуникации негативное отношение части профессионального сообщества к стандарту как средству излишней регламентации деятельности учителя; 2) наличие организационных рисков, связанных с рассогласованием существующих требований к содержанию и организации деятельности учителя и новыми требованиями, отраженными в разрабатываемом стандарте; 3) необходимость изменения содержания программ профессиональной подготовки и создания новой системы переподготовки учителя на основе действующего стандарта.

Стандарты позиционируются как инструмент для оказания помощи в профессиональном развитии учителя, а не только как механизм регуляции его деятельности. При этом поиск и разработка конкретных механизмов использования стандарта для профессионального развития учителя не теряет своей актуальности

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Необходимость внедрения системы профессиональных стандартов сегодня ни у кого не вызывает сомнения. В этом твердо убеждены и работодатели, и образовательные организации, и настоящие и будущие сотрудники.

Первые заинтересованы в формировании квалифицированной команды профессионалов, качественном повышении квалификации своих сотрудников.

Вторым важно дать такие знания и умения слушателям и студентам, которые реально будут востребованы ими в процессе трудовой деятельности.

Третьим необходимо быть специалистами высокого класса в своей области, иметь актуальные навыки и высокий уровень профессиональной подготовки.

Профессиональные стандарты как документы нового типа, представляющие наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности.

Профессиональные стандарты определяют принципиальные качества специалистов в каждой области, а также различные требования к их деятельности.

Стандарты могут включать описание квалификаций специалистов данной области, описание основных видов деятельности, программы повышения квалификации, правила сертификации уровня квалификации специалистов конкретных профессий и пр.

Предназначены такие стандарты для развития конкретных профессий и профессионализма специалистов, установления критериев оценки результатов их труда, повышения качества труда, улучшения кадрового менеджмента в данной профессиональной сфере, создания механизмов стимулирования профессионального роста (сертифицированного обучения и сертификации), определения требований к исходящим компетенциям выпускников учебных заведений по направлениям подготовки подходящих профилей и пр.

Для формирования, поддержки функционирования и развития системы профессиональных квалификаций на финансовом рынке и была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций».

Внедрение системы профессиональных стандартов призвано установить единые квалификационные требования к работникам, которые занимают определенные должности, работают по конкретным профессиям, и уже на этой основе скорректировать систему образования, которая должна будет обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

На профессиональные стандарты сейчас возлагаются очень большие надежды, связанные с дальнейшими корректировками законодательства, образовательных программ, поэтому сейчас самое главное — принять осмысленные, логичные стандарты профессий.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *