На основании постановления правительства

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.15

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)
Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
(часть 3 введена Федеральным конституционным законом от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Комментарий к статье 23
1. Первая часть ст. 23 Закона подтверждает право Правительства Российской Федерации издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и обязанность Правительства обеспечивать их исполнение, что соответствует норме Конституции Российской Федерации, содержащейся в ст. 115 (ч. 1). Эти нормы устанавливают и определяют подзаконный характер актов Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства представляет собой нормативный правовой акт, в котором выражается государственная воля, веление в пределах компетенции и полномочий этого органа власти. Постановления Правительства принимаются в соответствии с его общими полномочиями, определенными ст. 13 настоящего Федерального конституционного закона, а также его полномочиями по определенным предметам ведения в сфере экономики, бюджета, финансов, кредитной и денежной политики; в социальной сфере, сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обеспечения обороны и государственной безопасности России; внешней политики и международных отношений согласно ст. ст. 14 — 21 Закона, а также по иным полномочиям, осуществляемым в соответствии с Конституцией по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации, что определено ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и предусмотрено ст. 22 настоящего Закона.
Условия издания постановлений как общеобязательных нормативных подзаконных актов выражены в ст. 23 Закона терминами "на основании" и "во исполнение".
"На основании" означает, что постановления и распоряжения Правительства не должны противоречить законодательным актам, стоящим выше актов Правительства по иерархии системы законодательства: Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам Российской Федерации, указам Президента.
Издание актов по условию "во исполнение" вышеуказанных актов означает, что Правительство издает акты по прямому предписанию закона или указа, содержащего указание на обязательность принятия акта Правительства, по диспозитивно выраженной воле законодателя (по формуле: "может"). Специалисты считают, что каждый третий акт Правительства издается именно в таком порядке — во исполнение по предписанию закона. Вместе с тем Правительство издает и множество инициативных актов в порядке реализации компетенции и в пределах полномочий. Из более чем одной тысячи нормативно — правовых актов, принимаемых ежегодно Правительством, большая часть разрабатывается и издается инициативно.
Термин "издание" — конституционный (ст. 115 Конституции), обозначает не элемент издательской деятельности, а факт принятия нормативно — правового акта. Он применяется в равной мере и к указам Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции), принимаемым Государственной Думой законам Российской Федерации (ст. 105 Конституции). Термин "издание" применим и с точки зрения завершенности процесса нормотворчества в рамках Правительства. Акт принимается в определенном порядке, подписывается в рамках Правительства его Председателем и обеспечивается публикацией или иным способом доведения до исполнителей.
Последняя существенная позиция данного пункта ст. 23 Закона связана с гарантиями исполнения актов Правительства. Закон предписывает "обеспечение" исполнения. Заметим, что в Законе "О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации" 1992 г. вместо слов "обеспечивает исполнение" были слова "проверяет их исполнение". Это несколько иная формулировка обязанности Правительства. Кроме того, в ч. 4 ст. 30 содержалась запись: "осуществляет контроль за исполнением принятых им решений непосредственно или через подведомственные ему органы государственного управления". В комментируемой статье такая формулировка отсутствует, а контрольная функция дана в общем виде в ст. 44.
Принятая в данном случае формулировка об обеспечении исполнения имеет более широкое содержание. Она охватывает позиции как подготовки, так и принятия акта с учетом специфики его применения. Это, в первую очередь, касается обоснованности решения, которое выражено содержанием и характером предписания постановления Правительства, его экономического обоснования, соблюдения причинной связи с обстоятельствами, которые обусловливают необходимость принятия акта.
Важное значение имеет сфера действия данного акта, его согласованность с действующими нормативно — правовыми актами в определенной области отношений, четкость юридических форм нормативных предписаний, соответствующих полномочиям и сферам ведения субъектов — исполнителей, которым акт адресован. Другими словами, его исполняемость по формально — юридическим и экономическим параметрам.
Кроме того, для обеспечения исполнения важна реальность сроков исполнения и применения акта. Именно этот параметр исполнимости часто страдает неточностью или установлением сроков, совершенно нереальных для исполнения и потому несоблюдаемых. Например, при образовании нового органа исполнительной власти дается указание разработать Положение о нем к определенному сроку, обычно 3 месяца, а порой и месяц, что, как правило, не соблюдается. Образование органа или его реорганизация должны происходить одновременно с принятием Положения о нем.
2. Устанавливающий, предписывающий характер носит формулировка ч. 2 ст. 23 Закона. Текст Закона в данном случае определяет форму для акта нормативного характера, содержащего общеобязательные для исполнения нормы. Это — постановление Правительства. Эта часть статьи четко говорит об актах Правительства, в то время как аналогичная часть ст. 30 Закона 1992 г. в этом контексте применяла термин "решения". Акты, содержание которых имеет оперативный характер, или акты индивидуальные, относящиеся к конкретному делу, органу, юридическому лицу, должностному лицу, принимаются в форме распоряжения.
Постановления и распоряжения всегда подписываются Председателем Правительства.
Постановления могут быть приняты и Президиумом Правительства, однако Правительство может отменить любое постановление Президиума согласно ст. 29 настоящего Закона.
В процессе подготовки и издания актов Правительства следует ориентироваться на ст. 28 Закона, так как в ней содержится перечень вопросов, по которым постановления и распоряжения принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации.
При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что Правительство принимает акты управления и различные правовые документы, но включаются они в нормативно — правовую систему через постановления Правительства. Имеются в виду такие акты, как инструкции, положения, уставы, правила, программы, перечни, стандарты и т.д. В исполнительно — распорядительной деятельности системы органов исполнительной власти Российской Федерации, в деятельности юридических и физических лиц эти акты принимаются как самостоятельные, но всегда с грифом утверждения определенным постановлением Правительства. В структуру постановления Правительства такие акты включаются в форме приложений.
3. Часть 4 данной статьи Закона повторяет ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации дословно. Суть ее в том, что она устанавливает обязательность исполнения постановлений и распоряжений Правительства. Адресатом ее являются все органы государственной власти и в первую очередь органы исполнительной власти на всех уровнях, должностные лица и служащие органов исполнительной власти, граждане. Неисполнение норм, содержащихся в актах Правительства, влечет за собой ответственность тех, кто обязан обеспечить исполнение и обязан исполнять эти нормы. Нарушение норм постановлений и распоряжений Правительства влечет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
4. Части 5 и 6 ст. 23 Закона посвящены проблеме юридического оформления актов Правительства, проблемам юридической техники. Они касаются подписи постановлений и распоряжений Правительства, определения даты первой публикации текста в официальном издании Российской Федерации.
Очевидны изменения относительно аналогичной части ст. 30 Закона "О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации" 1992 г. в сторону ужесточения порядка подписания постановлений и распоряжений Правительства. Ранее предусматривалась возможность подписи постановления "по поручению" Председателя Правительства "его заместителем". Распоряжения могли подписывать Председатель или его первый заместитель. Комментируемая статья право подписи и распоряжений Правительства закрепляет только за Председателем Правительства.
Официальным изданием является "Собрание законодательства Российской Федерации", которое издается в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" . В четвертом разделе "Собрания законодательства" публикуются постановления и распоряжения Правительства в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 1178 "О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов" и от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 801.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4660.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2663.
Официальным изданием Правительства является также "Российская газета". Кроме того, следует учитывать, что во всех субъектах Российской Федерации существуют свои официальные издания, которые также публикуют акты федерального законодательства, включая и постановления Правительства России.
5. Норма, содержащаяся в ч. 7 ст. 23 Закона, устанавливает обязательный срок официального опубликования постановлений Правительства — не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" Правительство России должно обеспечить первоочередное направление в полном объеме постановлений и распоряжений Правительства в редакцию информационного бюллетеня "Собрание законодательства Российской Федерации" и научно — технический центр правовой информации "Система". В настоящее время этот участок деятельности аппарата Правительства Российской Федерации определен Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 604 .
———————————
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 15. Ст. 1173.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3176.
Аппаратом Правительства осуществляется большая работа по обеспечению распространения актов Правительства через электронные издания в машиночитаемом виде .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 19. Ст. 2079.
Одновременно в статье зафиксирована и норма о том, что в случаях необходимости обнародование акта осуществляется немедленно через средства массовой информации.
6. В ст. 23 Закона содержится норма об ограничении открытой публикации постановлений Правительства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При систематизации актов и норм, в них содержащихся, для публикации в открытой печати следует руководствоваться законодательством о государственной тайне. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (в ред. от 6 октября 1997 г.) предусматривает в ст. 5 перечень сведений, составляющих государственную тайну. В ней перечислены сведения, относимые к военной области, к области экономики, науки и техники, внешней политики. Порядок отнесения таких сведений и перечень должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия, определяются указами Президента и органами, которым предоставлено это право по их правовому статусу.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 4673.
Важно также учитывать установленный законом перечень сведений, которые не подлежат

(Введите номер и/или часть названия или дату документа.

ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг»)

"Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

"О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99"

"О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на утверждение порядка формирования и опубликования списка организаций, в отношении которых в период подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года не применяются требования к репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации"

"О внесении изменения в перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта"

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *