Как избежать выездной налоговой проверки

Как избежать налоговой проверки законным способом

Именно этот вопрос чаще всего волнует клиентов, обращающихся за консультацией: «Как же все-таки нам избежать налоговой проверки?».

Существует концепция системы планирования выездных налоговых проверок, хорошо известная бухгалтерам и руководителям предприятий. Для чего была разработана данная концепция?

Основной целью выездных налоговых проверок (далее ВНП) является пополнение бюджета за счет собираемости налогов. Именно для того, чтобы повысить собираемость налогов, проводится налоговый контроль, задачами которого являются выявление и пресечение нарушения законодательства о налогах и сборах и предупреждение налоговых нарушений.

Кроме того, цель разработки концепции – это обеспечение доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, которые добровольно выплачивают налоги в бюджет, и сокращение количества налогоплательщиков, которые функционируют в теневом секторе.

Основными принципами планирования ВНП являются своевременность реагирования на признаки возможных налоговых правонарушений и неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. На неотвратимость наказания налоговая инспекция совместно с органами внутренних дел делает сегодня особый упор.

12 критериев для назначения налоговой проверки

Есть компании, которые работают годами, но налоговые проверки им не назначаются. В то время как другие компании ждут ВНП чуть ли не ежеквартально: закончилась одна проверка, и через квартал-другой, максимум через полгода приходит другая проверка.

Почему так происходит? По каким критериям отбираются организации для назначения ВНП? Все критерии прописаны в концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Разберем каждый из них в отдельности.

1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня хозяйствующего субъекта в конкретной отрасли.

Все предприятия, функционирующие в конкретном субъекте Российской Федерации, сдают налоговые декларации, по которым считается нагрузка. По разным отраслям налоговая нагрузка варьируется в пределах 12-18% (на сайте ФНС можно найти данную таблицу). 12% – это тот минимум, который требует налоговая инспекция. Во избежание ВНП следует тщательно следить, чтобы значение налоговой нагрузки не опускалось ниже этой цифры. Налоговая инспекция терпимо относится к налогоплательщикам, которые указывают нормальную либо высокую налоговую нагрузку – от 12% до 18%.

Вывод. Не указывать налоговую нагрузку ниже 12%.

2. Отражение убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Практика показывает, что отражение убытков не только на протяжении нескольких налоговых периодов, но даже в один период является фактором риска для вызова руководителя в налоговую инспекцию для выяснения, почему данные убытки образовались. По результатам данного исследования обычно решается вопрос, в какую очередь будет назначена ВНП. Это один из тревожных звонков: вызов в налоговую инспекцию или письмо от нее означает, что ваша компания занесена в список организаций, претендующих на скорое назначение ВНП.

Вывод. Не отражать в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за налоговый период.

Следует знать, что использование компанией значительного количества услуг, позволяющих уменьшить налоговую нагрузку, является фактором риска для назначения ВНП. Бухгалтерам и руководителям нужно быть внимательным к этому пункту, поскольку значительная сумма налоговых вычетов в оценке рисков для назначения ВНП вынесена отдельным пунктом.

Вывод. Следить за тем, чтобы налоговые вычеты соответствовали налоговой нагрузке – она не должна опускаться ниже 12%.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ и услуг соответственно.

Бывает, что налоговая нагрузка в пределах нормы, убытков нет и объемы налоговых вычетов некритичны. Однако доходы остаются на прежних показателях, а расходы продолжают расти. Либо расходы растут быстрее, нежели доходы. Налоговая инспекция относится к таким фактам настороженно и считает их фактором риска для назначения ВНП.

Вывод. Не допускать опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов.

5. Выплата заработной платы ниже среднего по данному субъекту в конкретной отрасли.

Занижение среднемесячной заработной платы также является фактором риска для назначения ВНП. Долгое время считалось, что выплата более низкой среднемесячной заработной платы, чем это указано в статистических сборниках по региону для конкретной отрасли, чревато последствиями в виде трудовой инспекции, налоговой проверки по ЕСН и Пенсионным фондом. Налоговая инспекция следит за этим очень тщательно и может быть назначена общая ВНП по НДС и по прибыли.

Вывод. Следить за показателем среднемесячной заработной платы.

6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым Кодексом величин показателей, предоставляющих право использовать специальный налоговый режим.

Если выручка компании и (-или) число сотрудников неоднократно приближались к предельному значению, позволяющей применять УСНО, налоговая инспекция записывает такую компанию в кандидаты на проведение выездной налоговой проверки. Прибыль не должна приближаться к предельному значению. И количество сотрудников должно быть в пределах нормы. Примерно за 80% заходить не стоит.

Вывод. «Прятать» прибыль и держать на контроле число сотрудников.

7. Отражение расходов, максимально приближенных к сумме дохода.

Предприниматели, применяющие УСНО в виде «доходы минус расходы», очень любят уплачивать 1% в бюджет, и считают, что после этого они могут спать спокойно. Однако если у компании невысокий оборот, он идет в совокупности с п. 6. Если предельные показатели превышаются, и еще идет завышение суммы расхода, который приближается к доходу, это уже является фактором для назначения ВНП.

Вывод. Контролировать, чтобы показатели расходов не приближались к показателям доходов. (Если прибыль достаточно маленькая, то можно указывать расходы в полном объеме).

Как частенько строят свою работу предприниматели? Строят цепочку контрагентов, что позволяет им максимально уменьшить прибыль на одном, другом и третьем контрагенте, сами делают минимальную накрутку и уплачивают в бюджет минимальный налог. Однако налоговая инспекция тщательно следит за цепочкой контрагентов. Возникает вопрос: как налоговая инспекция узнает о применении цепочки контрагентов, если это выясняется только при ВНП? Дело в том, что данные налоговая инспекция берет из внешних источников: это и органы внутренних дел, и Интернет, и данные о проведении ВНП по другим налогоплательщикам. Если ваш контрагент много раз встречается в документах при проведении других налоговых проверок, он попадает в список неблагонадежных налогоплательщиков, список фирм-однодневок. И при проверке данных фирм-однодневок очень часто выявляются компании, которые пользуются услугами данных поставщиков для занижения суммы налогов.

Вывод: Максимально избегать использования услуг компаний, которые могут быть в списках ненадежных налогоплательщиков.

9. Непредоставление налогоплательщиком пояснений в налоговый орган в случаях убытков за данный налоговый период либо несоответствия по декларациям по НДС и прибыли.

Если пришло такое письмо, не следует уподобляться страусу и прятать голову в песок, что чаще всего и делают руководители, говоря своим бухгалтерам «забудь, забудь, не надо отвечать». Непредставление пояснений по данному вопросу налоговая инспекция расценивает как неблагонадежность налогоплательщика и как критерий для проведения ВНП. Если пришло уведомление, значит, какой-то из факторов риска уже есть. Не отвечая на уведомление, мы добавляем для себя фактор, который повышает пропорционально риск назначения ВНП.

Вывод. Незамедлительно реагировать на требования налоговой инспекции о предоставлении пояснений.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах.

Иногда возникает необходимость снятия с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом: сменилась прописка у директора или компания переезжает в новый офис. Однако бывает и другое. Многие налогоплательщики периодически перемещаются между разными налоговыми инспекциями, наивно полагая, что это поможет им избежать ВНП: ведь в одной налоговой инспекции они снялись с учета, в другую только недавно пришли. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет, «мигрирование» между налоговыми органами ФНС вынесла отдельным пунктом в критериях к назначению ВНП.

Вывод: Не мигрировать между налоговыми органами без крайней необходимости.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета.

Этот пункт несколько перекликается с пунктом 4. У предприятий по каждой отрасли существует значение рентабельности, которое не должно быть занижено. Уровень рентабельности должен быть примерно всегда на одном уровне, причем не только по вашему предприятию, но и перекликаться с теми предприятиями, которые действуют в той же отрасли в том же субъекте федерации. Данные можно взять из статистики. Если в вашем регионе 90 предприятий сдали рентабельность 30%, а вы сдали 25%, это является фактором риска для назначений ВНП.

Вывод. Держать показатели рентабельности на одном уровне.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Налогоплательщики продолжают придумывать самые разные схемы занижения налоговой базы. К сожалению, налоговая инспекция очень быстро выявляет подобные схемы и даже помогает налогоплательщикам в узнавании подобных схем. На сайте ФНС расписаны все схемы, которые любят применять налогоплательщики, в том числе известны налоговикам и вексельные схемы. Обнаружение подобных схем в деятельности предприятий – прямой повод для ВНП.

Вывод. Не рисковать с занижением налоговой базы.

Если на предприятии существует хотя бы один из перечисленных факторов риска назначения ВПН, то можно быть уверенным – это бомба замедленного действия, которая ждет своего часа.

Наиболее популярные способы уклонения от налоговой проверки

Каким образом налогоплательщики любят уходить от ВНП? Вот самые распространенные способы: уводят фирму из региона, продают, меняют участника, меняют директора, меняют адрес в другой регион по принципу «Чем дальше, тем лучше».

Риски этой, говоря на юридическом языке, «альтернативной ликвидации» велики. И самое главное, на что хочется обратить внимание читателей – это то, что альтернативная ликвидация не позволяет избежать налоговой проверки.

Риски, возникающие при разных способах уклонения от ВНП

Уголовная ответственность за регистрацию юридического лица на подставное лицо

В декабре 2011 года в Уголовный Кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие привлекать к уголовной ответственности лиц, зарегистрировавших либо реорганизовавших предприятие через подставных лиц. Статья так и звучит: «Регистрация либо реорганизация предприятий через подставных лиц». Круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности по данной статье, достаточно обширен: это и руководители предприятия, и учредители, заключившие договор купли-продажи, и главный бухгалтер, который помогал заключать договор, и юристы, которые являлись посредниками. Уголовное наказание предусматривает штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы до 5 лет. В моей практике было лишь несколько случаев заявлений по данному факту.

Первый случай из практики. Ко мне обратились клиенты за помощью в следующей ситуации: покупатель, приобретший их компанию, спустя почти год написал заявление в органы внутренних дел о том, что он данное предприятие не приобретал. К счастью, моим клиентам тогда повезло, поскольку была грамотно проведена сама купля-продажа, и покупатель подписывал заявление у нотариуса лично. Это было проверено, подпись оказалась действительной, да и нотариус подтвердил данный факт.

Произошло это летом 2011 года. Моим клиентам в силу изложенных обстоятельств тогда удалось избежать уголовной ответственности. Но если бы это произошло после вступления в силу вышеуказанного закона, им не удалось бы избежать наказания, даже если бы было доказано, что подставное лицо подписывало заявление у нотариуса самолично.

Второй случай из практики. Он произошел уже после введения в УК РФ статьи, как раз связанный с ВНП. Руководителю компании принесли требование о проведении ВНП, и он счел отличной идею о продаже своей компании. Когда инспекторы пришли за документами, он предъявил акт приемки-передачи компании и заявил, что он уже не является директором данной компании.

В данном случае налоговая инспекция написала заявление в органы внутренних дел о том, что совершается преступление по статье 173.1 УК РФ. Но, к счастью, уголовная ответственность не наступила. Нам удалось завершить это уголовное дело до того, как оно попало в суд.

Бывают ситуации, когда ВНП назначается контрагенту, при этом приходит требование на предприятие о предоставлении документов для встречной налоговой проверки. Если компания уехала на Чукотку, как часто просят клиенты, то представить документы для встречной проверки не представляется возможным, поскольку директор другой и компания в другом регионе. Как правило, и требование предоставить документы адресат не получает, потому что оно высылается уже по новому адресу. Кроме того, даже если получено требование и покупателя предупредили, представить документы очень сложно, потому что инспекция находится очень далеко.

Случай из практики. Ко мне обратился клиент, который из года в год закрывал свою организацию при помощи «альтернативной ликвидации»: перезаключал договор с покупателем на новую компанию и продолжал спокойно работать. Однажды эта схема дала сбой: через несколько месяцев после смены адреса ВНП была назначена его основному покупателю, от которого он получал прибыль 12 млн в год. Его любимый клиент пришел к нему и спросил: «У нас прошла ВНП. Нам выдали акт, в котором указано, что ты не представил документы для проведения встречной проверки. Почему так случилось? Из-за тебя нам доначислили огромные суммы по НДС и прибыли».

Ответа не последовало, поэтому контракт, приносивший моему клиенту 12 млн. в год, был расторгнут. Согласитесь, сумма немаленькая. Так что нужно учитывать, что при обращении к альтернативной ликвидации мы подводим своих контрагентов.

Повышенный риск назначения ВНП при смене адреса

Заявление в налоговую инспекцию о смене адреса, о продаже компании подобно собственноручному нажиманию на спусковой крючок. На следующий же день налоговая инспекция приходит с требованием о назначении ВНП.

Многие думают, что если они поменяли адрес, то налоговая проверка не будет завершена: снялись с налогового учета, уехали в другой регион, имеется постановление о снятии с учета в данном налоговом регионе.

Однако надеяться на это не стоит. В Налоговом кодексе прямо указано, что ВНП завершает та инспекция, которая эту проверку назначила: акт о проведении ВНП напишет местная налоговая инспекция, и решение о привлечении к ответственности вынесет местная налоговая инспекция. Не надо думать, что смена местонахождения поможет избежать ответственности за налоговые правонарушения.

Был случай в практике, когда клиент, которому поступили сведения о том, что готовится проверка, решил, что при помощи смены местонахождения удастся ее избежать. Однако на следующий же день пришла инспекция с требованием, и ему пришлось уплатить доначисления в сумме 10 млн. руб. Непредставление документов, которые требуются для проведения ВНП, не является фактором, который поможет вам избежать доначислений.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

При налоговых доначислениях больше 2 млн. рублей налоговая инспекция обязана подать сведения в органы внутренних дел о том, что совершается налоговое преступление. Ответственность по статье 199 УК РФ существует давно, и уже сложилась устойчивая практика о привлечении директоров, бухгалтеров и даже лиц, которые имеют право контролировать предприятие, к уголовной ответственности по данной статье. Если правонарушение совершено в городе Х, то органы внутренних дел города Х будут расследовать данное дело, и к ответственности будет привлекаться именно тот директор, в период деятельности которого было совершено данное правонарушение. А то многие думают, что после смены директора по всем вопросам будет отвечать новый директор. К сожалению лиц, не любящих платить налоги, к ответственности привлекается тот директор, в период деятельности которого было совершено налоговое преступление. Уголовное наказание по данной статье – штраф до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 6 лет.

Субсидиарная ответственность учредителей, директора.

Но на этом опасности для руководителей предприятий, которым доначислены налоги, не заканчиваются. Существует еще такое понятие как субсидиарная ответственность – когда учредитель несет все налоговые обязательства и долги, начисленные налоговой инспекцией.

Часто учредители пребывают в уверенности, что если они внесли в уставный капитал 10 тыс. рублей, значит, они отвечают по долгам предприятия в пределах этой суммы. Однако Гражданским кодексом предусмотрено такое понятие, как субсидиарная ответственность, и в случае, если налоговые доначисления не были погашены, руководитель, кроме того, что может быть привлечен к уголовной ответственности, – он еще может быть привлечен к субсидиарной ответственности. К субсидиарной ответственности точно так же привлекаются и руководители. Исключение составляют главные бухгалтера, которые однако не смогут избежать уголовной ответственности.

Итак, к субсидиарной ответственности могут привлекаться как руководители, так и учредители. Имеются случаи в практике, когда к уголовной и субсидиарной ответственности привлекались лица, которые имели право контролировать организацию, несмотря на то, что они не были ни учредителями, ни директорами данной компании.

Сегодня существует мода регистрировать предприятие на подставных лиц, пользоваться услугами и потом ее бросать, думая, что никакой ответственности не последует. Однако есть в практике случай, когда привлекались к субсидиарной ответственности именно лица, которые контролировали данную организацию.

Есть три случая из практики, когда к субсидиарной ответственности были привлечены руководители, несмотря на то, что директор был уже другой. Заявление было подано о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя нынешнего, который в данный момент является директором. Однако суд счел, что данный руководитель не ответственен за те долги, которые были совершены предприятием, и привлек к ответственности того руководителя, который осуществлял деятельность в период совершения данных налоговых правонарушений. Решения суда уже подтверждены в апелляционной и кассационной инстанциями, но еще не дошли до Высшего арбитражного суда.

Как законным способом избежать налоговой проверки

Однако на деле не так страшен черт, как его малюют. Есть способы, позволяющие избежать выездной налоговой проверки, и проистекают они из концепции ее проведения.

Первый способ. Этот способ общедоступен, его может применять каждый из вас – это соблюдение всех 12 критериев. Давайте повторим их:

1. Не указывать налоговую нагрузку ниже 12%.

2. Не отражать в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки.

3. Не отражать в отчетности значительные суммы налоговых вычетов.

4. Не допускать опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов.

5. Не занижать показатели среднемесячной заработной платы.

6. Для УСНО: не допускать неоднократного приближения к предельному значению прибыли.

7. Для УСНО: не допускать приближения сумм расхода к сумме дохода.

8. Не пользоваться услугами ненадежных контрагентов.

9. Не избегать предоставления пояснений.

10. Не мигрировать между налоговыми органами.

11. Не допускать значительного отклонения уровня рентабельности в отрасли.

12. Не допускать ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Второй способ. Часто руководители, не желая работать с высокой налоговой нагрузкой, применяют схемы, которые позволяют ее уменьшить, и никакие доводы бухгалтеров их не убеждают. Для таких компаний существует абсолютно законный, в отличие от альтернативной ликвидации, способ избежать ВНП — это ликвидация через банкротство.

Положительные последствия банкротства:

ü сохраняются хорошие отношения с контрагентами, что является важным для многих предпринимателей;

ü выдается свидетельство о прекращении деятельности, и уже нет обязанности представлять документы для встречной проверки;

ü списывается вся задолженность, которая существует у предприятия, будь то налоговые платежи, платежи перед контрагентами либо кредитные обязательства перед банками.

Если предприятие нашло у себя хотя бы один фактор риска для назначения ВНП, уже сейчас можно начинать к ней готовиться. Риск назначения ВНП возрастает прямо пропорционально совокупности факторов риска: если вы используете один фактор риска, риск минимален, если два – риск возрастает, если три – 100% гарантия.

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться 🙂

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас 🙂

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Нет волшебной формулы, которая поможет избежать выездной налоговой проверки. Есть критерии, по которым можно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании раньше, чем это сделает налоговый инспектор. Школа бухгалтера выделила 12 таких критериев.

Отбор кандидатов для проведения выездной проверки

Комментирует Александр Матиташвили, налоговый адвокат, аудитор, ведущий вебинара про выездные налоговые проверки:

«Раньше процесс отбора кандидатов для проведения налоговых проверок был закреплен во внутренних регламентах налоговых органов и являлся закрытой информацией. Подход к организации контрольной работы налоговых органов изменился и стал более прозрачен и понятен. Была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) – на ее основании налоговые органы формируют годовой план проведения проверок. План может быть изменен в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств.

План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией и не предоставляется налогоплательщикам для ознакомления».

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер».

Откуда налоговая берет информацию о деятельности налогоплательщиков

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа — налоговые органы собирают и обобщают информации о налогоплательщике из внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам относится информация, находящаяся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие ресурсы налоговых органов.

К внешним источникам относится информация о налогоплательщиках, полученная законным путем, посредством обмена информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Также налоговые органы анализируют любую общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм уплаченных налогов, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, публикации и т. д.), информацию, поступающую от юридических и физических лиц.

Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Разберем подробно, на что налоговая инспекция обращает внимание при выборе кандидатов для проверки.

12 факторов, которые могут приблизить выездную проверку:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня прочих организаций в этой отрасли. Чтобы оценить риск включения в план проверок по этому критерию, нужно сравнить фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, то организация может попасть в план выездных проверок.
  2. Убытки в налоговой и бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение двух и более лет подряд. Рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.
  3. Значительные суммы налоговых вычетов. По данному критерию оценивают налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате НДС. Сумма вычетов по НДС считается значительной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов. Этот критерий актуален для организаций — плательщиков налога на прибыль. Основывается на анализе данных налоговой декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах за несколько отчетных периодов (минимум за 2-3 года).
  5. Заработная плата на одного работника ниже среднего уровня в субъекте. Фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ.
  6. Компания неоднократно приближается к предельным значениям показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы (2 и более раза в течение года).
  7. Расходы ИП максимально приближены к сумме его дохода за год. По данному критерию оценивают индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ. Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ), заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83%.
  8. Построена «цепочка контрагентов» без наличия разумных причин. Наличие «цепочки контрагентов» принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  9. Налогоплательщик не представляет пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика представить документы и пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Налогоплательщик не отвечает без объективных причин? – повод назначить выездную налоговую проверку.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения. Смена места нахождения налогоплательщика может быть оправдана, если по новому месту больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По мнению налоговых органов, часто такие действия связаны с возможными попытками уклониться от налогообложения. Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.
  11. Уровень рентабельности значительно отклоняется от уровня для данной сферы деятельности. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. Принимается во внимание уменьшение рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более. Таблица рентабельности закреплена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@ (скачать таблицу).
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В письме ФНС от 28.12.2012 № АС-4-2/22619@, а также на официальном интернет сайте ФНС содержится информация о том, что такое «деятельность с высоким налоговым риском». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок"; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Как вести себя при проведении выездной проверки и на рассмотрении материалов проверки, смотрите в записи вебинара в Школе бухгалтера « Права налогоплательщика и налоговой инспекции при выездной проверке» .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *