Художественный руководитель в театре это

Содержание

Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств; современную и классическую драматургию; порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства; авторское право; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) — постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.

Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Художественный руководитель» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция художественного руководителя, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

«Воронежские театры заметно прибавили: обновилась инфраструктура, высокий уровень творческой части постановок. Но высокого сервиса по-прежнему ожидать не приходится. Сразу настраиваешься на это и просто игнорируешь возникающие неудобства. Например, к очередям на выходе все уже привыкли», — рассказывает о впечатлениях управляющий партнер профессионального организатора мероприятий Event Сергей Слабунов.

Нужно ли жесткое разделение функций художественного руководителя и директора культурного заведения? Проанализируем по методике SWOT-анализа.

Если я редко хожу в театр, почему это должно быть мне интересно? (кликабельное меню проекта)

Strengths

Что получает культурное учреждение во внутренней среде?

Худрук получает больше времени на творчество. Худрук Воронежского театра драмы им. Кольцова Владимир Петров считает, что решение бытовых проблем (например, очереди в буфетах) должен целиком брать на себя управленец, а не человек творческий: «Редкий художник может вести еще и административную деятельность. Нужно иметь знания, опыт и способности, склад ума играет не последнюю роль. Если сам лично будешь разбираться, то бардак начнется уже на сцене. Просто не хватит на все времени».

При этом Владимир Петров считает, что эта сильная сторона не перекрывает возможных негативных последствий (см. раздел «Слабые стороны»).

Повышение рабочей дисциплины позитивно влияет на качество постановки. Режиссер Воронежской филармонии Александр Латушко считает: когда есть грамотный управленец, владеющий методиками решения конфликтов, управления персоналом, то дисциплина выше. Что, разумеется, повышает качество постановки.

Рассмотрение нарушения трудового договора, карательные меры — это все прямые обязанности директора.

Директор сдерживает завышенные карьерные амбиции худрука. Завкафедрой экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ Александр Рубинштейн считает, что, если у руля стоит один человек, он иногда может всю энергию направлять на реализацию собственных амбиций: создание ажиотажа и шумихи. Например, ставит скандальное произведение, его самого заметят, пригласят в авангардные театры других городов, а вот репутация местного надолго останется подмоченной.

Повышается качество работы нетворческого персонала (уборщицы, гардеробщицы, технические работники). «Как-то я спросил у Марка Захарова, кого он считает самым главным в своем театре, — вспоминает Рубинштейн. — И он назвал своего директора, армянина, даже фамилии его никто не знал. Он не только решал все бытовые вопросы, благодаря чему театр мог работать безостановочно, но и сам нанимал, обучал, наказывал и поощрял линейный персонал: тех же гардеробщиц, уборщиц, техслужащих».

Weaknesses

Что теряет культурное учреждение во внутренней среде?

Например, худрук хочет ставить серьезную драматургию, а директор говорит, что нужна касса, ставьте что-нибудь легкое в духе «Любовь и помидоры». А этими названиями и так пестрят все афиши и города, в которых антреприза «занимается сенокосом».

По мнению Петрова, в этом плане легче тем заведениям, в которых функции совмещает один человек. Либо же худрук имеет преимущественно право подписи, а за хозяйственную часть отвечает менеджер, но находящийся в подчинении у первого.

Интриги одного руководителя против другого. «В моем театре были попытки обойти меня и посадить «нужного» человека на место директора, — вспоминает Латушко. — Это недопустимо. Когда один будет действовать за спиной другого, согласия не будет — о каком творчестве может идти речь?»

На его взгляд, это гораздо более опасный момент, чем снижение рабочей дисциплины внутри коллектива. Так как первое приводит к снижению качества продукта, а второе может стоить всего репертуара театра, если опытного худрука выживут. Поэтому в целом Латушко против жесткого разделения функций.

Да и в целом интриги вряд ли позитивно влияют на качество спектаклей. Поссорился актер с худруком — бежит к директору. И наоборот. Не репетиции, а одна беготня.

Мой друг Сергей Безруков создал Губернский театр. Он был худруком, а директором — другой человек. Через полтора года его пришлось менять: директор стал убирать актеров, перетряхивать труппу.

Opportunities

Что получает культурное учреждение во внешней среде?

В театре жить надо ради искусства, но оно не сможет существовать без материальных вложений. Чтобы театру нормально работать, обновлять инфраструктуру, в год нужно не меньше 10 миллионов рублей. Но еще в 90-е субсидии из регионального бюджета урезали, даже коммунальные услуги оплачивать приходилось за счет средств от продажи билетов.

Threats

Что теряет культурное учреждение во внешней среде?

Отжим актеров или активов другими учреждениями. Руководитель театра кошек Юрий Куклачев считает, что лучше некий деспотизм одного руководителя, чем преследование каждым из двух своих интересов: «Мне известны случаи, когда директоров подкупали, чтобы они помогли переманить актеров или их самих. Потому что директор — это наемный управленец. Когда же театром или другим культурным учреждением руководит один человек, он живет им. У меня был случай, когда пытались отнять здание театра. Лично мне удалось его отстоять. Удалось бы наемному топ-менеджеру — вопрос».

Администратор работает в угоду работодателю, а не творчеству. Так, рассуждает Рубинштейн, на местах решение о назначении директора театра и филармонии обычно принимают региональные департаменты культуры. После этого управленец старается следовать его интересам и иногда гасит не только творческое пламя своего коллеги, но и зрительский интерес.

Сервис не соответствует специфике культурного учреждения. «От театра должно веять особым духом во всем, даже гардероб должен быть особенный, с предложением биноклей, с интеллигентными гардеробщицами, — рассуждает Александр Латушко. — А если приходит опытный, но хозяйственник, далекий от театра, то он может сделать все по-своему, только испортив впечатление».

Пожалуй, четкий ответ на вопрос, как разделение функций худрука и директора сказывается на потребителе, может дать реальная практика. Правда, в таком эксперименте и того, и другого нужно наделить настоящими полномочиями.

Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.

Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.

Чем занимается худрук

Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:

для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;

он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;

заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.

В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.

Довольно часто худруками называют и театральных режиссеров, дирижеров, известных хорегорафов. Поэтому художественный руководитель — это скорее административная должность, нежели профессия.

Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:

лица старше 18 лет;

люди пенсионного возраста.

При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:

Обязанности художественного руководителя

У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:

осуществлять отбор участников в творческий коллектив;

проводить обучение и репетиции;

создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;

заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;

отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;

решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;

работать с бухгалтерией и специальной документацией.

Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:

Требования к худруку

Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:

высшее образование в области культуры или искусства;

навыки ведения деловой переписки и общения;

знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.

Трудоустройство художественного руководителя

Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:

Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.

Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.

Обучение худруков

Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.

У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.

Карьерные перспективы художественного руководителя

Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.

Личностные качества художественных руководителей

От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *