Записная книжка фотографа
«Фотографии получите через месяц», — на эти слова все реагируют по-разному: один клиент одобрительно кивает, другой — начинает возмущаться, третий — хочет понять: почему ждать приходится, особенно сейчас, когда щелк — и готово!
Действительно, 21 век, технологии и бла-бла: отсняли — подайте завтра на стол! Любого, кто хоть раз обращался к фотографу, посещали подобные мысли. За всех коллег ручаться не могу, потому-что рабочие стандарты портретного фотографа отличаются от быта свадебного (и вам придется изучать все частные случаи, которые коснутся вашей задачи), но укажу аргументы и объективные причины, которые не позволяют нам быстро выполнить качественную работу.
Почему фотограф долго не отдает фотографии
«Фотограф — нехороший человек!» — думают одни. Фотограф технически не сможет отдать: отпечатки или фотокнигу, на следующий день, — увы, понимают немногие:
- Необходима цветокоррекция. Фотокамера сохраняет «сырые данные», которые автор не может оставить без изменений, потому-что цвета, которые «захватила фотокамера», и цвета, которые нравятся человеку — не совпадают; возможности камеры — показать «как было», задача фотографа — показать «как надо» (авторский стиль или ваше ТЗ).
- Возможны правки. Фотокамера не анализирует поступающую информацию и это нас обязывает учитывать особенности человеческого зрения: как смотрим и как видим. На что обращаем свое внимание, а на что — нет: убрать прыщ на лице и «смахнуть» пыль с одежды — нужно (иногда), но это время (всегда).
- И отдых. Фотосъемка, компьютер, встречи… фотограф — человек и нам нужен отдых и время на семью. «Если нужно отдохнуть, чтобы сделать работу лучше — значит мне нужно подождать, понимаю», — однажды услышал от своего заказчика; спасибо ему!
Понимаю, что кому-то этих аргументов мало — хорошо, поясню все более подробно:
- «Подышать». После фотосъемки, фотографа переполняют эмоции, которые искажают восприятие снимков. Объективность отсутствует. Все нравится. Такое отношение идет во вред: легко пропустить технические огрехи, зрительный мусор, неточности цвета (в работе над которым спешка исключена). Необходимо время, чтобы «выветрить кадры» из головы, чтобы позднее смотреть на них взглядом зрителя или цензора. Пара недель, месяц или пара дней — на усмотрение фотографа.
- Оценка. «Голова проветрилась», «кадры забылись» — самое время, чтобы вспомнить, открыть проект и оценить фотографии. Технический брак — удалить, а ценные кадры, которые не вызвали сомнений, еще раз отложить на время, чтобы уже из них выбирать лучшие фотографии, которые будут отданы заказчику. Ждать месяц уже не стоит, а вот пару недель — вполне.
- Отбор. На мой взгляд, самый важный этап, после фотосъемки. Отбор самых лучших и ценных кадров, которые соответствуют ТЗ или критериям автора. Именно эти кадры, в дальнейшем, подлежат конвертации, цветокоррекции, ретуши, печати. По времени… и 3-5 минут, или 3-5 дней… зависит от сложности проекта.
- Raw-конвертация, цветокоррекция. Преобразование «сырых данных», с которыми и ретушь полезна, и печать возможна. По времени — индивидуально: зависит от метода, который применяет автор — персональный, пресет на основе проекта, или шаблонный (один пресет для всех проектов), и объема проекта; от пары минут до пары часов.
- Ретушь, при необходимости. Только камера знает: сколько на лице заказчика волосков и прыщей, пор и насколько сильна асимметрия в целом; и если последнее легко учесть во время фотосъемки, оптика и свет — наши инструменты, то поры и волоски — эх, за это благодарим фотокамеры, они фиксируют все… молча правим, чтобы на отпечатках не было деталей, которые мешают гармоничному восприятию фотографии. Затраты на это: от нескольких минут до нескольких часов рабочего времени.
- Итоговая цветокоррекция. На стадии raw-конвертации мы получаем ненасыщенные, блеклые и «серые» картинки (такова особенность процесса, если мы хотим: сохранить максимум значимых деталей, исключить погрешности инструментов конвертации), но после ретуши необходимо сделать итоговую цветокоррекцию (с учетом требований: из ТЗ или согласно авторскому стилю), чтобы заиграли все тональные ритмы (которые не были видны все это время). Цветовой колорит, восприятие цвета, игра света и тени, — эта работа зависит от психического состояния, усталости глаз; спешка — возможность получить не то, всему свое время — возможность получить то, что оплатил.
- Подготовка к печати. Технический момент, во многом — автоматический; временные затраты… минутное дело.
- Печать. Большинство фотографов не печатают самостоятельно, есть фотолаборатории и свое дело они знают отлично (смотря что выбрал автор, конечно), поэтому отпечатки забираются… вновь временные затраты: поехать и проверить, принять и доставить; по времени… от нескольких часов до нескольких дней.
- Обрамление. «Накатанный на картон и подписанный автором оттиск — фотография», — говорил Ансель Адамс, — «все остальное — нет!», — дополнял он же. Оформить и сделать это грамотно — непростая задача, поэтому не удивляйтесь, что и на это нужно от пары часов до пары дней (зависит от проекта). Фотокнигами не занимаюсь, с ними, тоже, не быстро: сверстать макет, утвердить его — с вами, и отдать на печать, с итогом — к вам, если все хорошо — значит хорошо (со слов коллег, чтобы вы знали — почему фотокнигу не отдают утром, на следующий день после фотосъемки).
- Упаковка. Технический момент; временные затраты… минутное дело.
Все еще хотите фотографии завтра утром? 🙂
Быстро качественно не бывает, равно как и дешево.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Молодая семья Решетовых уже несколько месяцев пытается вернуть свои деньги — фотограф, которому они отдали за съемку свадьбы 18 000 рублей, плохо справился со своими обязанностями. Свадебные фотографии получились такими, что ребятам стыдно показывать их друзьям.
— Каждый может сделать подобные кадры на самую простую мыльницу, но мы-то платили деньги профессионалу, — негодует Евгений Решетов. — Так он еще и фотографии нам долго не отдавал. Мы больше месяца жили как на иголках — деньги-то уже отданы, а снимков все не было. Даже не верилось, что мы их когда-нибудь увидим.
Евгений и Виталия Решетовы — простые ребята, живут не очень богато: он работает менеджером в одной из провайдерских фирм Екатеринбурга , она — консультантом в косметическом магазине. На свадьбу копили долго — почти год. Продумали все до мелочей: выбрали кафе для банкета, сделали пригласительные, сшили для невесты пышное белое платье, больше похожее на безе. Проблемы возникли с фотографами — никак не могли найти подходящего.
— Я перерыл весь Интернет в поисках фотографа, выбрал пятерых, у них были хорошие работы, — рассказывает Евгений. — В какой-то момент знакомые посоветовали Романа Рыжкина. Мол, он профессионал, нанимайте его — точно не прогадаете. Посмотрели его портфолио, нам очень понравилось. Он попросил за съемку 18 тысяч рублей. Я планировал потратить раза в четыре меньше, но Виталии он приглянулся — я не мог отказать будущей жене. Да и свадьба бывает раз в жизни — на нее денег не жалко.
Ребята, не раздумывая, заплатили фотографу 10 тысяч аванса, еще 8 тысяч договорились отдать после свадьбы.
— Мои услуги стоят 25 тысяч рублей, но я сделал скидку — свадебный сезон только начинался, — рассказывает фотограф. — Ребята пришли ко мне в феврале, но из-за каких-то личных обстоятельств постоянно откладывали свадьбу. Когда все-таки назначили точный день бракосочетания, сезон уже был в самом разгаре, но я не стал повышать стоимость — раз уж мы договорились на такую сумму.
3 июня наступил день свадьбы. Утром Роман Рыжкин отправился к жениху, а его напарник Максим Шеломенцев — к невесте. По традиции будущие супруги последнюю холостяцкую ночь провели порознь, каждый у себя.
— Когда Роман приехал, он со мной даже не поздоровался, — жалуется Евгений Решетов. — Было заметно, что ему некогда и он занят чем-то другим — все время говорил по телефону, почти не фотографировал. Хотя второй фотограф, Максим, работал хорошо — сделал кучу кадров, как Виталия готовится к свадьбе. Моих же снимков почти нет.
Евгения расстроило поведение фотографа, но он все же надеялся на лучшее. Может, думал парень, Роман покажет свой профессионализм позже. Но на прогулке и в ЗАГСе ничего не изменилось.
— Роман с Максимом постоянно курили, говорили о чем-то своем и совершенно не реагировали на происходящее, — говорит Евгений. — Мы их сами просили снять нас у красивых мест, они нехотя соглашались, а иногда еще и огрызались. Протягивали гостям фотоаппарат со словами: «Снимайте сами!» Мне кажется, им просто не хотелось работать — они все делали спустя рукава.
— Мы профессионалы и лучше знаем, где и как фотографировать, — объясняет ситуацию Роман Рыжкин. — Когда гости подходили к нам и просили снять невесту возле куцего кустика сирени, нас это очень раздражало и мы предлагали им фотографировать самим. Это была шутка, но многие восприняли наши слова всерьез.
С каждой минутой атмосфера накалялась — молодожены все больше злились на фотографов. А те — на Евгения и Виталию.
— Обычно, если мы работаем дольше шести часов, нас кормят, — рассказывает Роман Рыжкин. – А на этой свадьбе нам не предложили даже стакан чая. Мы с десяти утра и до самого вечера были на ногах, снимали их, а они так себя с нами повели! Очень неприятно. Пришлось самим покупать воду в киосках.
Весь день Евгений просил Романа отдать ему подарки для гостей — магнитики с фотографиями молодоженов. Накануне свадьбы Рыжкин снял влюбленную пару в студии и заказал около 30 магнитов. Вот только отдавать их фотограф не спешил.
— Роман говорил, что магниты лежат у него в багажнике и он их сейчас принесет, — вздыхает Евгений. — Но мы их так и не увидели. Когда мы были в кафе, уже поздно вечером, я попросил его отдать магниты мне, и Роман якобы пошел за ними, но больше не вернулся — он просто сел в автомобиль и уехал. Жаль, что в договоре про магниты ничего не написано, сейчас даже не доказать ничего.
— Да есть у меня эти их магниты! До сих пор лежат дома. Если они так им нужны, могут забрать, — говорит фотограф. — В тот вечер я обиделся на них и решил ничего им не отдавать. Внутри все клокотало от возмущения.
Но злосчастные магнитики — лишь верхушка айсберга. Молодоженам пришлось ждать больше месяца, прежде чем они увидели фотографии.
— Роман должен был отдать нам диски со снимками через две недели после свадьбы, 18 июня, — рассказывает Евгений. — Но когда подошел срок, он перестал отвечать на наши звонки. Мы стали переживать и не знали, как повлиять на ситуацию. Потом уехали в свадебное путешествие, но отдохнуть толком не удалось — нервничали из-за фотографий. Пока нас не было, друзья пытались до него дозвониться, но результат был тот же — он не брал трубку. Роман испортил нам не только свадьбу, но и медовый месяц.
Сам же Роман утверждает, что в это время у него заболело сердце и ему пришлось лечь в больницу, поэтому он и не отдал фотографии вовремя.
— Я несколько недель провел в кардиологическом отделении областной клинической больницы, — объясняет фотограф. — У меня и справки есть, могу показать. Я постоянно был под капельницей, поэтому и не мог ответить на телефонные звонки. Фотографии я отдал в начале июля, через две недели после обещанного срока. Это не такое страшное опоздание, чтобы поднимать такую бучу!
Молодожены получили фотографии и ужаснулись — из 500 кадров приличных было не больше десятка.
— Когда мы смотрели его портфолио, там были отличные работы, очень красивые, — говорит Евгений. — Теперь мне кажется, что это не его снимки. Наши фотографии просто отвратительны, такое нельзя показывать. Многие кадры сделаны со странных ракурсов, где-то обрезаны головы . Почти все фотографии не обработаны. Мы даже думаем перефотографироваться, а то что же мы детям показывать будем?!
У фотографов мнение противоположное, результатами своей работы они довольны.
— Мы отдали все снимки, которые у нас были, — рассказывает второй фотограф, Максим Шеломенцев. — Конечно, не все из 500 кадров удачные, и это нормально. Но в целом, мне кажется, мы отработали хорошо. Несколько снимков с этой свадьбы я даже взял в свое портфолио.
К Максиму у семьи Решетовых претензий нет, а в Романе они настолько разочаровались, что даже разместили нелестный отзыв о нем на главном городском форме (e1), а потом и вовсе написали претензию и решили обраться в суд.
— В моей практике такое впервые! Обычно клиенты всегда довольны моей работой, а в этот раз все пошло не так, — сокрушается Роман. — Да, я виноват в том, что просрочил сроки сдачи съемки, что не отдал магнитики. Но то, как они себя ведут, тоже неправильно. Они меня и на городском форуме очернили, да еще и в суд хотят подать. Могли бы просто по-человечески ко мне обратиться — я бы вернул им часть денег. Мне кажется, людей надо прощать.
Но Решетовы настроены серьезно и хотят довести это дело до конца.
— Это идея нашей подруги Анны, она профессиональный юрист и хорошо в этом разбирается, — рассказал Евгений. — Она утверждает, что у нас есть все шансы выиграть и получить компенсацию. Мы многого не хотим — вернуть бы половину отданных денег и опозорить Романа. Чтобы все знали, какой он человек и что с ним лучше не связываться.
В середине осени Решетовы вручили Роману претензию и сейчас готовят документы в суд. Хоть и они и говорят, что фотографии никому показывать нельзя, «Комсомолка» нашла не меньше 40 снимков со свадьбы, выложенных на их страничках «Вконтакте».
Николай Дугинов, свадебный фотограф
— В первую очередь клиент отдает деньги за конечный результат. И чем он лучше, тем выше цена на услуги фотографа. 18 тысяч рублей за съемку — это не много для нашего города. В свадебный сезон средняя цена – 25 — 45 тысяч. В эту же стоимость входит обработка: она не повредит даже изначально хорошему снимку, но это требует времени и сил. Обычно на все уходит не меньше месяца. Если фотограф задержал сдачу на несколько недель, это не говорит о его непрофессионализме. Он помнит о клиентах и старается сделать все как можно быстрее. Не нужно ему названивать, угрожать, истерить, так можно и брак получить. У меня самого задержка срока на месяц, но я для своих клиентов — человек, а не вещь, которой можно помыкать. Все проблемы фотографа могут быть только от его глупости и неумения работать, общаться с людьми! Если человек не умеет снимать свадьбы, нужно работать бесплатно! Тогда и за плохие кадры ругать не будут. Иван Кадочников, юрист
— Авторские права на снимки есть только у фотографа. И говорить, что кадры плохие и неудачные — неправильно, это оценочная категория. О качестве фотографий может судить только эксперт. А у нас в стране такие исследования не проводятся. То, что он просрочил сроки, которые прописаны в договоре, — более обоснованная претензия. Но неустойка за это будет копеечная. Создается ощущение, что молодожены сами не знают, чего хотят.
Наверняка каждый из вас задавал вопрос фотографу или человеку, который фотографировал на каком-либо мероприятии: "Когда же фотки?" И не получал либо не всегда получал ответ на этот вопрос. И фотки приходилось ждать долгое время: недели, месяцы, года. Сейчас я вам расскажу, почему так бывает.
Одной из причин задержки фотографий является отсутствие свободного времени и вдохновения. Это касается только фотолюбителей, которые большую часть проводят на работе или занимаются каким-нибудь другим делом. У профессиональных фотографов время есть всегда, хотя бы 6 часов в сутки.
Другими причинами являются значительное время на постобработку одной фотографии.
Для начала вам нужно понять, что процесс получения готовой фотографии не так уж прост. Как правило, люди, задающие указанный выше вопрос, пользуются цифровыми компактными камерами, которые дают уже готовый результат. Для них процесс создания фотографий кажется быстрым: нажал на спуск − и готово!
Профессиональные фотографы и фотолюбители к созданию фотографии подходят несколько иначе. Во-первых, они снимают в формате цифрового негатива, называемого RAW-форматом, а затем конвертируют его в привычный для нас формат JPEG. Во-вторых, они проводят анализ и отбор отснятого материала. Хотя некоторые фотолюбители могут сразу снимать в JPEG по своему желанию или в случае, если камера не имеет возможности съемки в формате RAW. В третьих, после конвертации RAW фотографы занимаются постобработкой и ретушью, на что расходуется немало времени. Фотографы дорожат своей репутацией и никогда не станут отдавать необработанные фотографии.
Ну а третья причина задержки, по которой вы долго ждете свои фотографии, это наличие предыдущих незавершенных заданий. А сообщать вам о количестве таких заданий фотограф не обязан.
Никогда не задавайте фотографу с творческим подходом к фотографии вопроса: «Когда же фотки?». У них сразу пропадает вдохновение и желание работать с фотографиями. Вы не поверите, но это так и есть. Нельзя ответить, как скоро будут готовы фотки, так как не известно их точное количество (отбор еще не завершен) и количество операций, которые необходимо будет с провести с исходниками. Возможно, потребуется цветокоррекция или ретушь. В итоге не знаешь, сколько времени займет процедура получения готовых фотографий.
«Когда будут фотки?» − это то же самое, что каждый месяц спрашивать у беременной девушки: "Когда родишь?". Все будет. Только должно пройти некоторое время. Так что наберитесь терпения и ждите.
Если вы фотограф, были ли у вас случаи длительных задержек выпуска фотографий? По каким причинам это происходило?
Если вы клиент, сталкивались ли вы со случаями, когда ваш фотограф долго не отдавал фотки? Расскажите свою историю.
Свой комментарий можно оставить ниже или под записью в моей группе ВКонтакте.
Сергей Дишук © 2015
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Об авторе:
Сергей Дишук, фотограф-любитель. Снимает пейзажи, животных, репортажи различных городских мероприятий. Увлекается программированием и разработкой программного обеспечения. Занимается съемкой панорам и созданием виртуальных туров более 5-ти лет. Имеет опыт работы в программах Adobe Photoshop, Lightroom, PTGui, Pano2VR, Autopano, Panotour.
У Вас возникли вопросы по статье? Задайте их в комментариях ниже и получите развернутый ответ. Если данный материал не соответствует Вашему поисковому запросу, попробуйте воспользоваться поиском или найдите нужный материал в разделе статьи.