Содержание
Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 478780-5 "О применении полиграфа"
Опрос с применением полиграфа (далее — опрос) является комплексным психолого-психофизиологическим методом оценки достоверности сообщенных человеком сведений.
Опрос с использованием полиграфа или, иначе, проверка на полиграфе представляет собой нетравмирующую, безвредную для жизни и здоровья человека процедуру, в ходе которой осуществляется контроль динамики дыхания, кожно-гальванического рефлекса и сердечно-сосудистой активности человека. Наукой и практикой давно доказано: если человеку задавать вопросы о каком-либо событии и при этом анализировать возникающие у него физиологические реакции, то в результате такого наблюдения удается установить информированность конкретного человека об исследуемом событии, участником (или свидетелем) которого он являлся, и причастность к которому стремится скрыть.
В мировой практике опрос с применением полиграфа в целях выявления у человека скрываемой информации используется в ходе различного рода расследований и при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала. Полиграф активно используют в указанных целях как государственные органы (в первую очередь полиция и спецслужбы), так и частные предприниматели для защиты своих коммерческих интересов.
По экспертной оценке Американской ассоциации полиграфологов точность результатов, получаемых в итоге проверки человека на полиграфе, составляет 90-96 %, что считается весьма высоким для методов психологического класса. Именно высокая прикладная эффективность опроса объясняет то, что этот метод в настоящее время используется более чем в 60 странах мира.
Легальное применение опроса в отечественной правоохранительной практике началось 1 марта 1993 г., когда Министерство юстиции России в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" одобрило первый в стране ведомственный правовой акт (инструкцию), регламентировавший использование полиграфа в системе органов Министерства безопасности.
В настоящее время ведущими пользователями опросов среди федеральных ведомств являются МВД России и ФСБ России. В различной степени применяют полиграф в своей деятельности Служба внешней разведки, Министерство обороны Российской Федерации, ГУИН и экспертные учреждения Министерства юстиции. По ориентировочным оценкам, ежегодно перечисленными ведомствами в совокупности осуществляется 14-15 тысяч проверок на полиграфе различного целевого назначения.
В 1994 г. опросы начали применяться в России в сфере частного предпринимательства при отборе нанимаемого и/или проверке работающего персонала, а также при проведении служебных проверок. В настоящее время коммерческое применение полиграфа осуществляется более чем в двадцати городах России. Ежегодно во внегосударственной сфере осуществляются тысячи проверок на полиграфе различного целевого назначения.
С 1993 г. опросы получили в стране достаточно большое распространение, и Россия в настоящее время входит в число пяти ведущих государств мира по объёмам прикладного применения полиграфа в правоохранительных целях.
Научные достижения последних лет позволили обосновать допустимость применения опроса в процессуальной практике в форме психофизиологической экспертизы. Имеются первые прецеденты принятия в суде результатов этого вида экспертизы в качестве доказательств.
Вместе с тем, наряду с очевидными достижениями в области использования полиграфа в отечественной правоохранительной практике, имеется ряд упущений и недостатков, требующих безотлагательного устранения.
В настоящее время применение полиграфа в России осуществляется в рамках федеральных законов "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственной тайне". При этом опрос применяют лишь некоторые министерства и ведомства, деятельность которых регулируется этими законами. В указанные правовые рамки не "укладывается" применение опроса в следственной практике, хотя научное обоснование допустимости такого использования полиграфа уже существует.
Хорошо известно, что эффективность опросов определяется, прежде всего, квалификацией полиграфоголов. Однако, в стране отсутствуют единая система подготовки и аттестации полиграфологов даже для государственных органов, не говоря уже о негосударственной сфере, что создает условия для дискредитации метода и нарушения прав субъектов при использовании результатов опросов.
В целом, с учетом реальных потребностей практики в использовании данного метода, развертывание применения опросов в системе государственных органов России идет медленно и, как правило, бессистемно.
Особую озабоченность вызывает применение полиграфа в сфере отечественного частного предпринимательства. В настоящее время в стране полностью отсутствует правовая регламентация применения полиграфа в этой области, а также подготовки специалистов и контроля за их деятельностью.
Опыт США показал, что отсутствие жесткого правового регулирования неизбежно ведет к злоупотреблениям полиграфом и грубым нарушениям прав и свобод лиц, в отношении которых он применяется. В 80-е годы в стране сложилась настолько напряженная ситуация, что для устранения нарушений в данной области Конгресс США в 1988 г. принял специальный "Закон о защите служащих от полиграфа" ("Employee polygraph protection act").
Учитывая зарубежный опыт, с одной стороны, и способствуя активному внедрению опросов в деятельность различных организаций страны, с другой, представляется целесообразным ввести в России правовое регулирование применения полиграфа на уровне федерального закона.
Предлагаемый проект федерального закона "О применении полиграфа" вносит вклад в создание правового механизма обеспечения паритета между правами человека на неприкосновенность частной жизни и правом общества ограждать свои интересы от преступных и противоправных посягательств отдельных лиц.
Применение опросов в России предлагается осуществлять с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, научности и конфиденциальности, при сочетании добровольности участия в опросе опрашиваемого лица и обязательности опросов в случаях, предусмотренных законом.
Проектом закона предусматривается введение институтов обязательных и добровольных опросов, устанавливаются условия их проведения и регламентируются последствия отказа от их проведения. Законопроект также определяет перечень лиц, допущенных к участию в опросах, наделяет их правами и обязанностями, устанавливает ответственность.
Законопроект предусматривает проведение опросов органами исполнительной власти в рамках оперативно-розыскной деятельности, а также при отборе и расстановке кадров. Использование опросов является эффективным средством борьбы с коррупцией в органах государственной власти и будет широко использоваться в рамках реформирования системы органов внутренних дел.
Законопроект предоставляет предпринимателю право использовать полиграф при обеспечении собственной безопасности, в том числе в целях защиты коммерческой и иной охраняемой законом тайны, и определяет области проведения обязательных и добровольных опросов в сфере частного предпринимательства.
В целях защиты прав опрашиваемого лица, законопроект обязывает участников опроса обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе и в результате выполнения опроса, и предусматривает запрет на её использование в целях, не предусмотренных законом.
Законопроект регламентирует подготовку, переподготовку, аттестацию и регистрацию полиграфологов, создает организационный механизм (Межведомственная комиссия по опросам с применением полиграфа), в рамках которого формируются единые методические нормы проведения опросов, а также порядок подготовки полиграфологов.
Актуальность разработки законопроекта обусловлена тем, что отсутствие федерального закона затрудняет и сдерживает применение опросов в правоохранительных целях и, одновременно, создает условия для злоупотреблений этим методом как в государственной, так и в негосударственной сферах.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О применении полиграфа"
В случае принятия проекта федерального закона "О применении полиграфа" подлежат изменению следующие акты федерального законодательства:
1) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ);
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ);
3) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ);
4) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (от 8 января 1997 года N 1-ФЗ);
5) Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ);
6) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
7) Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации";
8) Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне";
9) Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";
10) Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
11) Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
12) Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";
13) Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах";
14) Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О применении полиграфа"
Предлагаемый законопроект направлен на внедрение опросов с применением полиграфа (далее — опросов) в деятельность органов государственной власти различного уровня, а также организаций различных форм собственности.
МВД России и ФСБ России с 2001 г. осуществляют поэтапное развертывание применения опросов в своей работе, которое проводится за счет бюджетных ассигнований, выделяемых ежегодно на деятельность указанных органов. При этом расходы на внедрение опросов в практику составляют незначительные доли процента бюджетов этих ведомств.
Накопленный опыт дает основание уверенно констатировать, что дальнейшее расширение применения обязательных опросов (Глава 2 законопроекта) как в указанных, так и в иных органах исполнительной власти, подпадающих под действие предлагаемого федерального закона, должно осуществляться поэтапно в рамках выделяемого им ежегодного бюджетного финансирования без дополнительных ассигнований.
Применения добровольных опросов (Глава 3 законопроекта) в негосударственной сфере будет осуществляться за счет средств самих коммерческих предприятий и не потребует бюджетного финансирования.
Следует учитывать, что полномасштабное вступление в силу предлагаемого федерального закона в системе органов государственной власти займет несколько лет (Статья 34), что обусловлено объективными причинами: потребуется время на подготовку полиграфологов высокой квалификации, оснащение их полиграфами, а также решение организационных вопросов по созданию и налаживанию функционирования системы применения опросов в различных сферах деятельности общества (Межведомственная комиссия по опросам с использованием полиграфа, статья 31 законопроекта).
Внедрение опросов в систему проверочных мероприятий при допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или в организации, деятельность которых связана с эксплуатацией особо важных, режимных или опасных объектов (аэропорты, метрополитен, электростанции, водоканалы и проч.), позволит проводить предварительный отсев лиц, непригодных к работам подобного рода, повысит уровень безопасности функционирования этих объектов и, фактически, обеспечит экономию бюджетных средств. Определить точную величину экономии бюджетных средств, возникающую в результате внедрения опросов, не представляется возможным.
При определении путей финансирования внедрения опросов во внебюджетных организациях, деятельность которых связана со сведениями, составляющими государственную тайну, или с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных объектов (то есть в организациях, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 9 проекта федерального закона), допустимо воспользоваться принципом, закрепленным в статье 29 Федерального закона "О государственной тайне": финансирование деятельности внебюджетных организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В случае, если будет принято решение о формировании Межведомственной комиссии по опросам с использованием полиграфа при каком-либо из органов исполнительной власти, её деятельность будет финансироваться за счет бюджетных средств того ведомства, при котором эта комиссия будет функционировать.
Таким образом, реализация положений законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Более того, по ряду сфер применения опросов возможно получение экономии бюджетных средств за счет сокращения расходов на проверочные мероприятия и предотвращение допуска к государственной службе лиц, деятельность которых впоследствии могла бы нанести ущерб интересам органов государственной власти и национальной безопасности.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тест на детекторе лжи – один из любимых приемов кинематографистов. Выявление достоверных знаний с помощью оборудования, регистрирующего физиологические и психоэмоциональные показатели человека, давно не является фантастикой, однако вопрос о применении полиграфа на законных условиях остается подвешенным.
Допускается ли в РФ использование полиграфа?
Законопроект № 478780-5 «О применении полиграфа» был предложен на рассмотрение в декабре 2010-го (24.12). Однако через два года (13.02.2012) его сняли с рассмотрения. Причиной послужило несоблюдение авторами текста правил внесения законопроекта, а также несоответствие статье 105 регламента Госдумы. На сегодня закон не принят, однако положения о полиграфе регулируют другие законодательные акты РФ. Скачать полную версию неутвержденного законопроекта можно здесь.
Упоминания о применении детектора лжи на законных основаниях можно найти в тексте ФЗ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ознакомиться полностью можно тут). Документ приводит разъяснение по термину СПФИ (специальное психофизиологическое исследование), которое проводится в качестве опроса, не способного нанести урон здоровью или жизни человека.
Читайте также о последних изменениях в ФЗ №181 о социальной защите инвалидов в российской федерации 2018. Подобнее по ссылке:
Также расширение опций по использованию полиграфа обуславливает ФЗ номер 98 «О коммерческой тайне» от 2004 г. (доступен здесь). В нем описывается процедура применения устройства по инициативе руководства различных организаций, которые таким образом пытаются защитить свои интересы. Данная процедура должна быть осуществлена только после получения согласия от сотрудника, зарегистрированного в письменной форме, что коррелирует с положениями ТК РФ и Конституции страны.
Непосредственно сам Трудовой кодекс разрешает проверки на детекторе лжи (ст. номер 70, скачать полную версию документа можно по ссылке). В акте содержится фраза о том, что подобным методом проводится «испытание работника в целях его проверки соответствия поручаемой работе». При проведении проверки работник может не отвечать на вопросы, которые являются унизительными для его личности или провокационными, а также нацелены на раскрытие его убеждений по религиозным, политическим или другим мотивам.
Закон об ОРД в новой редакции читайте здесь:
результаты исследований, полученных в ходе полиграфической проверки, являются лишь ориентиром и не могут рассматриваться судом в качестве юридического доказательства виновности.
О статуе судей подробнее читайте в статье:
У каждого работника есть гарантированные Конституцией права, поэтому в случае отказа работодатель не может принудить его пройти данную процедуру, тем более – угрожать сотруднику штрафом или увольнением. Пункт о прохождении полиграфа должен быть зафиксирован в трудовом договоре.
Также читайте: ФЗ 143 с изменениями на 2018 г тут:
Законные основания для применения полиграфа
Закон о полиграфической деятельности предусматривает ряд оснований для проведения подобной экспертизы, указанных в гл. второй (ст. 8 – 9) непринятого закона № 478780-5. Документ определяет, что проверку должны проходить:
- Граждане РФ, уведомленные или имеющие доступ к информации, относящейся к государственной тайне;
- Лица, являющиеся сотрудниками или поступающие/проходящие службу в специальных организациях, деятельность которых подчиняется правилам секретности;
- Сотрудники режимных, оборонных или особо опасных предприятий и производств.
Когда проводится проверка на полиграфе для данных категорий граждан?
- При поступлении на службу;
- В качестве контроля, периодически либо выборочно.
Задачи проведения тестов на полиграфе указаны в ст. второй гл. 1. Их осуществление необходимо для проверки достоверности сообщаемой информации от опрашиваемого лица для:
- Проведения оперативно-розыскной деятельности;
- При расследовании или в процессе судебного разбирательства;
- Проверки сведений для индивида, просящего политическое убежище или статус беженца;
- Мониторинга правонарушений в сфере труда.
Проверка на полиграфе может быть принудительной или добровольной. Полный перечень условий приведен в тексте законопроекта.
Некоторые работодатели могут инициировать проведение теста для сотрудников с целью:
- Проверить факты биографии работника;
- Расследовать имущественные или финансовые хищения в рамках предприятия;
- Узнать подробнее о причинах устройства на данную должность;
- Раскрыть, если у сотрудника зависимость от азартных игр;
- Узнать о наличии скрываемой судимости или связей с преступным миром;
- Вычислить потенциальные негативные намерения гражданина;
- Выявить наличие тех или иных заболеваний психического и физического характера.
Проведение подобной проверки осуществляется только с согласия сотрудника. Но есть ряд условий, по которым он не может от нее отказаться. О них мы сообщим далее по тексту статьи.
Правила проведения проверки
Проверка на детекторе лжи подчиняется многим условиям. Мы перечислим основные из них, зафиксированные в главе четвертой законопроекта о применении полиграфа.
Ст. 18
- Полиграфолог подготавливает испытуемого к тексту, проводя предварительную беседу;
- Следующим этапом становится непосредственно сама проверка;
- Результаты, полученные в ходе испытания, регистрируются;
- Если того требуется ситуация, полиграфолог беседует с опрашиваемым после теста;
- Проводится анализ и оформление полученной информации.
Техническое оборудование, с помощью которого тестируют опрашиваемого, должно соответствовать нормативам закона РФ о техническом регулировании. Если этот пункт не был соблюден, специалист по опросу будет наказан в административном порядке.
В ст. девятнадцатой приводится список лиц, которые могут присутствовать при осуществлении процедуры. В их число входят:
- Лица, представляющие сторону, которая инициировала тест;
- Сотрудники, ассистирующие полиграфологу;
- Специалисты по переводу (если их услуги необходимы).
Этот список расширяется для граждан, которые подпадают под действие статей 14 – 15 актуального закона, давая право на присутствие в помещении адвокату или представителю опрашиваемого (если последнему еще нет четырнадцати лет).
Лицо, проводящее опрос, также должно иметь соответствующую квалификацию (ст. 31 закона) и подчиняться ряду требований, а именно:
- Являться подданным российского государства;
- Иметь высшее образование;
- Быть не младше 22 лет.
Кандидаты на должность полиграфолога проходят обязательную подготовку. Их регистрируют в Госкомиссии, ответственной за опросы с использованием полиграфа. Также специалисты должны проходить курсы по переподготовке каждые два года. Если индивид, проводивший проверку другого лица, не соответствует этим требованиям, его могут привлечь к ответственности по закону.
Регламент действий лица, инициировавшего прохождение теста для опрашиваемого, включает следующие пункты (согласно ст. 22).
Он должен:
- Предоставить полиграфологу информацию об испытуемом и комплекс условий для проведения процедуры;
- Уведомить специалиста о возможных рисках;
- Дать опрашиваемому возможность изучить правовые аспекты и мотивы для проведения теста, предоставив сведения в письменном виде;
- Убедиться в наличии согласия со стороны последнего;
- Гарантировать опрашиваемому неразглашение полученной информации третьим лицам, если только это не идет вразрез с нормами настоящего закона;
- Ознакомить испытуемое лицо с результатами проверки;
- Если того требует ситуация, организовать повторную проверку.
Инициатор может:
- Получить разъясняющую информацию о технической и организационной стороне процесса;
- Ознакомиться с отчетом, содержащим итоги и выводы по опросу;
- Лично решать, как и когда уведомить опрашиваемого о результатах теста на полиграфе;
- Если полученная информация представляет ценность для правоохранительных органов, инициатор вправе передать ее в соответствующие инстанции.
Если гражданин, инициировавший проведение теста, нарушит нормы данного закона, его привлекут к ответственности.
Полномочия и обязанности специалиста-полиграфолога декларирует ст. 23.
Он должен:
- Опрашивать испытуемого только с его согласия;
- Предварительно ознакомить гражданина с перечнем вопросом;
- Соблюдать нормативные и методические требования;
- Хранить полученные сведения в тайне, если это не противоречит актуальному документу.
Полиграфолог не вправе:
- Требовать от опрашиваемого озвучить его политическую ориентацию, вероисповедание и другую информацию личного характера, включая разглашение гостайны (ФЗ читать здесь:), только если получение этих данных не является необходимым для ведения расследования и пр.;
- Скрывать полученные сведения от инициатора;
- Делать суждения любого характера в результатах исследования, не являясь аккредитованным специалистом в этих областях или в области полиграфологической науки как таковой.
Что входит в список прав и обязанностей лица, подвергнутого опросу (ст. 24)?
Он может:
- Получить всю нужную информацию по поводу предстоящей проверки и ее мотивов;
- Отказаться от теста в ходе предварительной беседы и в процессе самого тестирования, не указывая причин;
- Отказаться от проверки, если о ней его уведомили менее чем за сутки (исключения прописаны в ст. 2 данного ФЗ);
- Узнать о содержании вопросов заранее;
- Заявить о своем неполноценном психическом или физическом состоянии на основании подтверждающего медицинского документа;
- Подать прошение об изменении сроков для прохождения теста;
- Направить жалобу в суд, если полиграфолог или инициатор опроса нарушают порядок настоящего закона;
- Потребовать повторный тест под руководством другого либо того же специалиста, если имеется несогласие с результатами опроса. Повторная проверка будет проведена за счет опрашиваемого, если только это не инициатива суда.
Он должен:
- Выполнять все указания полиграфолога;
- Быть осведомленным об ответственности в случае отказа от предварительной беседы, досрочного прекращения теста или осознанного невыполнения инструкций полиграфолога.
Предусмотрена ли ответственность за нарушение закона?
Процедура прохождения детектора для психофизиологических исследований является полностью добровольной, что зафиксировано в статье второй и части третьей ст. 17 российской Конституции. Они утверждают абсолютный приоритет свободы личности. Если работодатель настаивает на полиграфическом тесте и угрожает сотруднику некими последствиями в случае отказа, тот вправе потребовать защиты у соответствующих инстанций. Однако доказать факт нарушения его прав будет достаточно непросто, и гражданин должен быть к этому морально подготовлен. Также потребуется соответствующая юридическая помощь и консультации специалистов.
Как уже упоминалось выше, пункт о прохождении полиграфа может быть прописан в трудовом договоре, и это также способно усложнить ситуацию для работника, который был заранее предупрежден о подобной процедуре при приеме на работу. В этой ситуации его нежелание идти навстречу руководству будет расцениваться как нарушение трудовой дисциплины.
Ответственность за принуждение к прохождению теста на детекторе лжи указана в ст. 32 законопроекта. Согласно ей, взыскание наказания по уголовному, административному кодексам или в гражданско-правовом порядке за несоблюдение положений настоящего ФЗ проводится в согласии с регламентом российского законодательства. В статье 33 указано применение надзора со стороны прокуратуры при проведении опросов на полиграфе. Данный процесс находится в компетенции Генпрокурора РФ и его подведомственных лиц.
Процедуру прохождения теста нельзя применять в отношении:
- Лиц, не достигших определенного возраста (младше четырнадцати лет). Возможно исключение для ситуации, которая является критической и требует прохождения теста несовершеннолетним. Но в этом случае необходимо письменное согласие самого опрашиваемого, одного из его родителей либо представителей, включая опекунов;
- Женщин, находящихся на втором триместре беременности и выше этого срока;
- Граждан, страдающих расстройствами психики;
- Лиц, имеющих пороки сердечно-сосудистой или дыхательной системы, которые находятся в процессе обострения заболевания;
- Граждан, пребывающих в состоянии токсического или алкогольного опьянения.
Если вышеперечисленные лица в противовес регламенту закона все же были подвергнуты проверке на полиграфе, ответственное за процедуру лицо будет наказано в соответствии с российской правовой системой. Также наказан будет гражданин, действовавший в роли полиграфолога, однако не имеющий государственной подготовки и регистрации для осуществления данных полномочий.
Насколько правомерно требование пройти проверку на полиграфе? Имеет ли оно юридическую силу? Существует ли Федеральный Закон по поводу проверки на полиграфе?
Если всего несколько лет назад проверка на полиграфе казалась чем-то фантастическим, то сейчас это вполне обыденная реальность. Ваш работодатель заставляет Вас пройти полиграф? И в нынешнее время он вправе это делать, ведь данный метод проверки честности испытуемых уже активно используется частными компаниями, правоохранительными органами и другими организациями.
Поэтому неудивительно, что проверка на полиграфе, её законность и юридическая сила результатов тестирования становятся всё более популярными вопросами среди граждан.
Законность применения полиграфа
В настоящее время полиграф (детектор лжи) может применяться для тестирования сотрудников, как коммерческими организациями, так и правоохранительными органами.
Использование полиграфа коммерческими организациями
Что касается законности применения данного метода, то в первом случае трудовое законодательство не предусматривает применение полиграфа при устройстве на работу или в процессе выполнения своих обязанностей. Однако в кодексе прописано, что работодатель может требовать от своих сотрудников соблюдения трудового распорядка компании. Соответственно, если данный пункт включен в трудовое соглашение, сотрудник компании обязан ему следовать.
Проверка на полиграфе, законность и правомерность этого процесса также зависит от того, получил ли работодатель от своего подчинённого письменное разрешение, и может ли он гарантировать полную безопасность самого технического устройства.
Использование полиграфа правоохранительными органами
Что касается использования детектора лжи правоохранительными органами, то чётких юридических указаний в этом случае также нет. Всё зависит от письменного разрешения гражданина на применение этой методики.
Также следует учитывать тот факт, что существуют определённые ограничения при применении полиграфа, а именно:
-
Наличие у гражданина, который тестируется посредством полиграфа, психологических заболеваний. Нахождение гражданина в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Беременные женщины. Лица, не достигшие 14-летнего возраста. Граждане, которые находятся в состоянии психологического или физического истощения. ↑
Закон о применении полиграфа
Применение полиграфа имеет скорее рекомендательный характер, чем обязывающий тестируемого к чему-то.
На сегодняшний день федерального закона (ФЗ) о применении полиграфа как такового не существует и какое-либо принуждение к тестированию является недопустимым. Однако есть ряд документов, которые косвенно регулируют подобные исследования.
Оперативная деятельность
Если брать во внимание применение этой методики в деятельности правоохранительных органов, то использование полиграфа закреплёно в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В 6 статье этого Закона идёт речь о процедуре опроса граждан, куда можно отнести полиграф. Фактически это не прописано, однако, если трактовать все буквально, такой вариант возможен.
Опять же закон гласит о том, что опрос имеет добровольный характер, соответственно применение детектора лжи может быть осуществлено правоохранительными органами только с разрешения опрашиваемого лица.
Детективная деятельность
Это же относится и к частной детективной деятельности. В частности, ФЗРФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» гласит, что при проведении частных расследований возможно опрашивание граждан с использованием технических средств, если на то есть их согласие.
Трудовые отношения
Этот вариант имеет аналогичные характеристики и в Трудовом кодексе. Если служащий даёт добровольное письменное соглашение на использование полиграфа, то процесс может быть осуществлён. В противном случае принудительное применение технического средства является незаконным. Важно также упомянуть ФЗ «О коммерческой тайне», который несколько расширил территорию для применения полиграфа.
Согласно этому закону собственник коммерческой тайны вправе самостоятельно выбирать доступ к информации, которая является коммерческой тайной, и создавать систему допуска до этой информации. При этом владелец информации может использовать любые методы, в том числе и технические, если они не нарушают других законов РФ.
При этом в этом ФЗ закреплено, что служащий в целях сохранения коммерческой тайны обязан исполнять режим, составленный работодателем.
Правомерен ли отказ тестируемого от прохождения полиграфа?
Согласно действующему законодательству гражданин вправе отказаться от исследования с применением полиграфа в любой момент, при этом ему совсем нет необходимости указывать на это причину.
Опрос проводится только с письменного разрешения испытуемого, который вправе прервать проверку после любого вопроса.
Тем не менее сам факт отказа может восприниматься другим лицом как доказательство того, что человек пытается что-то скрыть.
-
Иногда полиграф может быть использован при приёме на работу. При этом кандидат может отказаться от этого без объяснения причины. В случае если гражданин получил отказ от работы, он вправе потребовать в письменном виде указание причины отказа. Если он вызван исключительно отказом прохождения тестирования на полиграфе, то гражданин вправе потребовать объявление процесса неправомерным. Если гражданин является работником компании и к нему хотят применить полиграф, то он вправе отказаться, и при этом отказ не будет рассматриваться как нарушение установленных трудовых норм. Однако если прохождение подобного исследования закреплено локальным актом конкретной компании, с которым гражданин был ознакомлена заранее и который подписал, то отказ будет являться нарушением правил внутреннего трудового распорядка. В этом случае несоблюдение этого предписания может привести к дисциплинарному наказанию, однако, и его можно оспорить.
↑
Можно ли беременным проходить детектор лжи?
Однозначно, НЕЛЬЗЯ! Это запрещено законом (внесены поправки в 2011г.).
Также прохождение теста на полиграфе ЗАПРЕЩЕНО следующим лицам:
- дети до 14 лет;
- женщины, находящиеся во второй половине беременности;
- лица с психическим расстройством;
- лица с обострением заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;
- лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
- лица, находящиеся в состоянии наркотического опьянения;
Замечание: Беременные женщины не проходят тест на детекторе лжи, потому что их эмоциональный фон в период ожидания рождения ребенка нестабилен и результаты исследования при этом будут недостоверны в большинстве случаев.
Принуждение, либо требование от этих лиц пройти тест на детекторе лжи — незаконно. Обращайтесь с жалобой в соответствующие органы правоохранения.
Резюме
Полиграф находит своё применение в разных сферах деятельности, начиная от коммерческих компаний и заканчивая правоохранительными органами. На сегодняшний день закона о полиграфе в РФ как такового не существует, однако предпосылки для него встречаются во многих правовых документах, в частности в Трудовом кодексе и ряде ФЗ.
Согласно законодательству использование полиграфа не запрещено, однако для его применения нужно соблюдать ряд обязательных условий, в частности речь идёт о письменном согласии гражданина, ознакомлении его с тематикой вопросов, а также конфиденциальности информации, которую лицо представляет во время проведения исследования.
Обновлена: 27.03.2018, 01:01 Количество слов: 1046 Время на чтение: 5 мин.
Распечатать 🖶
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 95 688 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 18 комментариев и уже оценили статью 38 раз!