Что относится к землям общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

1. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

>
Контроль за использованием объектов недвижимости
Содержание
Решение Платоновского сельского Совета народных депутатов Рассказовского района Тамбовской области от 30 мая 2014 г. N 45.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения. Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как "территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе — земельный участок.

Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" — СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" — СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее — Закон об объектах культурного наследия).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т. ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления.

2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий — проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).

Статья 263. Застройка земельного участка

Комментарий к статье 263

1. Правовая возможность застройки, возникающая у собственника земельного участка, — одно из важных распорядительных правомочий субъекта права собственности (см. коммент. к ст. 260). Однако это правомочие не носит абсолютного характера. Его усмотрение, собственное решение об использовании предоставленного земельного участка подчиняется закону, иным нормативным правовым актам, не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (см. коммент. к ст. 209). То же касается решения собственника осуществлять перестройку зданий, строений и сооружений либо их снос. Эти же правила действуют, если собственник разрешает строить на своем участке неограниченному или неопределенному числу других лиц. К ним относятся и члены его семьи, и лица, установившие с ним семейные связи, но продолжающие проживать совместно с ним и пользующиеся этим же земельным участком, а равно и не проживающие совместно с ним, т.е. любые лица по его усмотрению. Его волеизъявление является первичным, но не решающим.

Если земельный участок или здание, строение, сооружение на этом участке находится в общей совместной или долевой собственности, то применяются общие правила, установленные в гл. 16 (см. коммент. к ст. 247, 249, 253, 256, 257, 259), гл. 7 Семейного кодекса, ст. 4, 6 — 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Комментируемая статья указывает на специальное законодательство, которому должно быть подчинено право собственника на строительство зданий, строений, сооружений, их перестройку, снос. Это градостроительное законодательство (Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4473), строительные нормы и правила, утвержденные Госстроем СССР и России, действующие в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (СЗ РФ, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Их требования к строительному производству подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей цели: а) защиты жизни и здоровья граждан, их имущества или имущества юридических лиц, государственного (муниципального) имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Естественно, подлежат обязательному соблюдению требования о целевом назначении земельного участка (см. коммент. к п. 2 ст. 260), которое неразрывно связано с разрешенным использованием, обусловленным категорией земель и территориальной зоной. Так, на землях особо охраняемых территорий и объектов, в частности на землях государственных природных заповедников, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Частично хозяйственное и рекреационное использование возможно на специально выделенных земельных участках и на условиях специально установленного для них особого правового режима.

К входящим в эту категорию землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов применяется, помимо Земельного кодекса (ст. 96), также специальный Федеральный закон от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713).

На землях рекреационного значения (также входящих в категорию особо охраняемых территорий и объектов) запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению; то же касается земель историко-культурного назначения (ст. 99 Земельного кодекса). На отдельных землях историко-культурного назначения, в т. ч. землях, где находятся объекты истории и культуры, подлежащие исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия, особый правовой режим которых запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель (см. Комментарий судебной практики: Вып. 8. М., 2002. С. 29 — 43).

К особо ценным землям относятся территории с природными объектами и объектами культурного наследия особой научной, историко-культурной ценности (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных, животных организмов и др.). Сведения о них указываются в документах государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 100 Земельного кодекса). Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 60) предусмотрено ведение Красной книги Российской Федерации, в которую заносятся животные и растения, если они находятся под угрозой исчезновения. Хозяйственная и иная деятельность, ведущая к негативному воздействию на природную среду, запрещена (ст. 59).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесом или нет, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги). Данные о границах этих земель заносятся в государственный земельный кадастр (ст. 101 Земельного кодекса). Лесные земли могут быть в установленном порядке переведены в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Временно не используемые нелесные земли могут быть арендованы на срок до пяти лет в целях сельскохозяйственного производства.

К землям водного фонда относятся территории, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 Земельного кодекса). На этих землях может вестись строительство и эксплуатация сооружений для обеспечения населения водой, государственных и муниципальных нужд. Здесь устанавливаются водоохранные зоны, имеющие особый правовой режим.

2. В комментируемой статье речь идет о сформированном и закрепленном на праве собственности земельном участке за гражданином (юридическим лицом). Он вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 Земельного кодекса).

Принципом земельного законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса) является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним других объектов недвижимости, где участок и определяет судьбу недвижимости. " Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации" (см. коммент. ст. 219), если возведенное здание, строение или сооружение не является самовольной постройкой (см. коммент. к ст. 222). На самовольную постройку не возникает право собственности, и она подлежит сносу, если создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке. И хотя здание, строение или сооружение возведены собственником земельного участка, они могут быть объявлены самовольными, если постройка нарушила установленный режим разрешенного использования или возведена без получения необходимого разрешения или с существенным нарушением градостроительных, а также строительных норм и правил. Таким образом, комментируемая статья уточняет распорядительное толкование содержания ст. 222 применительно к собственнику земельного участка.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *