Что должно быть в ликвидационном балансе

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Окончательный ликвидационный баланс составляется после погашения всех задолженностей перед контрагентами, сотрудниками и государством (налоги, страховые взносы и т.д.). Он содержит сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между учредителями и участниками ООО.

Обратите внимание, размер активов в окончательном балансе не должен быть больше, чем в промежуточном балансе, иначе налоговая инспекция может запросить разъяснения, и даже отказать в ликвидации фирмы. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Форма (бланк) и порядок составления ликвидационного баланса

Предварительная подготовка данных и само составление ликвидационного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя, формально по закону, эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

На 2019 год установленной формы окончательного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений).

При этом, в октябре 2016 года налоговая официально пояснила, что ликвидационный баланс можно подготовить по форме бухгалтерского баланса, утвердив его учредителями (участниками) ООО или лицом, принявшим решение о его ликвидации.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк окончательного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

После составления окончательного ликвидационного баланса

После того как окончательный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица, принявшие решение о ликвидации. Для этого им необходимо оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Вместе с окончательным балансом ликвидационная комиссия передает в распоряжение учредителей (участников) всё оставшееся после расчетов с кредиторами имущество. Эти активы должны быть распределены между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале.

Как только все расчеты произведены, в налоговую инспекцию необходимо подать окончательный пакет документов для ликвидации:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженности (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Образец заполнения окончательного ликвидационного баланса

Ниже представлен образец заполнения окончательного ликвидационного баланса:

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Промежуточный ликвидационный баланс это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъяв­ленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией.

Цель составления ликвидационного баланса уточнение реального финансового положения ликвидируемой организации.

На основании ликвидационного баланса организация определяет реальную стоимость своих активов и решает, как их выгоднее реализовать.

Все необходимые данные, для баланса данные готовит бухгалтерия ликвидируемой организации.

При составлении ликвидационного баланса необходимо соблюдать требования, установленные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 года №43н.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, в который включаются:

· перечень зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

· перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

· перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;

· перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;

· перечень нематериальных активов с указанием нематериальных активов и стоимости по активу баланса;

· перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов; в том числе указываются товары отгруженные; расчеты с дебиторами: за товары, работы и услуги, по векселям полученным, с дочерними организациями, с бюджетом, с персоналом, по прочим операциям, с прочими дебиторами; авансы, выданные поставщиками и подрядчиками; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета;

· перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности, решения об удовлетворении.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

· полные сведения о составе активов и пассивов организации;

· стоимость всего имущества, которым располагает;

· полные сведения о дебиторской и кредиторской задолженностях.

Перечень всех предъявленных кредиторами требований нужно привести отдельно в приложении к балансу, при этом необходимо указать результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией.

Для составления промежуточного ликвидационного баланса в качестве исходных данных используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица.

Хотя промежуточный ликвидационный баланс (в отличие ликвидационного баланса) составляется до удовлетворения требований кредиторов, в нем, на основании пункта 2 статьи 63 ГК РФ, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией. Отражать в ликвидационном балансе кредиторскую задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества) не нужно.

Когда промежуточный ликвидационный баланс составлен, он утверждается учредителями и (участниками) организации. Ликвидационный баланс согласовывают с органом, который зарегистрировал данное юридическое лицо.

Для этого в налоговую инспекцию представляют Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением самого баланса.

Форма Уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

После того как промежуточный ликвидационный баланс будет утвержден и согласован с регистрирующим органом, можно приступить к погашению долгов.

Ликвидационная комиссия организации выявляет кредиторов и письменно уведомляет каждого из них о ликвидации организации.

На основании статьи 63 ГК РФ срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования, не может быть меньше двух месяцев с того момента, когда было опубликовано сообщение, что данное юридическое лицо ликвидируется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Кредитор может предъявить свои требования, и после истечения указанного срока. Но тогда эти требования будут удовлетворяться за счет имущества, которое осталось после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленном порядке.

Уведомление контрагентов может дополнительно к публикации происходить и любым другим способом и не имеет прямого отношения к работе бухгалтерии. По сути дела происходит выверка взаимных расчетов со всеми сторонними организациями. На этом этапе ликвидируемая организация имеет право выявить неточности своего учета и изменить сумму задолженности перед кредиторами и дебиторами. После составления промежуточного ликвидационного баланса изменение суммы кредиторской задолженности может происходить только на основании судебного решения.

Ликвидационная комиссия определяет порядок погашения задолженно­сти перед кредиторами.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 ГК РФ:

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

· в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Задолженность перед кредиторами первых четырех очередей погашается после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а перед кредиторами пятой очереди — по истечении месяца со дня его утверждения.

Ликвидационная комиссия должна рассчитываться с каждой следующей очередью кредиторов только после того, как удовлетворит требования предыдущей.

По общему правилу требования кредиторов должны удовлетворяться денежными средствами организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 63 ГК РФ в случае если у организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требования кредиторов, то ликвидационная комиссия должна продать ее имущество с публичных торгов. Данный порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика, затем оно реализуется специализированной организации.

Недвижимое имущество продают на торгах, которые подготавливают и проводят организации, имеющие право совершать сделки с недвижимостью.

Заявку на проведение торгов подает ликвидационная комиссия, к которой прилагаются все необходимые документы, подтверждающие право собственности ликвидируемой организации на объект недвижимости.

Не подлежат реализации следующие виды имущества

· имущество, являющееся предметом залога;

· имущество, находящееся на ответственном хранении;

· личное имущество работников.

Если в состав имущества ликвидируемой строительной организации входят незавершенные объекты строительства, то необходимо определить, кто име­ет право собственности на них — заказчик или подрядчик.

Если строительство ведется из материалов подрядчика, то он считается собственником этих материалов, даже если они уже использованы в работе, то есть приняли форму объекта строительства. Право собственности на такой объект сохраняется за подрядчиком до тех пор, пока объект не будет передан заказчику. В этом случае объект незавершенного строительства включается в состав имущества подрядчика и регистрируется в качестве объекта недвижимости, реализуется на торгах, а заказчик получает право требования уплаченных подрядчику сумм.

Если заказчик предоставлял для строительства собственные материалы, привлекал других подрядчиков и принимал отдельные этапы выполненных работ, в этом случае у заказчика больше оснований считаться собственником незавершенного объекта строительства. Поэтому, ликвидируя организацию, недостроенный объект комиссия передает заказчику, а подрядчик либо не предъявляет никаких требований к заказчику (если тот уже рассчитался за выполненную часть работ), либо требует погашения дебиторской задолженности.

Очередность реализации имущества:

· в первую очередь — имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

· во вторую очередь — готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;

· в третью очередь — объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов организации исходя из экономической целесообразности.

Операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу организации или на его расчетный счет, после этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

Встречаются случаи, когда участники организации готовы внести в кассу денежные средства, для того чтобы рассчитаться с кредиторами и оставшиеся средства распределить между собой.

В случае если имущества организации не хватает для полного расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемой организации банкротом и открывает конкурсное производство, это значит, что требования кредиторов с данного времени будут удовлетворяться в особом порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

На основании пункта 78 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности непогашенные суммы дебиторской задолженности списываются на финансовые результаты организации как внереализационные расходы на основании проведенной инвентаризации, при наличии письменного обоснования и распоряжения председателя ликвидационной комиссии.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое перейдет к учредителям.

Ликвидационный баланс составляется, так же как и промежуточный ликвидационный баланс, утверждается учредителями (участниками) юридического лица и согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Передав в налоговую инспекцию ликвидационный баланс, организация снимается с налогового учета.

Ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей, которые получают дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала.

Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, которые ликвидационная комиссия должна передать учредителям организации.

РАСЧЕТЫ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ

После составления ликвидационного баланса, имущество, которое осталось у организации после всех расчетов с кредиторами, подлежит распределению между ее учредителями.

Но сначала необходимо определить общую сумму капитала, которая будет распределяться.

Для этого необходимо рассчитать размер чистых активов и сравнить их с уставным капиталом. Если уставный капитал меньше чистых активов, то «условный уставный» капитал доводится до размера чистых активов за счет стоимости оставшегося имущества.

Имущество, которое осталось у организации после расчетов с кредиторами, подлежит распределению между участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации.

Если по данным ликвидационного баланса у организации осталась прибыль, то данная операция отражается следующей проводкой:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
99 84 субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года» Отражена прибыль отчетного года
84 субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года» 80 Прибыль организации зачислена в уставный капитал.

Если по данным ликвидационного баланса у организации убыток, то он подлежит погашению за счет уставного капитала, при этом нераспределенный убыток прошлых лет переводится в состав убытков отчетного года.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
84 субсчет «Нераспределенный убыток отчетного года» 84 субсчет «Непокрытый убыток прошлых лет» Непокрытый убыток прошлых лет переводится в состав убытка отчетного года
80 84 субсчет «Непокрытый убыток отчетного года» Уставный капитал уменьшен на непокрытый убыток отчетного года

Таким образом, определяется реальная величина уставного капитала, которая будет распределена между учредителями организации.

Начисление сумм, которые подлежат выплате учредителям юридического лица, отражаются следующей записью:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
80 75 Отражена сумма уставного капитала организации, подлежащая распределению между учредителями (участниками)

Распределение имущества между учредителями производится на основании акта, в котором должно быть указано, кому и что передано.

Акт обязательно подписывают все участники организации, выплата долей участникам организации оформляется в учете соответствующей записью:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
75 50,51 Выплачена участникам их доля уставного капитала
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

После расчетов с учредителями ликвидационная комиссия закрывает счет в банке. В банк представляется письмо с просьбой о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации. При закрытии счета уполномоченный банк выдает справку и делает отметку в ликвидационной карте ликвидируемой организации.

После этого подается заявление на ликвидацию в налоговую инспекцию, с подачей ликвидационного баланса и квитанции об оплате государственной пошлины.

Формы заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также расписки в получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439.

Законом о государственной регистрации установлено, что в течение пяти дней со дня подачи документов ликвидация юридического лица считается завершенной и организация прекращает свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а коммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

Согласно положениям статьи 61 Гражданского кодекса, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Процедура ликвидации компании является важным вопросом гражданско-правового регулирования юридических лиц.

Данная процедура влечет за собой последствия, значимые для многих заинтересованных лиц:

  • учредителей компании,
  • ее кредиторов,
  • и др.

Составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса производится с целью определения фактического финансового состояния дел ликвидируемой компании.

Именно на основании данных, содержащихся в ликвидационном балансе, учредители (или орган, принявший решение о ликвидации) смогут определить реальную стоимость активов компании и принять решение о наиболее выгодной их реализации.

И предварительная подготовка данных для составления:

  • промежуточного ликвидационного баланса,
  • окончательного ликвидационного баланса,

и само их составление, в большинстве случаев, являются задачами бухгалтерии ликвидируемого предприятия.

В данной статье будут рассмотрены некоторые особенности гражданско-правового регулирования ликвидационных процедур и порядок составления ликвидационного и промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидация. Требования действующего законодательства

В соответствии с положениями ст.61 Гражданского кодекса, организация может быть ликвидирована в трех случаях:

1. По решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

2. По решению суда:

2.1. В случае допущенных при создании организации грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2.2. В случае осуществления деятельности:

  • без надлежащего разрешения (лицензии),
  • запрещенной законом,
  • с нарушением Конституции РФ,

2.3. В связи с иными неоднократными (грубыми) нарушениями закона, иных правовых актов.

2.4. При систематическом осуществлении:

  • некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением)),
  • благотворительным или иным фондом,

деятельности, противоречащей уставным целям.

2.5. В иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом.

3. Юридическое лицо, за исключением:

  • учреждения,
  • казенного предприятия,
  • политической партии,
  • религиозной организации,

ликвидируется также в соответствии со ст.65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 Гражданского кодекса.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации компании, регламентированы положениями 62 статьи Гражданского кодекса.

Учредители компании или орган, принявшие решение о ее ликвидации, обязаны:

  • письменно сообщить об этом в ФНС, для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что компания находится в процессе ликвидации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», уведомить ФНС (по месту нахождения организации) необходимо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.

ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Именно с этого момента не допускается государственная регистрация:

  • изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации,
  • юридических лиц, учредителем которых выступает указанная организация,
  • юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители компании (орган, принявшие решение о ее ликвидации), так же уведомляют ФНС о формировании:

  • ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора,
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии со ст.62 ГК РФ, учредители организации (орган, принявшие решение о ликвидации):

1. Назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).

2. Устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами организации.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой компании выступает в суде.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет ФНС о завершении процесса ликвидации компании не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации.

Ликвидационный баланс представляется в ФНС после завершения процесса ликвидации компании.

Порядок ликвидации организаций регламентирован положениями ст.65 Гражданского кодекса.

Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации», публикацию:

  • о ликвидации компании,
  • о порядке и сроке* заявления требований кредиторами компании.

*Срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры:

  • к выявлению кредиторов,
  • получению дебиторской задолженности,

а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации организации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения:

  • о составе имущества ликвидируемой организации,
  • перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями компании (органом, принявшими решение о ликвидации).

В случаях, установленных законодательством, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС.

Вслучае, если случае, если имеющиеся у ликвидируемой организации (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет:

  • продажу имущества такой компании с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой компании производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 Гражданского кодекса.

Она осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями компании (органом, принявшими решение о ликвидации).

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество компании передается ее учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой компании, если иное не предусмотрено:

  • законом,
  • иными правовыми актами,
  • учредительными документами компании.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

В настоящее время законодательством не установлены отдельные виды унифицированных форм промежуточного и окончательного ликвидационных балансов для коммерческих организаций (кроме банков и бюджетных учреждений).

Соответственно, формы ликвидационных балансов организации придется разработать самостоятельно.

За основу ликвидационного баланса обычно принимается Форма №1 «Бухгалтерский баланс», в которую добавляются необходимые реквизиты и сведения.

При составлении ликвидационных балансов необходимо руководствоваться требованиями ПБУ 4/99 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

В соответствии с п.3 ПБУ 4/99 применяется при установлении особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации.

Промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно.

Их количество зависит:

  • от длительности процесса ликвидации компании,
  • требований участников (учредителей) и кредиторов к актуальности показателей финансового состояния компании.

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить данные о составе имущества, которые содержат следующие сведения:

1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:

  • инвентарного номера объекта,
  • наименования объекта и его местонахождения,
  • марки,
  • года ввода в эксплуатацию,
  • фактического износа,
  • их остаточной стоимости.

2. Перечень зданий и сооружений с указанием:

  • инвентарного номера объекта,
  • наименования объекта и его местонахождения,
  • года ввода в эксплуатацию,
  • фактического износа,
  • их остаточной стоимости.

3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:

  • наименования объекта и его местонахождения,
  • года начала строительства,
  • фактически выполненного объема,
  • их балансовой стоимости.

4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:

  • наименований долгосрочных финансовых вложений,
  • их стоимости по активу баланса.

5. Перечень нематериальных активов с указанием:

  • наименований нематериальных активов,
  • их стоимости по активу баланса.

6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:

  • производственных запасов,
  • животных на выращивании и откорме,
  • незавершенного производства,
  • расходов будущих периодов,
  • готовой продукции,
  • товаров,
  • НДС по приобретенным ценностям,
  • прочих запасов и затрат,
  • денежных средств,
  • расчетов,
  • прочих активов

в том числе указываются товары отгруженные.

7. Расчеты с дебиторами:

  • за товары, работы и услуги,
  • по векселям полученным,
  • с дочерними организациями,
  • с бюджетом,
  • с персоналом,
  • по прочим операциям,
  • с прочими дебиторами.

8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.

9. Краткосрочные финансовые вложения.

10. Денежные средства:

  • касса,
  • расчетные счета,
  • валютные счета;

11. Перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием:

  • наименования кредитора (в порядке очередности),
  • суммы задолженности,
  • решения об удовлетворении.

Данный перечень приводится либо в приложении к балансу, либо дополняет собой сам баланс.

В отдельной графе указываются результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

При этом, кредиторская задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств, в ликвидационном балансе не отражается.

Таким образом, показатели промежуточного ликвидационного баланса должны содержать:

  • данные о составе активов и пассивов организации,
  • данные об имуществе организации,
  • данные о текущей дебиторской задолженности,
  • данные о текущей кредиторской задолженности.

При составлении промежуточного ликвидационного баланса используются данные последнего бухгалтерского баланса, составленного до принятия решения о ликвидации юридического лица.

В промежуточном ликвидационном балансе, составляемом до удовлетворения требований кредиторов, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс может выглядеть следующим образом:

____________________________ Общим собранием акционеров (участников)

(отметка ФНС) Протокол №___ от __.__.__

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Закрытого (Открытого) акционерного общества/Общества с ограниченной ответственностью

___________________________________________________________________________________________

на «__»__________ 20__г.*

* Дата принятия решения о ликвидации

ФОРМА №1

В продолжение Формы №1 (после Актива и Пассива Баланса по форме №1):

ликвидируемого_______________ общества ______________________

зданий и сооружений

Наименование объекта, его местонахождение

Год ввода в эксплуатацию

машин, оборудования и других основных средств

Наименование объекта, его местонахождение

Год ввода в эксплуатацию

объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования

Незавершенное капитальное строительство

Наименование объекта, его местонахождение

Год начала строительства

Фактически выполненный объем работ

Неустановленное оборудование

Наименование объекта, его местонахождение

Балансовая стоимость (тыс. руб.)

долгосрочных финансовых вложений

Стоимость по активу баланса (тыс. руб.)

Долгосрочные финансовые вложения — всего

нематериальных активов

Стоимость по активу баланса (тыс. руб.)

запасов, затрат, денежных средств

и других финансовых активов

Наименование статей второго и третьего разделов актива баланса

Животные на выращивании и откорме

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы:

Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Прочие запасы и затраты

2. Денежные средства, расчеты и прочие активы

Товары отгруженные

Расчеты с дебиторами:

за товары, работы и услуги

по векселям полученным

с дочерними (зависимыми) обществами

с персоналом по прочим операциям

с прочими дебиторами

Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства:

прочие денежные средства

Прочие оборотные активы

предъявленных кредиторами ликвидируемому

Закрытому (Открытому) акционерному обществу/Обществу с ограниченной ответственностью

Наименование кредиторов (в порядке очередности)

№№ и даты оформления документов, по исполнению которых имеется задолженность

Сумма задолженности (тыс.руб.) Решение: Комментарий

После предоставления в ФНС ликвидационного баланса, компания снимается с налогового учета.Ликвидационный баланс составляется и утверждается (согласовывается) по тем же правилам, что и промежуточный ликвидационный баланс.

Окончательный ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей (участников) компании так и убыточным (в таком случае убытки покрываются за счет уставного капитала).

Ликвидационная комиссия должна передать в распоряжение учредителей (участников) компании все оставшиеся после расчетов с кредиторами активы, указанные в окончательном ликвидационном балансе.

После проведения расчетов с учредителями (участниками) компании, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.

Для этого в обслуживающий банк предоставляется заявление о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации.

Обслуживающий банк при закрытии счета должен выдать справку и сделать отметку в ликвидационной карте компании.

Только после этого в ФНС подается заявление о ликвидации.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.1 — 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст.9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

При этом, государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании:

  • определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в ФНС из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

В случае поступления в ФНС определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.

С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *