Содержание
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) и Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее — Правила), Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 21 Правил Росфинмониторинг доводит Перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, а также адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являющихся субъектами — субъектами статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте.
Процедура включения в Санкционный перечень Совета Безопасности ООН и исключения из него доступна на сайте соответствующего комитета СБ ООН:
Согласно официальному отчету Росфинмониторинга, в 2017 году банками было принято 620 000 решений об отказе в заключении договора обслуживания и в проведении операций. Предприниматели продолжают попадать в так называемый черный список, что вызывает напряжение и беспокойство в бизнес-сообществе. К тому же недавно появилась информация о скором появлении нового черного списка.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.
Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.
Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).
Как вы можете попасть в черный список
Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.
Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.
Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
- с даты создания юрлица прошло менее 2-х лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на счет и списанию денег со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
- поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
- суммы, поступающие на счет, не превышают 600 000 руб.;
- наличные снимаются регулярно — ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных производится в сумме не более 600 000 руб. либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных, которая может выдаваться клиенту — юрлицу, ИП в течение одного операционного дня;
- снятие наличных производится в конце операционного дня с последующим снятием наличных в начале следующего операционного дня;
- у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных.
Также рекомендации по выявлению неблагонадежных клиентов содержатся в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 18-МР. Под неблагонадежными в этом документе понимаются юрлица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и необычный характер, без очевидного экономического смысла и законной цели.
Речь идет о совокупности следующих признаков:
- списание денег со счета не превышает 3 млн руб. в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
- операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
- уплата налогов или других обязательных платежей со счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм НДФЛ, уплачиваемых с зарплаты работников, может свидетельствовать о занижении налогооблагаемой базы.
Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:
- размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица;
- учредитель клиента, его руководитель и лицо, осуществляющее ведение бухучета клиента, — это одно лицо;
- адрес постоянно действующего исполнительного органа клиента является, по информации ФНС, массовым;
- постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.
Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.
В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.
Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.
Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:
- Осуществляются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов, которым банки отказали в проведении операции, заключении договора банковского обслуживания или с которыми расторгли договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в отмывании денег или финансировании терроризма.
- Росфинмониторинг формирует реестр (черный список), который передается в Банк России, далее его используют банки при оценке уровня риска своих клиентов.
- ФНС проверяет достоверность ЕГРЮЛ для предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности. ФНС и кредитные организации взаимодействуют, чтобы принимать меры к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени фирмы-однодневки.
- ФНС использует специальную систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2) для выявления действий, направленных на минимизацию подлежащей уплате в бюджет разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
- Банк России ориентирует поднадзорные организации на типологические признаки и схемы отмывания доходов с участием фирм-однодневок.
- РФ присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Это позволит ФНС с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 7421 иностранных юрисдикций (включая оффшорные).
Реабилитация компаний, попавших в черный список банков
Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).
В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.
Откройте запасной расчетный счет в Эльба|Банк. Обслуживание — 0 рублей. Продолжайте принимать и делать оплаты, уплачивать налоги, выдавать зарплату в любой ситуации.
30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.
Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:
- У банков появилась возможность уведомлять клиентов о применении мер по отказу о совершении операций, заключения договора банковского счета, расторжении договора банковского счет, а также об их причинах.
- В случае принятия решения об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета клиент, с учетом полученной информации о причинах, может представить документы и сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе.
- Банк рассматривает документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований.
- Если оказывается, что основания устранить невозможно, клиент обращается с заявлением и документами в межведомственную комиссию, созданную при Центробанке.
- По результатам рассмотрения заявления и документов от клиента, а также мотивированных обоснований межведомственная комиссия принимает либо решение об отсутствии оснований для отказа, либо решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого решения.
- Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку не позднее 3-х рабочих дней со дня его принятия.
- При устранении оснований отказа организации, осуществляющие операции с денежными средствами, кредитные организации обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
- Если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета с клиентом, то она обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения договора.
В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.
На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.
Как выйти из черного списка банков: необходимые документы
Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.
Если с банком так и не удалось решить проблему по исключению компании из черного списка, придется обратиться в Центробанк с соответствующим заявлением (требования к заявлению). Вы можете отправить заявление почтой или через интернет-приемную Банка России. Опишите сложившуюся ситуацию в свободной форме, укажите, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).
На руках нужно иметь:
- письменный отказ банка в реабилитации;
- копию документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН;
- копию документов, предоставленных в банк для проведения операции или открытия счета;
- реквизиты банка;
- копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
- другие документы, которые вы посчитаете нужными.
Что известно о новом черном списке банков
Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.
Документ примечателен тем, что:
- наделяет банки правом приостанавливать операции на два дня, если возникают подозрения о выводе денег без ведома клиента;
- дает Центробанку право вести базу компаний и физлиц, на счета которых пытались вывести или вывели денежные средства клиентов;
- у Центробанка появляются полномочия доводить полученную информацию до кредитных организаций.
Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.
У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой
Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.
Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.
Как стало известно газете «Коммерсант», один из самых закрытых регуляторов финансового рынка страны — Федеральная служба по финансовому мониторингу намерена обнародовать черный список лиц и организаций, причастных к терроризму. По мнению банковского сообщества, таким образом Росфинмониторинг пытается привлечь широкую общественность к борьбе с легализацией преступных доходов. Реализация этой инициативы увеличит давление регуляторов на банки и сопряжена с серьезными репутационными рисками, предупреждают эксперты.
Обязанность вести список лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме, возложена на Росфинмониторинг законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список состоит из двух частей и содержит несколько тысяч фамилий и названий компаний. В первую часть вынесен согласованный с резолюциями Совета Безопасности ООН список международных террористов, в который уже внесены и некоторые руководители незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чечни. Во вторую — физические лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела о причастности к терроризму, и организации, работа которых на территории Российской Федерации решениями судов прекращена в связи с их противоправной деятельностью. Формированием и обновлением списка Росфинмониторинг занимается с 2003 года совместно с правоохранительными органами, Федеральной регистрационной службой и МИДом. До сведения банков список доводится через Банк России.
Намерение разместить в открытом доступе на официальном сайте перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, «Ъ» подтвердила пресс-служба Росфинмониторинга. До сих пор этой информацией обладали лишь подотчетные ведомству организации (банки, страховщики, ломбарды и т. п.), непосредственно обязанные противодействовать легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Обнародовав свой черный список, ведомство последует примеру других регуляторов финансового рынка. В феврале перечень недобросовестных банкиров вывесили на своих сайтах Банк России и Агентство по страхованию вкладов. В апреле перечень недобросовестных страховщиков раскрыла Федеральная служба страхового надзора. В конце июня Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала на сайте список компаний, обладающих признаками финансовых пирамид.
Как сообщили «Коммерсанту» в Росфинмониторинге, первым шагом к открытой публикации черных списков станет согласование этой идеи с другими заинтересованными ведомствами. «Список носит сводный характер: сведения предоставляются различными государственными органами, — пояснили в пресс-службе. — Вопрос о его открытости необходимо согласовать с ними».
На практике черный список Росфинмониторинга используется следующим образом. При осуществлении операций, требующих установления личности клиента (все, кроме обмена валюты на сумму менее 15 тыс. и социальных перечислений до 30 тыс. рублей), банковский служащий проверяет, нет ли клиента в списке. В случае полного совпадения данных (Ф.И.О, дата рождения, номер паспорта) сотрудник банка обязан под любым благовидным предлогом отказать клиенту в обслуживании и не позднее чем через сутки сообщить об этом факте в Росфинмониторинг, а тот, в свою очередь, — проинформировать правоохранительные органы.
Официальная цель публикации черного списка — облегчить участникам рынка исполнение закона и активизировать борьбу с легализацией преступных доходов. « того, что файл с обновленным списком сначала пересылается в центральный аппарат ЦБ, оттуда в теруправления Банка России и только потом банкам, на его обновление уходит дня»,— пояснил «Ъ» зампред правления Собинбанка Александр Баскаков. По его оценкам, централизованное обновление списка через сайт может занять всего один час.
В банках не исключают, что, делая черные списки публичными, Росфинмониторинг рассчитывает подключить к борьбе с легализацией преступных доходов не только подконтрольные ему организации, но и широкую общественность. «Если инициатива Росфинмониторинга получит широкую огласку, сигналы о подозрительных людях, компаниях и их действиях будут идти изо всех сфер, а не только из финансовой», — считает господин Баскаков. «С точки зрения борьбы с экстремистами это было бы верное решение, — поддерживает зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов. — Но информацию нужно тщательно дозировать, чтобы не пострадали невиновные».
Риски, сопряженные с реализацией инициативы Росфинмониторинга, могут перевесить возможные выгоды, полагают участники рынка. «Непонятно, как банки должны будут узнавать об обновлении списков на сайте Росфинмониторинга, — беспокоится Александр Баскаков. — Если участников рынка не будут об этом извещать, может сработать человеческий фактор: банк вовремя не заметит обновления информации и в итоге может нарушить закон». Невыполнение законодательства о легализации преступных доходов является одним из самых серьезных нарушений в финансовом секторе: за это ЦБ отзывает большинство банковских лицензий.
Банки также высказали опасение, что черные списки, размещенные на сайте Росфинмониторинга, могут быть использованы для недобросовестной конкуренции. «Интернет-сайты нередко подвергаются хакерским атакам,— говорит начальник управления мониторинга операций клиентов СБ банка Елена Федосова. — Есть риск, что в списке окажутся имена людей или названия организаций, не имеющих никакого отношения к экстремистской деятельности». Такой удар по репутации будет очень сложно компенсировать, прогнозирует она.
Скандалы с черными списками
История вопроса
13 мая 2004 года Банк России отозвал лицензию у Содбизнесбанка (впервые в истории — за отмывание доходов, полученных преступным путем). 17 мая глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявил, что в тех же махинациях подозреваются еще десять банков. На рынке появились слухи о нескольких вариантах черных списков подозрительных кредитных организаций. В результате практически прекратилось межбанковское кредитование. Наиболее пострадавшими оказались банк «Кредиттраст» (лишился лицензии) и Гута-банк (остановил платежи и в итоге был продан ВТБ за символический 1 млн руб.).
9 августа 2005 года Минфин опубликовал на своем сайте черный список из 26 управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления. За то, что они не предоставили в срок отчетность о своих владельцах, государство могло расторгнуть с ними договор. Большинство компаний из списка заявили, что отправляли документы и у них есть подтверждение этого. 10 августа список удалили с сайта, а сотрудники Минфина признали «техническую ошибку».
13 апреля 2008 года Федеральная служба страхового надзора (ФССН) опубликовала на сайте службы черный список топ-менеджеров страховых компаний, которые ушли с рынка, не предоставив полагающейся отчетности. Многие менеджеры, оказавшиеся под угрозой увольнения на новых местах работы, опротестовали свое внесение в список. Так, бывший гендиректор и главный бухгалтер перестраховочной компании АПК РЕ Дмитрий Мороз сообщил, что уволился из компании еще до того, как у нее отозвали лицензию. ФССН была вынуждена признать ошибку и вычеркнуть господина Мороза из списка.
Вы верите в черные списки?
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация»:
— Конечно. Это нормальная практика, если списки трижды проверены. Вероятность ошибок огромна, и можно публично ославить человека! Эти списки — своего рода солидарность всех банков против нечистых на руку людей.
Алексис Родзянко, управляющий директор компании Credit Suisse:
— Доверяй, но проверяй. На мой взгляд, такая практика очень опасна, как для банков, так и для клиентов. На Западе предварительно составляются административные акты, проходящие через жесткие процедуры, и только после этого списки обнародуются.
Евгений Адамов, научный руководитель НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля:
— Не слишком. Наш НИИ попал в список госдепартамента США как помогающий мировому терроризму не Бушерской АЭС, а меня. Что же до банков, то и у них дорога, вымощенная добрыми намерениями, может завести не туда, и людям, случайно попавшим в эти списки, будет трудно отмыться от клеветы.
Виктор Геращенко, в 1998—2002 годах глава Центробанка России:
— А судьи кто? В такие списки может попасть любой, пусть даже списки будут сотни раз сверены с судебными решениями. История ЮКОСа показала, что рассчитывать на нашу правовую систему не стоит. К тому же нарушения у лиц из списка могут быть разные, а разглашение их имен портит репутацию всем одинаково.
Денис Хадеев, старший вице-президент ОАО «Первый объединенный банк» (Самара):
— Я против списков — и черных, и белых. Публикация даже положительных списков нервирует рынок. Перед публикацией списков тех, кто вошел в систему страхования вкладов, нервничали все, и банки, и их контрагенты, ведь от ошибок и сбоев никто не застрахован. И рынку такая нервозность пользы не приносит.
Айдар Хамидуллин, председатель правления Банка Казани:
— А это не утка? не верится. Сколько говорили об этих списках, никто их не видел. И для кого их составляют, непонятно.
Евгений Гуревич, один из акционеров холдинга «Адамант», Санкт-Петербург:
— У нас есть подобный список фирм, с которыми мы не работаем и никому не рекомендуем. Жаль, что внедрение в практику черных списков идет слишком медленно.