Содержание
- 1 Правда или вымысел
- 2 Создан ли единый банк данных по неплательщикам
- 3 Получение доступа
- 4 Резюме
- 5 Как вы можете попасть в черный список
- 6 Реабилитация компаний, попавших в черный список банков
- 7 Как выйти из черного списка банков: необходимые документы
- 8 Что известно о новом черном списке банков
- 9 Что это за список? И почему он "черный"?
- 10 И как попадают в этот перечень?
- 11 Какие операции считаются подозрительными?
- 12 А что будет с теми, кто окажется в черном списке?
- 13 Можно ли выйти из этого списка?
- 14 Данные об этом списке общедоступные?
- 15 Мою карту заблокировали, потому что я есть в "списке отказников"?
- 16 А ЦБ собирает еще какие-нибудь списки?
Нынешние реалии предполагают «жизнь в кредит». Соответственно, в такой ситуации граждане озадачены, насколько собственная деловая репутация отвечает требованиям кредитора. Учитывайте, испорченная кредитная история становится гарантией отказа банка в выдаче ссуды.
Поскольку финансовые компании точно рассчитывают потенциальную выгоду и риски, в банках существуют специальные базы, куда попадают неплательщики. Разберемся, функционирует ли единый реестр должников банков и насколько опасны для неплательщиков такие списки.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Правда или вымысел
Начнем обсуждение с выяснения базовых определений.
«Черный список» должников банков России означает реестр, где кредиторы систематизируют перечни злостных неплательщиков и неплатежеспособных граждан.
Соответственно, люди, попавшие в такую категорию, при желании кредитоваться в будущем столкнутся с проблемами при получении ссуды.
Об этом нюансе кредитор предупреждает клиентов уже после двух дней задержки выплат.
Однако реалии иные. Банки включают заемщиков в эту базу лишь после серьезных просрочек платежей, которые длятся свыше 2–3 месяцев.
В таких обстоятельствах недоимку выкупает коллекторское агентство или финансовая структура обращается в суд. Человек же, испортивший кредитную историю, при желании оформить крупную ссуду, получает отказ.
Обратите внимание! В случаях с «мелким» кредитованием внесение должника в базу вряд ли отразится на решении кредитующей компании. Однако это правило работает при условии получения займов в разных структурах.
Отметим, на иных аспектах жизни граждан такие сведения не отражаются. Единственным исключением тут становится попадание неплательщика в реестр ФССП. Сюда направляются дела, прошедшие судебные слушания. Соответственно, приставы для исполнения законного вердикта вправе ограничить гражданские права должника.
Еще один сходный случай – реестр банкротов страны. После объявления неплатежеспособности заемщика тот лишается определенных свобод и привилегий, доступных другим гражданам.
Разобравшись с вопросом, что такое база данных должников банков, перейдем к обсуждению принципов функционирования такой системы.
Создан ли единый банк данных по неплательщикам
Теперь конкретнее разберемся, где удастся увидеть единый список банковских должников. Отметим, финансовые структуры ведут отдельные реестры, которые относятся к клиентам конкретной компании.
Однако коммерческие организации передают собранные сведения в Национальное Бюро Кредитных Историй. Причем тут информация о неплательщиках сохраняется на протяжении 15 лет.
Второй единый реестр по должникам разработан Службой судебных приставов. Эта организация фиксирует в списках людей, по делам которых возбуждено исполнительное производство. Идентификация должников банков по фамилии и имени здесь облегчает задачу в поиске нужного человека. Однако тут собраны сведения лишь о тех людях, которые пошли судебный этап.
Единый реестр неплатежеспособных лиц создан для опознавания граждан и компаний-банкротов. Сюда тоже попадают задолжавшие заемщики финансовых компаний.
Отметим, перечисленные источники получения информации считаются главными базами, где содержатся сведения о должниках. Однако крупные кредитующие структуры, в частности, Сбербанк, владеют собственными «черными списками» людей, не сумевших справиться с финансовыми обязательствами. Причем тут содержится актуальная и достоверная информация о недобросовестных заемщиках.
Получение доступа
Теперь поговорим о шансах ознакомления с рассматриваемыми списками. Учитывая право финансовых учреждений на сохранение коммерческой тайны, доступа граждан к банковским базам нет.
В таких ситуациях узнать о перечне неплательщиков удастся представителям правоохранительных органов. Кроме того, являясь клиентами конкретной структуры, россияне вправе подать подобный запрос кредитору.
Если же речь идет о единых базах, тут ситуация меняется. Разберемся, где удастся увидеть черный список банковских должников в открытом доступе. Фамилии таких людей не выставляются на публичное обозрение, однако проверить потенциального заемщика, все же, удастся. Подобная информация предоставляется по соответствующему запросу в известные единые реестры.
Обратите внимание! В отдельных случаях тут потребуются документы человека, который ищет себя в этих базах. Описанные условия требуются для соблюдения Закона «О персональных данных».
Отметим, требования различных контор, которые располагают подобными списками, отличаются. В отдельных обстоятельствах запрос удовлетворяется, если человек желает получить информацию о собственной кредитной истории. Причем единственной «открытой» базой здесь остается банк исполнительных производств. Рассмотрим особенности и степень публичности представленных реестров.
Бюро Кредитных Историй
Запрос в НБКИ доступен гражданам бесплатно. Однако это правило работает для единственной заявки в год.
Повторное выяснение информации о деловом имидже обойдется в 595–795 рублей. Стоимость выбранного пакета определяется периодичностью и числом обращений заемщика в эту организацию.
Отметим, здесь россияне вправе ознакомиться с собственной КИ, уточнение информации о других заемщиках – незаконная операция, запрещенная ведомством.
Сохранение банка на протяжении пятнадцати лет гарантирует получение клиентом полных и достоверных сведений. Причем этот «черный список» формируется на основании данных, переданных различными финансовыми и государственными структурами.
Тут удастся выяснить информацию о кредитовании, уплате налогов и штрафов, вероятных судимостях заявителя. Как видите, преимущества этого выбора тут очевидны.
Важно! Чтобы получить интересующие гражданина сведения, потребуются паспортные данные, информация о регистрации и фактическом месте жительства человека.
Учитывайте, формат обращения предполагает подписание заявителем запроса. Причем подпись в таких обстоятельствах нуждается в заверке. Единственным вариантом, когда без этого правила удастся обойтись – личный визит в организацию. Однако учитывая что в России функционирует всего 20 филиалов, граждане предпочитают подачу писем почтой или на электронный адрес компании.
В ситуациях, когда должник «попал на заметку» судебных приставов, информация о таком человеке поступает в единую базу о неплательщиках, сформированную сотрудниками исполнительной службы.
Соответственно, тут числятся люди, по чьим делам уже вынесено судебное решение. Отметим, списки должников здесь публичные. Таким образом, выдача сведений не ограничивается лишь заемщиком и доступна заинтересованным сторонам процесса.
Однако чтобы уточнить искомые сведения, заявителю потребуется информация о должнике: инициалы, место регистрации и дата рождения. Когда запрос касается юридических лиц, в случаях с ИП система нуждается в указании номера исполнительного листа.
Если же речь идет об организациях, не обойтись без ввода наименования компании. Дополнительными реквизитами становится юридический адрес предприятия-неплательщика.
Банк данных ФССП удобен для пользователей – тут сведения предоставляются онлайн, на протяжении 2–10 минут.
Отметим, после расчета должника с кредитором либо окончания исполнительного производства задолжавших граждан не удаляют из базы. То же правило работает и в ситуациях с остановкой принудительного взыскания, основанных на п. 4 ст. 46 закона «Об исполнительном производстве». Такая политика предоставляет кредитору шанс вовремя среагировать и возместить причиненный неплательщиком материальный ущерб.
Соответственно, факт наличия судимости из-за невыполненных финансовых обязательств скрыть не удастся. Правда, напротив инициалов неплательщика оставят отметку о причинах окончания исполнительного производства. Этот момент уместно учитывать потенциальным неплательщикам, которые намереваются оформлять займы в будущем.
Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротах
Здесь размещается информация о неплатежеспособных физических и юридических лицах.
Соответственно, такие сведения доступны гражданам и организациям, заинтересованных в получении таких сведений.
Однако при всей публичности этого ресурса, выяснить точную информацию о должнике здесь сложно. Система требует подтверждения личности и статуса заявителя для ответа на поданный запрос.
Учитывайте, такие данные доступны лишь зарегистрированным пользователям СРО. Соответственно к заявке тут потребуется прикрепление соответствующей бумаги, подтверждающей права просителя на доступ к сведениям.
Как видите, и в этой ситуации публичность информации ограничена защитой персональных данных банкротов.
Резюме
Учитывайте, оформляя займы, гражданам уместно регулярно контролировать платежи кредитору и не допускать беспечности в экономических вопросах. Причем уточнить сведения о собственной задолженности удастся напрямую в банке, который выдавал ссуду. Правда, такая информация доступна лишь непосредственно должнику. Отметим, вовремя выявленная и погашенная просрочка избавляет заемщика от будущих проблем.
Несогласованная политика банков становится причиной выдачи кредитов людям с уже испорченной репутацией. Однако в таких ситуациях неплательщикам целесообразно вовремя рассчитаться с кредитором, чтобы улучшить личный статус. Как правило, такой шанс предлагают многочисленные МФО. Единственным недостатком таких предложений становятся высокие процентные ставки и сжатые сроки выплаты займа.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Согласно официальному отчету Росфинмониторинга, в 2017 году банками было принято 620 000 решений об отказе в заключении договора обслуживания и в проведении операций. Предприниматели продолжают попадать в так называемый черный список, что вызывает напряжение и беспокойство в бизнес-сообществе. К тому же недавно появилась информация о скором появлении нового черного списка.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.
Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.
Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).
Как вы можете попасть в черный список
Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.
Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.
Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
- с даты создания юрлица прошло менее 2-х лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на счет и списанию денег со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
- поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
- суммы, поступающие на счет, не превышают 600 000 руб.;
- наличные снимаются регулярно — ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
- снятие наличных производится в сумме не более 600 000 руб. либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных, которая может выдаваться клиенту — юрлицу, ИП в течение одного операционного дня;
- снятие наличных производится в конце операционного дня с последующим снятием наличных в начале следующего операционного дня;
- у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных.
Также рекомендации по выявлению неблагонадежных клиентов содержатся в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 18-МР. Под неблагонадежными в этом документе понимаются юрлица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и необычный характер, без очевидного экономического смысла и законной цели.
Речь идет о совокупности следующих признаков:
- списание денег со счета не превышает 3 млн руб. в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
- операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
- уплата налогов или других обязательных платежей со счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм НДФЛ, уплачиваемых с зарплаты работников, может свидетельствовать о занижении налогооблагаемой базы.
Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:
- размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица;
- учредитель клиента, его руководитель и лицо, осуществляющее ведение бухучета клиента, — это одно лицо;
- адрес постоянно действующего исполнительного органа клиента является, по информации ФНС, массовым;
- постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.
Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.
В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.
Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.
Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:
- Осуществляются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов, которым банки отказали в проведении операции, заключении договора банковского обслуживания или с которыми расторгли договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в отмывании денег или финансировании терроризма.
- Росфинмониторинг формирует реестр (черный список), который передается в Банк России, далее его используют банки при оценке уровня риска своих клиентов.
- ФНС проверяет достоверность ЕГРЮЛ для предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности. ФНС и кредитные организации взаимодействуют, чтобы принимать меры к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени фирмы-однодневки.
- ФНС использует специальную систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2) для выявления действий, направленных на минимизацию подлежащей уплате в бюджет разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
- Банк России ориентирует поднадзорные организации на типологические признаки и схемы отмывания доходов с участием фирм-однодневок.
- РФ присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Это позволит ФНС с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 7421 иностранных юрисдикций (включая оффшорные).
Реабилитация компаний, попавших в черный список банков
Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).
В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.
Откройте запасной расчетный счет в Эльба|Банк. Обслуживание — 0 рублей. Продолжайте принимать и делать оплаты, уплачивать налоги, выдавать зарплату в любой ситуации.
30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.
Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:
- У банков появилась возможность уведомлять клиентов о применении мер по отказу о совершении операций, заключения договора банковского счета, расторжении договора банковского счет, а также об их причинах.
- В случае принятия решения об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета клиент, с учетом полученной информации о причинах, может представить документы и сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе.
- Банк рассматривает документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований.
- Если оказывается, что основания устранить невозможно, клиент обращается с заявлением и документами в межведомственную комиссию, созданную при Центробанке.
- По результатам рассмотрения заявления и документов от клиента, а также мотивированных обоснований межведомственная комиссия принимает либо решение об отсутствии оснований для отказа, либо решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого решения.
- Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку не позднее 3-х рабочих дней со дня его принятия.
- При устранении оснований отказа организации, осуществляющие операции с денежными средствами, кредитные организации обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
- Если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета с клиентом, то она обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения договора.
В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.
На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.
Как выйти из черного списка банков: необходимые документы
Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.
Если с банком так и не удалось решить проблему по исключению компании из черного списка, придется обратиться в Центробанк с соответствующим заявлением (требования к заявлению). Вы можете отправить заявление почтой или через интернет-приемную Банка России. Опишите сложившуюся ситуацию в свободной форме, укажите, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).
На руках нужно иметь:
- письменный отказ банка в реабилитации;
- копию документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН;
- копию документов, предоставленных в банк для проведения операции или открытия счета;
- реквизиты банка;
- копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
- другие документы, которые вы посчитаете нужными.
Что известно о новом черном списке банков
Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.
Документ примечателен тем, что:
- наделяет банки правом приостанавливать операции на два дня, если возникают подозрения о выводе денег без ведома клиента;
- дает Центробанку право вести базу компаний и физлиц, на счета которых пытались вывести или вывели денежные средства клиентов;
- у Центробанка появляются полномочия доводить полученную информацию до кредитных организаций.
Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.
У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой
Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.
Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.
В пятницу, 12 апреля, СМИ сообщили, что в Сеть утекли данные о клиентах из черного списка ЦБ. Речь идет примерно о 120 тыс. граждан и компаний.
При этом большую часть составила информация о физических лицах — ФИО, даты рождения, серия и номер паспорта. Также в опубликованной базе есть индивидуальные предприниматели с их ФИО и ИНН и юридические лица — с ИНН и ОГРН. Опрошенные СМИ эксперты отметили, что распространение таких данных может грозить людям проблемами с банками, отказами контрагентов от сотрудничества и другими рисками.
ТАСС объясняет, как регулятор составляет этот перечень и зачем.
Что это за список? И почему он "черный"?
Он же "список отказников", или "отказной список". Это перечень граждан, предпринимателей и компаний, которым банки отказали в открытии счета или обслуживании на основании федерального закона 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Этот закон устанавливает перечень операций, которые банк должен проверять на подозрительность. По требованию ЦБ, отслеживаются любые действия, похожие на:
- незаконный перевод безналичных средств в наличные;
- запутывание схем расчетов;
- вывод денег за границу.
В первую очередь кредитные организации внимательно смотрят на операции, превышающие 600 тыс. рублей.
А черным список назвали в обиходе, потому что у тех, кто попадал в него, иногда возникали проблемы с дальнейшей работой с банками.
И как попадают в этот перечень?
Когда клиент ведет себя подозрительно, банк может запросить у него дополнительные документы и пояснения. Если организация все равно сочтет операцию сомнительной, она может отказать в ее проведении и даже закрыть счет.
Дальше банки сообщают о клиентах, которым отказали в обслуживании, в ЦБ. Тот в свою очередь передает эти данные Росфинмониторингу, который их анализирует, объединяет в перечень и возвращает регулятору. А ЦБ передает их в обобщенном виде обратно банкам.
То есть в итоге кредитные организации получают полный список неблагонадежных клиентов, составленный общими усилиями отрасли. Но непосредственно формируют его не сами банки — они только передают свои подозрения выше по инстанции.
Какие операции считаются подозрительными?
Высокорисковые. В марте текущего года ЦБ рассказал, что теперь будет сообщать банкам сведения не обо всех клиентах-отказниках, а только о тех, кто совершает высокорисковые операции.
"Это позволит повысить эффективность механизма информационного обмена, сократить количество отказов по формальным основаниям и будет способствовать более конструктивному взаимодействию кредитных организаций и их клиентов", — отметил тогда зампредседателя регулятора Дмитрий Скобелкин.
В середине апреля Минфин предложил пойти еще дальше и ограничить основания для отказа в обслуживании. А именно — ведомство хочет разрешить банкам блокировать операции только при одновременном выполнении двух условий:
- клиенту присваивают наивысший, по правилам внутреннего контроля, уровень риска или организация неоднократно подозревала его в сомнительных операциях и сообщала об этом в Росфинмониторинг;
- у банка есть данные, которые дают основания подозревать, что операция проводится в целях отмывания доходов или финансирования терроризма (текущая редакция закона говорит просто о подозрениях — прим. ТАСС).
Сейчас, отказывая в операции, банки ориентируются на множество критериев, которые содержатся в законе и разъяснительных письмах ЦБ. Например, это:
- запутанный и необычный характер сделки;
- у сделки нет экономического смысла и законной цели;
- сделка не соответствует деятельности компании;
- неоднократное совершение операций для ухода от контроля;
- отказ клиента предоставить банку данные;
- его излишняя озабоченность конфиденциальностью операции и раскрытием информации госорганам;
- пренебрежение клиентом выгодных условий;
- необычно сложный порядок расчетов, отличающийся от обычной практики;
- необоснованная поспешность в проведении операции;
- внесение существенных изменений в ранее согласованную операцию прямо перед ее началом;
- несоответствие операции общепринятой рыночной практике;
- отсутствие информации о клиенте у обслуживающих его банков;
- неоправданные задержки при предоставлении клиентом документов и данных;
- клиент — иностранное публичное должностное лицо, его супруг или родственник;
- клиент действует в интересах общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов или НКО;
- деятельность, связанная с реализацией предметов искусства и т.д.
А что будет с теми, кто окажется в черном списке?
Как упоминалось выше, у клиентов из этого перечня возникали проблемы с открытием счетов и банковским обслуживанием.
То есть когда такой клиент приходит в другой банк, тот может либо отказать в обслуживании, либо — что более вероятно — попросить документы, пояснения или что-то еще с учетом конкретной ситуации.
ЦБ неоднократно обращал внимание, что банки не должны отказывать клиентам в обслуживании на основании только лишь информации об аналогичных отказах в других организациях.
Можно ли выйти из этого списка?
Прежде всего, банки должны объяснить клиенту, почему отказались его обслуживать или проводить операцию. И эти объяснения должны быть достаточно полными, чтобы человек мог обжаловать решение.
Для начала клиент может обратиться непосредственно в банк и предоставить тому нужные документы. Законодательство не устанавливает список бумаг, которые нужно предоставить банку, чтобы выйти из черного списка. Иногда кредитные организации подсказывают, какие документы им нужны. Но в целом клиент сам вправе решать, как доказать легальность своих действий.
Если кредитная организация все равно откажется убрать клиента из списка, то есть реабилитация второго уровня — межведомственная комиссия, о которой можно попросить ЦБ.
А вот если банк все-таки согласился с доводами клиента и устранил причины для отказа в обслуживании, то он сам должен будет уведомить об этом ЦБ.
Данные об этом списке общедоступные?
Нет, еще в самом начале запуска рассылки ЦБ подчеркивал, что данные будут непубличными. Из цепочки механизма очевидно, что информация проходит три пункта: ЦБ, Росфинмониторинг и банки.
В Росфинмониторинге заявили, что исключают возможность утечки от них. В пресс-службе ЦБ ответили, что регулятор доводит информацию об отказниках до участников рынка в зашифрованном виде по защищенным каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации. Дальше "ответственность за сохранность информации и непередачу ее третьим лицам несет финансовая организация, которая ее получила", считают в ЦБ.
Мою карту заблокировали, потому что я есть в "списке отказников"?
Не обязательно. С 2018 года банки по закону "об антифроде" также могут на два дня блокировать переводы, если заподозрят, что клиент их не совершал. То есть если операция выглядит мошеннической.
Однако в этом случае кредитная организация должна связаться с клиентом и узнать, проводил ли тот вызвавшую сомнения операцию. Если этого не произошло, лучше самому обратиться в банк за разъяснениями.
Подробнее о признаках мошеннических операций читайте в материале ТАСС.
А ЦБ собирает еще какие-нибудь списки?
Да, банки также должны информировать регулятор обо всех случаях или попытках перевода денег со счетов клиентов без их согласия. Вместе с этим кредитная организация обязана будет предоставить данные о:
- платежной карте, счете, номере телефона или электронном кошельке, с которого пытались перевести деньги;
- валюте операции;
- дате и времени ее проведения;
- карте/счете получателя, его электронного кошелька или номере телефона.