Частные радары на дорогах законно ли это

После того, как Президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета потребовал не прятать камеры видеофиксации нарушений на дорогах, среди автомобилистов возобновилось активное обсуждение данного вопроса. Особенно большое возмущение вызывают так называемые треноги – специальные камеры, которые устанавливаются в самых проблемных местах и без соответствующих обозначений.

В статье разберемся, на основании чего устанавливаются треноги на дорогах, законно ли это в 2019 году. Депутатами разработан законопроект о камерах видеофиксации на дорогах, предполагающий внесение изменений в статью 2.6.1. КоАП РФ, регулирующую порядок привлечения к административной ответственности собственников ТС на основании фиксации нарушений в автоматическом режиме. Расскажем об изменениях, которые он предлагает.Законодательная основа
Правила установки треноги на дороге в 2019 году базируются на кодексе об административных правонарушениях, где в статье 2.6.1. указано, что фиксация правонарушений может осуществляться техсредствами, но не только.

Дело в том, что сейчас активно используются частные треноги на дорогах и это совершенно законно. Кто их устанавливает? Частные коммерческие компании на основании концессионного соглашения в соответствии с ФЗ-115 от 21.07.2005г. По нему автомобильные дороги или их участки (в соответствии с поправками от 2014 года) могут стать объектом такого соглашения с ИП, российским или иностранным юрлицом.

То есть, субъекты предпринимательства могут устанавливать треноги на дорогах по правилам, установленным в ГОСТах и обговоренных в концессионных соглашениях. Такие фирмы не только используют оборудование, но и осуществляют распечатку и доставку постановлений, организуют оплату штрафов и получают определенный процент от его суммы. Таким образом, они заинтересованы в повышении санкций и регулярности привлечения к административной ответственности как можно большего числа граждан, собственников ТС.
Реакция на треноги
Борьба с треногами началась сразу же после начала их применения. Многие автолюбители решались на радикальные меры: переворачивали камеры, разбивали их.
Достаточно быстро автолюбители разобрались, кто ставит камеры. Возмущение вызывали даже не сами треноги, а принадлежность данных устройств частным лицам, необходимость платить им штрафы за спорные правонарушения.

Поэтому понятно, что сейчас регулярно встает вопрос: когда отменят треноги, но настолько радикальные меры не входят в планы законодателей. Однако есть инициатив по упорядочению использования камер и иных средств фиксации.Законопроект
Разработан и внесен на рассмотрение Госдумы проект закона о камерах видеофиксации на дорогах в 2019 году.

Согласно нормам данного документа:

все технические средства фиксации должны находиться в собственности РФ или субъектов РФ;
требования к ним устанавливаются Правительством РФ;
также Правительство РФ разрабатывает порядок определения, выбора мест для их установки.
В пояснительной записке инициатор принятия закона указали, что сейчас частные лица используют средства фиксации для наживы:

передвижные комплексы часто устанавливаются не на участках с большой аварийностью, а на участках, где часто допускаются незначительные или спорные нарушения;
часто техсредства устанавливаются некорректно или искусственно завышается уровень погрешности;
они не обозначаются никакими знаками, пользуясь пробелами в законодательстве, так как нет единого ГОСТа по средствам фотовидеофиксации, так, в ГОСТ Р 52289-2004 по дорожным знакам переносные треноги не включены.
По мнению законодателей, частные лица намеренно устанавливают техсредства таким образом, чтобы увеличить количество правонарушений, что не соответствует первоначальной цели их внедрения: устранение спорных ситуаций на дороге. Данное мнение депутатов уже поддержал вице-премьер Максим Акимов, поэтому есть вероятность, что законопроект будет принят.

Какой штраф за перегруз автомобиля в 2019 году?

В формате вопрос-ответ
Законны ли треноги на дорогах в 2019 году?

Да, вполне законны, они относятся к автоматическим способам фиксации правонарушений с функциями фотосъемки и видеозаписи, которые допустимо использовать для контроля за дорожным движением в соответствии со ст. 2.6.1. КоАП РФ.

Однако группа депутатов утверждает, что их использование частными лицами приводит к злоупотреблению ими предоставленными правами, в связи с чем внесен законопроект №743069-7 о передаче всех подобных технических средств с собственность государства. Проект внесен в Госдуму 01.07.2019г. и пока только направлен в комитет по госстроительству и законодательству для дачи заключения. Однако речи о полной отмене камер на дорогах в нем не идет.

Законно ли размещение треног на гражданских машинах?

В соответствии с Административным регламентом МВД РФ стационарные средства автофиксации допустимо использовать при контроле за дорожным движением. Такими стационарными средствами являются, в частности, устройства, размещаемые на специальных конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры, передвижные средства фиксации, размещаемые на участках дорог.

Таким образом, так как в КоАП РФ не указано каких-либо требований по размещению техсредств автофиксации правонарушений, использование подобных конструкций соответствует букве закона.

Что фиксирует тренога?

Как и любое другое средство автофиксации, она используется для фиксации правонарушений, совершаемых в ходе дорожного движения. В соответствии со ст. 2.6.1. КоАП РФ материалы, полученные при ее помощи, могут быть также использованы в делах о нарушении правил благоустройства территории, предусмотренных законами субъектов РФ.

Законна ли установка камер-треног около дорог? Кто их обслуживает, и приносят ли они кому-нибудь прибыль?

Практически каждому автомобилисту приходилось наблюдать на обочине дороги машину со стоящей рядом треногой, на которой расположена фотокамера, фиксирующая превышение скорости. При виде такой картины становится очевидно, что приспособление размещено не сотрудниками ГИБДД. Подобные комплексы могут располагаться не только на федеральных трассах, но и на шоссе местного значения.

Откуда же они берутся? Кто находится в транспортном средстве и контролирует работу устройства? Раз уж подобная деятельность приносит в бюджет доход от взысканных штрафов, имеет ли он с этого прибыль?

Совместный контроль

Камера фотофиксации – устройство, которое может принадлежать не только государственным структурам. Их закупают и многие частные организации. В Подмосковье, например, крупнейшим владельцем оборудования для фиксации правонарушений является компания "МВС Групп".

Органы исполнительной власти не в состоянии содержать то количество оборудования, которое требуется исходя из сложившейся дорожной обстановки. Поэтому государство и разделило задачу по фотофиксации нарушений с коммерческими структурами.

Источник изображения: drom.ru

Аутсорсинг подобного рода обеспечивает пристальный контроль за безопасностью дорожного движения. Мера помогает охватить гораздо больше опасных участков шоссе и автомагистралей.

Правовой основой подобных сделок является Федеральный Закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". МВД находит частного инвестора, готового потратить личные средства на покупку фоторадаров. Стороны заключают концессионное соглашение, после чего правоохранительные органы определяют места, где будут устанавливаться треноги. Сотрудник компании выезжает на дорогу, приводит устройство в действие и обеспечивает его исправную работу.

С каждого взысканного в бюджет штрафа представитель концессионера получает свою долю. Фиксированый размер "премии" определяется на местном уровне. Он может составлять от 20 до 50% от величины денежного наказания. Нужно учитывать, что на большинство штрафов в сфере ГИБДД сегодня действует скидка в размере 50%. Это означает, что от каждого платежа в бюджет поступит меньше половины средств. Несмотря на это, подобные сделки выгодны государству, ведь благодаря установке треног в казну страны без каких-либо затрат ежедневно поступает около 5 млн рублей.

Принципы использования камер

Камеры, принадлежащие частным организациям, чаще всего устанавливают на те участки дорожного полотна, где было зафиксировано большое количество ДТП. При этом сотрудник компании не имеет права прятать или маскировать устройство. Однако порой частники все-таки идут на хитрость. Они устанавливают автомобиль на правой обочине по ходу движения транспортного потока. Тренога же размещается прямо перед капотом машины. В результате водитель не видит камеру за кузовом и вовремя не принимает мер для снижения скорости. Большинство современных фоторадаров способны зафиксировать нарушение не только при приближении машины, но и при ее удалении. В итоге автомобилист получает по почте "письмо счастья".


Источник изображения: drive2.ru

К сожалению, в настоящее время законодательство не предусматривает установку предупреждающих табличек при наблюдении за дорогой с помощью переносных устройств. Оповещение водителей обязательно лишь при приближении к стационарному комплексу фотофиксации правонарушений.

Некоторые современные устройства способны определять не только превышение скорости. Так, аппарат "Крис-П" может распознавать выезд на полосу, предназначенную для автобусов. Кроме того он имеет функцию проверки номера по базам данных автомобилей, числящихся в угоне. Комплекс "Кордон-М" фиксирует перемещение по обочине и выезд на полосу для встречного транспортного потока. В его памяти сохраняются видеофайлы каждого нарушения ПДД. Собранные данные могут напрямую передаваться оператору, обрабатывающему информацию.

Водители нередко проявляют агрессию в адрес сотрудников, обслуживающих треноги. Следует помнить, что фоторадар – недешевое приспособление. Стоимость таких устройств начинается от нескольких сотен тысяч рублей. Повреждение камеры будет квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние, караемое по статье 167 УК РФ. Кроме судимости неуравновешенному автомобилисту придется возместить компании нанесенный материальный ущерб.

За любое свое действие приходится отвечать. Поэтому разумнее проявлять самодисциплину и контролировать скоростной режим. Установка треног – это не только чей-то бизнес. Главная их функция – обеспечение безопасности людей во время движения по аварийным участкам дорог.

Водителям не хочется улыбаться, когда их снимают эти камеры. Вновь разгорелась бурная дискуссия вокруг систем видеофиксации, которые устанавливают частные фирмы.

Многие автомобилисты обращают внимание — камер много не на опасных участках, а на тех, что считаются выгодными. И эта картина очень типичная. На дороге за городом, где нет ни домов, ни пешеходов, ввели ограничение скорости. А значит, велика вероятность, что треноги вырастут как грибы. Но это все нюансы. А вот в чем претензия — штрафы стали доходным бизнесом. В карманы коммерсантов зачастую попадает больше, чем в бюджет.

Так выглядят трудовые будни операторов передвижных камер. Эти ящики на треногах появились на обочинах дорог несколько лет назад. И все это время недовольные водители ведут против них настоящую войну. Те, кто ломают камеры, чаще всего не знают, что имущество принадлежит так называемому государственно-частному партнерству.

Эта концессия задумана в помощь регионам, чтобы те меньше тратили бюджетные деньги на видеофиксацию нарушений. Штат сотрудников ГИБДД сокращается, а одна такая камера на столбе стоит примерно два с половиной миллиона рублей. А ее еще нужно постоянно обслуживать — погода у нас во многих регионах суровая, камеры нередко выходят из строя, а иногда и просто покрываются дорожной пылью. А если чуткий прибор начал передавать неверные показания, то его надо ехать отключать или ремонтировать.

«В обязательном порядке выезжает бригада. Она уехала туда за сотни километров, поработала, вернулась обратно. Это одна камера обслужена», — говорит представитель компании-разработчика камер видеофиксации Сергей Кусов.

И тут появляется коммерсант, который говорит, что все эти расходы он берет на себя за долю малую от штрафа. Или не малую. Как посмотреть.

«За каждый штраф той компании, которая их обслуживает, приходит около 200 рублей. То есть, если штраф в размере 500 рублей мы уплачиваем со скидкой — 250 рублей, из них больше 200 уходит в карман к этим частникам, а государству не остается вообще ничего. Что же мы удивляемся, что оно жалуется на то, что у него нет денег ни на камеры, ни на их обслуживание, ни на инспекторов», — говорит автоюрист Сергей Радько.

По сути, частники с передвижными камерами заменили сотрудников ДПС с радарами, которые раньше тоже прятались все больше в кустах. Кстати, по закону, передвижные посты видеофиксации, в отличие от стационарных, не обязаны обозначаться предупреждающим знаком.

К стационарным камерам водители более или менее привыкли — их расположение известно, координаты забиты в навигаторы, а вот частные камеры появляются в самых неожиданных местах. Сегодня они снимают передний номер, которого у мотоцикла, кстати, нет, а завтра — задний. И если вы превысили скорость, то вам точно придет домой «письмо счастья».

При этом многие водители готовы платить штрафы, но только государству, им кажется, что к безопасности дорожного движения частники отношения не имеют.

Казалось бы, не превышай скорость, и тебя не будут волновать камеры — ни частные, ни государственные. Все это так, но многие водители жалуются, что неправильно установленные камеры — например, не под тем углом, ни на той высоте, искажают скорость. Сотрудники ГИБДД говорят, что все под контролем, но по факту проверяют они только документы и сертификат.

«Исправность состояния, высота установки — это уже прямая обязанность самих операторов», — сказал начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД Дмитрий Кузнецов.

О том, что передвижные и стационарные камеры завышают скорость порой до 20 километров в час, говорится в материалах масштабной проверки, которая сейчас проводит Генпрокуратура. Но это не главное нарушение. Самое интересно — кто и как получает право на раздел этого вкусного пирога. Прокуроры говорят, что очень часто концессию получают не по конкурсу на аукционе, а по знакомству.

«Это мошенничество, превышение полномочий, коммерческий подкуп. Нередки, к сожалению, случаи картельного сговора коммерческих структур на стадии, когда должны проводиться конкурсные процедуры», — сообщила старший прокурор отдела Главного управления Генпрокуратуры России Марина Иванова.

В правительстве России эту проблему заметили, и заявления звучат очень резкие.

«Сейчас камера — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят. Мы подменяем главный мотив — добиваться, чтобы на этом участке, никто не нарушал. А сейчас мотив — добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом», — сказал заместитель председателя правительства России Максим Акимов.

Окончательное решение о судьбе государственно-частного в этой сфере будет приниматься после проведение всех проверок. Как заявил вице-премьер Максим Акимов, в течение нескольких лет государство намерено вернуть себе полный контроль над видеофиксацией нарушений правил дорожного движения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *