Благотворительные ящики для пожертвований

Ящики для пожертвований – незаменимые аксессуары, использующиеся в целях благотворительности. Их устанавливают в супермаркетах, храмах, подземных переходах и т. д.

Но сбор средств – не единственное предназначение этих предметов. Ящик из оргстекла купить необходимо и в том случае, когда требуется проголосовать, сдать анкету на участие в конкурсе и т. д.

Ящики для пожертвований купить лучше непосредственно у производителя. В этом случае вы сможете существенно сэкономить. Плюс, есть возможность заказать емкости разных размеров и различной конфигурации. Иногда это очень важно.

Традиционные модели, являющиеся наиболее востребованными, – это ящики для благотворительности квадратной (прямоугольной) формы из оргстекла (акрила), закрывающиеся на ключ. Последний нюанс является достаточно важным, это ограничивает доступ в ящик для сбора денег мошенников и вандалов.
Купить урну для пожертвований можно в любом специализированном магазине. При желании, вам изготовят ее на заказ. Этот вариант востребован в том случае, если клиент проводит масштабную акцию по сбору средств.

Ящики для сбора пожертвований – прекрасный инструмент рекламы. Если аксессуар необходим именно для такой цели, то прозрачное оргстекло может декорироваться слоганами или логотипами компании.

Универсальные коробки для пожертвований купить разумно и в том случае, если вам требуется провести статистический опрос, голосование, собрать купоны и т. д. Разнообразие моделей даст возможность подобрать оптимальный вариант.

Эстетичный и компактный ящик для голосования и пожертвования будет уместен в роскошном офисе и в торговом центре. Аксессуары устанавливают на автозаправках и в роскошных бутиках. Стоимость подобной продукции является вполне демократичной.

Госдума вступает в борьбу с недобросовестными благотворительными фондами и лжеволонтерами, которые занимаются сбором средств на улицах. Планируется упорядочить сбор пожертвований в общественных местах, введя нормативные требования к ящикам для пожертвований, лицам, которые имеют к ним доступ, а также к контролю за внесенными туда деньгами. В парламенте готовы оперативно принять законопроект и ожидают, что правительство конкретизирует требования к таким ящикам.

Комитет Госдумы по развитию гражданского общества «после майских праздников» обсудит поправки к закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», сообщил “Ъ” глава комитета Сергей Гаврилов. Законопроект внесен группой депутатов, среди которых Наталья Костенко, Татьяна Алексеева, Михаил Терентьев (все — «Единая Россия»). Целью документа является повышение прозрачности сбора средств через ящики для пожертвований и предотвращение мошенничества под видом благотворительности. Авторы отмечают, что в России отсутствует официальная статистика благотворительных ящиков, нет системы регулирования сбора денежных средств, и это «противоречит основному критерию благотворительной деятельности — прозрачности».

Инициатором разработки документа выступила, в частности, Ассоциация социально ориентированных НКО «Все вместе» (объединяет 53 благотворительные организации Москвы). В начале 2017 года члены ассоциации обнародовали декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки. В документе, под которым подписались представители более 200 благотворительных организаций, отмечено, что сбор пожертвований в местах скопления людей (на улицах, в электричках, в автомобильных пробках), как правило, осуществляют лжеволонтеры, а не благотворительные организации с прозрачной отчетностью.

« В настоящий момент нет законодательной базы, которая могла бы помочь привлечь этих людей (лжеволонтеров и недобросовестные фонды.— “Ъ” ) к ответственности,— рассказал “Ъ” президент благотворительного фонда "Предание", руководитель проекта "Все вместе против мошенников" ассоциации "Все вместе" Владимир Берхин.

— Никто не может запретить просить деньги на улице или складывать их в ящик, а правил обращения с ящиками не существует». Нет, по его словам, и «способов отследить судьбу денег, которые собирают лжеволонтеры или недобросовестные фонды»: «Частично они раздаются на месте сборщикам, иногда часть этих денег заносится на счет или тратится на благотворительные цели, чтобы создавать видимость реальной деятельности».

Как Российский Красный Крест постфактум определяет получателей пожертвований пострадавшим при пожаре в Кемерово

Законопроект закрепляет понятие ящика для сбора пожертвований и его виды (переносной и стационарный). Использовать такие ящики смогут только НКО, в учредительных документах которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Стационарные ящики будут устанавливаться только на основании договора между собственником помещения и соответствующей НКО. Использование переносных ящиков НКО допустимо лишь во время проведения публичных мероприятий и при наличии «документа организатора мероприятия, подтверждающего право использования ящика». Ящики должны вскрываться в присутствии стороннего лица, например, владельца помещения или организатора мероприятия.

По данным исследования «Частные пожертвования в России — 2017», проведенного Фондом поддержки и развития филантропии КАФ, в России на благотворительные цели в прошлом году направлено 120 млрд руб., пожертвования совершали 53% жителей РФ. При этом 59% из них заявляли о готовности жертвовать больше, «если точно будут знать, на что будут потрачены их средства». Согласно результатам исследования, более трети всех средств поступает в организации через ящики для сбора пожертвований.

«Мошенники есть и будут всегда, на каждый закон они придумают миллион схем,— полагает депутат Сергей Гаврилов.— Нужно ужесточить механизм функционирования благотворительных фондов и благотворительной деятельности». Первый зампред думского комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин считает, что документ «восполняет пробел в законодательстве». Законопроект предполагает принятие постановления правительства «по требованиям к ящикам», говорит господин Вяткин: «До третьего чтения документа мы должны увидеть хотя бы проект такого постановления». От разработки постановления зависит и срок принятия закона, пояснил он. Господин Берхин надеется, что поправки примут «к лету, потому что это основное время действия этих персонажей».

Законопроект создавался при участии крупных фондов, напоминает президент фонда «Соединение» Дмитрий Поликанов: «Он просто вводит в норму практику, которой они и так придерживались». «На данном этапе законопроект не создает препятствий для фондов,— считает исполнительный директор благотворительного фонда "Дорога вместе" Юлия Прилепская.— Надеемся, что представители благотворительного сообщества в дальнейшем будут принимать участие в обсуждениях и наше мнение и комментарии будут услышаны и приняты».

Валерия Мишина, Нина Любинарская, Анна Васильева

Как правильно заключить договор с подопечным фонда, оформить новую программу, сбор через ящик для пожертвований и обойти другие подводные камни — подсказки юриста.

Путаница в документах НКО ставит под угрозу законность решений, принятых вашей организацией, — а значит, заинтересованные лица или контролирующие органы могут при случае оспорить легитимность документов. Наталья Дроздовская, директор юридического управления проекта PHILIN, — о том, как избежать самых грубых ошибок в юридической работе НКО.

Допустим, некоммерческая организация решает развивать новые направления деятельности. Тогда необходимо открыть устав НКО и понять, насколько данное направление соответствует предмету ее деятельности и цели. Вот несколько возможных сценариев.

  1. Уставные цели сформулированы слишком узко. Цели, указанные в уставе, лучше формулировать широко, например, «помощь детям и молодежи» или «поддержка здоровья женщин». Направления деятельности описываются конкретнее. Как вариант, фонд занимается «помощью детям и молодежи», а одно из его направлений – «образовательная деятельность, помощь в профориентации». Решение помогать пожилым людям не впишется в деятельность НКО, в уставе которой записана помощь детям, зато организация кружка для подростков подойдет.

Еще один пример. НКО планирует оплачивать обучение детей в спецшколах или на образовательных курсах. Если в уставе указано не «содействие людям с ограниченными возможностями», а «содействие и финансовая помощь в лечении детей с ограниченными возможностями», понадобится внести изменения в устав и расширить предмет деятельности, что влечет за собой подготовку пакета документов и его подачу в Министерство юстиции. Для сведения: регистрация новой версии устава в Минюсте обычно занимает около месяца при отсутствии каких-либо возражений и/ или отказа со стороны министерства.

  1. НКО планирует расширять круг благополучателей в рамках своей основной деятельности. Например, кроме помощи в лечении детей с ограниченными возможностями, НКО хотело бы оказывать такую же поддержку взрослым с инвалидностью. Тогда, помимо внесения в устав нужных правок, придется изменить название НКО — по закону оно должно четко отражать основную цель и суть деятельности некоммерческой организации. В приведенном примере – это помощь детям с ограниченными возможностями.
  2. НКО хочет заниматься двумя разными видами деятельности. Допустим, помощью людям с ограниченными возможностями и поддержкой памятников архитектуры. «В данном случае расширить деятельность и изменить наименование нельзя, – предупреждает Наталья Дроздовская. – Эти два направления никак не связаны, и Минюст вряд ли зарегистрирует фонд поддержки людей с ограниченными возможностями и памятников архитектуры. Вероятно, придется регистрировать новую НКО».
  3. Смена учредителя/ руководителя. В случае изменения адреса, фамилии, имени, отчества руководителя организации, учредителей, входа или выхода учредителей, прекращения полномочий руководителя организации необходимо внести эти сведения в Единый госреестр юрлиц, а также подать полный пакет документов в Министерство юстиции. Подать документы в Минюст нужно в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении сведений. Для этого нужны заявление, протокол, а также уплаченная пошлина.

Важный момент, о котором многие НКО не помнят или попросту не знают: если в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях с 2014 года правки в устав не вносились, то пошлину оплачивать не нужно. Такие изменения будут считаться приведением устава в соответствие с требованиями закона. Для тех, кто забыл это сделать, предусмотрен штраф, но будет ли он выписан, зависит от дискреции конкретного исполнителя в Минюсте. Подобные ситуации довольно часто встречаются в работе с министерством.

НКО, которые не вносят эти сведения, рискуют не только штрафом. Третьи лица могут запросить выписку из реестра. Если они увидят, что в реестре, например, указан другой директор, может встать вопрос о легитимности документов, которые были подписаны в этот период.

  1. Смена адреса. Бывает, что организация зарегистрирована по одному адресу, но фактически находится в другом месте. Следует иметь в виду, что Минюст имеет право подать заявление о ликвидации НКО, если выявит, что до организации не доходит корреспонденция или невозможно доставить почту, потому что данные в реестре не соответствуют действительности.

3 грубых ошибки с документами

Часто НКО нарушают положения собственных внутренних документов, например, положения устава о созыве органов управления, частоте сборов, об оформлении решений. Могут также отсутствовать протоколы, включая протоколы о продлении сроков полномочий органов, исполнения положений, которые необходимо исполнять в соответствии с уставом.

Бывает, что полномочия одних органов фактически реализуются другими. В частности, исключительные полномочия совета фонда исполняются директором или наоборот. «Это недопустимо, – объясняет Наталья Дроздовская. – Возникает путаница в устройстве НКО и законность решений, принятых некоммерческой организацией, может быть оспорена заинтересованным лицом».

Еще одна ситуация, которой лучше избегать, – неправильное оформление программ. На сайте НКО говорится, что она ведет благотворительную программу, но фактически программа не оформлена и не утверждена. Это может быть расценено как введение в заблуждение и не только повредить репутации, но и привести к признанию нецелевого использования средств с соответствующими налоговыми и финансовыми последствиями. По закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», если НКО реализует благотворительную программу, она должна быть прописана и утверждена высшим коллегиальным органом.

Оферта

Если НКО собирает пожертвования через интернет, на сайте или через соцсети, при публикации реквизитов с просьбой о помощи нужно разместить договор публичной оферты и указать условия сбора пожертвований. При этом благотворитель должен поставить галочку и согласиться с условиями оферты. Часто у НКО оферта отсутствует, а без нее сделка по пожертвованию недействительна. Мы помогаем клиентам правильно оформить оферту и даем рекомендации по размещению ее на сайте вместе с другими документами, если это необходимо.

Ящик для сбора пожертвований

В законодательстве нет четких требований, как оформлять пожертвования через ящики. Многое зависит от того, на чьей территории стоят ящики, кому они принадлежат. Нужен приказ на уровне НКО о начале сбора пожертвований с указанием места и периода сбора, назначены ответственные лица.

Бывает, что в ящик собираются не денежные, а вещевые пожертвования (одежда, канцелярские принадлежности, средства гигиены) или ящики принадлежат не НКО, а магазину, где планируется благотворительная акция. В зависимости от условий и возможностей договор между НКО и торговой точкой можно оформить как: (i) договор аренды конкретного ящика, а все собранное в него передавать в НКО в качестве пожертвования; или (ii) договор безвозмездного (или возмездного) предоставления места под установку ящика-копилки.

Когда сбор пожертвований закончен, важно оформить акт выемки денежных средств или вещей из ящика за подписью комиссии, специально созданной в НКО, и по возможности представителя организации, в которой установлен ящик. Отсутствие основных документов, договоров, актов, приказов может повлечь налоговые риски.

Договор с подопечными

Наталья Дроздовская, директор юридического управления проекта PHILIN. Фото с сайта 1pom.org

При пожертвовании денег, имущества или бесплатном оказании услуг в пользу НКО важно заключить договор – он подтверждает перед контролирующими органами целевое использование средств и, как следствие, правомерность налоговых льгот.

Для оказания адресной помощи НКО нужно заявление от благополучателя, его согласие на размещение информации в публичном пространстве, если оно планируется, а также документы, подтверждающие, что этот благополучатель действительно нуждается в помощи. Возможно, вашему подопечному понадобятся справки из социальных органов. Затем с ним нужно заключить договор пожертвования или безвозмездного оказания услуг.

Собранные средства должны быть потрачены в течение года, если иное не предусмотрено договором пожертвования. Если условия оказания помощи изменились, (скажем, операция планировалась в одной клинике, а была сделана в другой), это нужно отразить в документах. «Фондам, постоянно оказывающим адресную помощь, мы обычно рекомендуем утвердить благотворительную программу, которая предусматривает условия получения помощи, категории и критерии нуждающихся», – поясняет Наталья Дроздовская.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *